Письмо с фронта

*** на фото мой отец Реймов Ф.С. 1945 год ***
==================================

 Я часто перечитываю это письмо и думаю: надо же, каждый день под пулями, а он думает о детях, хочет чтобы они выросли достойными людьми, пишет жене, как надо крепиться и воспитывать детей. А сам не знал, вернётся ли?

В письме я ничего не изменила и не корректировала.
*************************

"23 сентября 1943 года
 Здравствуй, дорогая Маня!
За последнее время я получил от тебя 4 письма, а ответить на них не успел. Написал маленькую записку – это примерно 7-го сентября или 6-го, не помню и по сегодняшний день я не имел времени написать более подробное письмо.

Сегодня погода дала мне свободное время, и я решил ответить на все твои письма и через письмо поговорить с тобой. На дворе сильный ветер и осенний дождик, слякоть, вообще осень полностью вступила в свои права.

Как-то, прочтя твои письма, мне пришлось сразу выехать вперед своей части. Ехал верхом на коне ночью, в голове воспроизвел ответ на твои письма. Конечно, мечтая, молча, когда никто не мешал, я хотел написать многое, за 40 км конечно можно многое подумать и передумать. Сегодня все это забылось, ведь прошло времени 2 недели, да плюс за эти две недели сколько мест я переменил и все мое время было занято боевыми делами.

Решил: из сумки вынуть твои последние 5 писем и еще раз прочесть их и потом частично воспроизвести то, о чем я думал 15 дней тому назад и добавить новые свои впечатления.

В одном письме ты пишешь: "Я тебя благодарю за воспитание детей, я обязана этим тебе …" и так далее. Вот на эту тему я хочу с тобой поговорить.

Если двое уже встали на ноги (примеч. О.Р.: Вова закончил пехотное училище и уже воевал, Лара работала на военном заводе), так еще, Маня, двое малышей, вот за них чтобы я тебя отблагодарил. Хочу поделиться с тобой моими взглядами на воспитание малышей.

Некоторые родители, особенно матери к воспитанию детей подходят неверно. Жалеют их и эта жалость в дальнейшем отражается в худшую сторону. Жалеть детей надо, но уметь их пожалеть, чтобы эта жалость не портила их. У одних и тех же родителей бывают разнохарактерные дети , пример: Вова и Лара. В чем дело? Вот сама подумай, почему это у Вовы, собственно уже мужчины характер девочки, а Лара – девочка с твердым характером. Обстановка, дорогая, сложила их характеры. Лара с самых малых лет попала в кошмарную обстановку, вспомни 1932-33 и 34 годы.

Это отразилось на ней и физически и морально, несмотря на то, что ей было всего еще 5-6 лет, она своим детским умом воспринимала окружающую обстановку в доме. А на улице дети, играющие с ней зачастую ей кое-что видимо напоминали.

Отсюда, еще тогда некоторая отчужденность ее от своих подруг, ибо обида созданной обстановкой и такими же как она детьми складывалась все труднее, отсюда отличился характер. Она думала, почему у людей так, а у нас не так.

А потом с 1934 года или скорее всего с 35 года, когда я появился, пошли другие мнения и разговоры. Разные тетки, которые окружали нас с тобой ей говорили, что маме теперь не о вас забота. Лара этим разговорам не верила и своим детским нюхом проверяла правильно это или нет, как я отношусь к ним обоим, как ты ведешь себя.

Видимо все эти разговоры теток – болтушек на нее первоначально производили впечатление, но потом, проверив на фактах, она оставалась довольна тобой и мной. Дальше родилась Нонна, опять эти тетки  обязательно говорили ей:
-теперь у папы своя дочь, на вас и смотреть не будет.

Она опять на проверку, видимо результаты были в нашу пользу. Вот таким образом не только эти два-три момента и все моменты жизни детьми воспринимались и все это в общей сложности создает характер человека. Весьма возможно, что все это и повлияло на ее скрытность и некоторую недоверчивость, о которой ты пишешь. Вот вкратце о Ларе.

Вова. В 1932 году он уже был школьник и ты ему уделяла больше внимания, чем Ларе, ибо он учился, болел, а до этого он у тебя жил как барон, что хотел, то и делал. Отсюда уже к школьному возрасту у него некоторый характер уже был, он видимо был немного баловень.

Резко изменившаяся обстановка его озлобила и все, что его окружало он считал возможным победить. Капризничал. В его школьной жизни никто кроме учителей не помогал ему, ты, безусловно, в этом ему не могла помочь. На него начала влиять улица и первые мои годы совместной жизни мне стоили дорого (конечно, не материально).

Я всем был доволен, но Володя меня бесил, но я держался крепко. Были моменты, когда я думал, что сделал ошибку в жизни, но все это отбрасывалось в сторону при мысли, что я человек и быть свиньей не положено. Неужели не хватит силы привести его в порядок?  А потом решил: раз сделанное не возвращать.

Володя часто тяжело болел и до меня и при мне, это конечно отразилось на нем. Ведь, когда он болел, с ним были не только мягки, а помогали ему всем чем могли. Все это сказалось на его характере в сторону мягкости. Вот поэтому по-моему у Вовы и Лары разные характеры. Но учти, они оба тебя любят, только любовь эту выражают каждый по-своему.

Ну, дальше. Вот, чтобы Нонна и Оля не были разнохарактерными и чтобы были они равны, их тебе надо воспитывать ровно, а что значит ровно.

 Во-первых, не выказывать перед ними своих настроений, т.е. в “духе” ты или нет, относиться надо к ним ровно. Уже сейчас приучать к труду к маленькому, возможному и выполнимому (учти, это Володю выручало и он наверное анализируя прошлое, вспоминает это). 
Во-вторых, установить у себя дома порядок и безусловно этот порядок выполнять: вставать в 7 утра – значит в 7 и не раньше и не позже. Ложиться спать в 9 вечера – значит так и делать. Вообще приучать к порядку. Учить их как, что делать, как себя вести, чтобы они чувствовали, что мама про все будет знать и ее надо слушаться, а для этого надо взять себя в руки, держать себя как мать, чтобы никаким своим поведением, ни одним словом не могла уронить свое достоинство перед ними. Не надо бить, кричать и ругаться или, что еще хуже бывает у некоторых, от бессилия начинают плакать. Лучше накажи, но если уж не слушает – примени силу, но без крика и истерик. Всего не напишешь, но я думаю, что ты кое-что уже сама знаешь.

Конечно, Володя характером окрепнет, жизнь его научит еще большему, что он получил в семье и школе. Лариса немного тоже станет откровенней и все это наладится и ты, видимо, годика через 2-3 будешь нянчить внуков.

Рановато ведь, а? Володе еще на мой взгляд годиков 7-8 еще надо подождать жениться, ему бы учиться не мешало. С 20 лет принять на шею хомут семейства рано и очень рано.

Лару надо обязательно учить и что бы она на первый случай получила среднее образование, а дальше будет видно. Семейная жизнь не убежит, теперь не те времена, во всяком случае, если к весне вернусь, буду жив и здоров, я ее буду учить, может год подготовлю на дому для того, чтобы догнать ей пропущенное.

Ты пишешь о материальном положении. Я тебя понимаю. И Володи нет и деньги, посылаемые мной небольшие. Маня, я знаю и еще то, что есть люди, живущие в оккупации или в эвакуации, вот они возвращаются домой и вместо дома одна печная труба торчит и здесь же у своих развалин устраиваются в землянках и шалашах. Все-таки, несмотря на все возвращаются на свою родину. Материально я могу тебе помочь еще тем, что могу выслать рублей 200-300.

Я жив, здоров. Я сейчас дней на десять от своей части оторвался, к концу месяца буду там, примерно 28 сентября. Наверно там есть опять твои письма, так что дней через пять жди опять письмо.

 Крепко целую всех.
 Твой Фатых."

Когда он писал это письмо, он не знал вернётся ли?

Это письмо хранится С 1943 года. Фатых вернулся в 1946 году, а Володя погиб
30 октября 1943 года в возрасте 18 лет, не дожив три недели до 19 лет.

Это боль и память нашей семьи.


Рецензии
Оленька! Нет слов просто... Какой же умный был у Вас отец! Как жаль Вашего брата...

Ольга Анисимова 2   11.05.2021 19:03     Заявить о нарушении
Да, очень хороший был отец! Достойный человек. А брата жалко всю жизнь... и не жил совсем. Сразу попал в бойню и погиб в первых боях.
Спасибо, Оля, за отзыв!

Ольга Реймова   11.05.2021 19:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 36 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.