Драг Рейсинг в Караганде 2007
Принято считать, официально что драг - рейсинг родился в Америке, в 1948 году на треке в калифорнийском городе Голета. Вообще, первые гонки были проведены в 20-ые годы прошлого века на гладком дне высохшего озера Мохаве, что в Калифорнии. Гонки- 402 метра или четверть американской мили. Видимо, эта дистанция оказалась оптимальной для максимального ускорения, на которой можно наблюдать и старт, и финиш одновременно.
В каждом заезде принимают участие только два автомобиля или мотоцикла. Машины делятся на классы по типам конструкции и объемам двигателя.
1 класс - авто с объемом двигателя от 0 до 1599 куб.см.
2 класс авто с объемом двигателя от 1600 до 1999 куб. см.
3 класс авто с объемом двигателя от 2000 до 2499 куб. см.
4 класс авто с объемом двигателя от 2500 до 2999 куб. см.
5.2 класс авто с объемом двигателя от 3000 и выше - только машины с моно приводом.
5.4 класс авто с объемом двигателя от 3000 и выше - только машины с полным приводом.
На турбированные машины применяется коэффициент 1, 6. То есть объем двигателя умножается на эту цифру и получается новый класс, в котором и выступает машина. Автомобили, оборудованные закисью азота (NOS), участвуют в 5 классе не зависимо от объема двигателя.
За границей эти гонки имеют статус международных соревнований, признанных FIA, потому что соревнования по драг-рейсингу проходят на специальных трассах по чётко установленным правилам, и это безопасно для зрителей и других участников. У нас же в стране достаточно сложно организовать официальное мероприятие именно из-за отсутствия специальных гоночных треков.
Примечательно, что английский глагол «to drag» имеет значение «ползти, тащиться», что отнюдь не соотносится со скоростями, на которых проносятся машины.
Во время Второй Мировой войны озеро у гонщиков отобрали, на нем построили военную базу. Горячие парни переехали в Лос-Анжелес, где и был построен первый автодром для драга. Бурный расцвет профессионального занятия этими гонками пришелся на послевоенное время. И молодежь начала бурное строительство машин, на которых гоняли по ночным улицам городов,мешая покою мирных жителей.
К счастью, у американских властей хватило ума превратить молодежную самодеятельность по строительству ход-родов (так стали называть машины для этого вида гонок) и состязания на них в скорости на дорогах в новый вид массового автомотоспорта и зрелищного, доходного шоу. Как же далеко до этого нашим властям, порой не идущими ни на какой контакт, даже не смотря на то, что в Казахстане драг-рейсинг признан официальным видом спорта.
На сегодняшний день в США только в национальной ассоциации хотродеров около 100 тысяч активных членов, международные ассоциации драг-рейсинга объединяют уже миллионы пилотов-гонщиков. Ежегодно в США в 24 этапа проходит Чемпионат Мира по драг-рейсингу, а также около пяти тысяч и мотор-шоу хотродеров, которых только в Америке около пяти миллионов человек.
Пионером же драг-рейсинга в Европе была Англия в тридцатые годы двадцатого века. Затем, в период войны на территории Англии было построено множество взлетно-посадочных полос, которые став ненужными после ее окончания, дали возможность создавать идеальные драгстрипы. В 1963 году появился первый драгстер на метаноле, мощность которого превышала 700 л.с. По-настоящему Европу захлестывает волна драг-рейсинга лишь в 60-х и лето 1964 года стало летом массового помешательства — фестивали и соревнования шли друг за другом каждую неделю, но сейчас драг развит не так широко, как в США.
От мировой истории вернемся к Караганде, а именно к 26 августа. Трассой этих гонок стала бывшая взлётная полоса старого аэропорта. На 10:00 утра была назначена регистрации участников, классификация, медосмотр, техосмотр, а сами заезды – на два часа дня.
Яркое солнышко светило с самого утра, но воздух накалялся больше от двигателей машин, которые участники настраивали перед стартом. Закрытый парк был полон – бесчисленное количество Тойот, Нисанов, Хонд, БМВ и других марок. Все рвались в бой. Всеобщее внимание привлекал Супер- Монстрик - зелёная турбовая БМВ, которую "на коленке" в гараже собрали Биммер, Кулемзин Андрей и остальные гении инженерного духа. На её задние колёса надели "слики" - специальную спортивную супермягкую широченную гладкую резину - и от зловещего вида этой машины с дырками в капоте и торчащими из арок колёсами обалдели все. Она тут же стала главным центром внимания и объектом бесконечного множества фотосессий.
Нужно сказать, что организация была на настолько высоком уровне, что сердце радовалось за Карагандинцев и обливалось горючими слезами за Алматинцев - у нас такого не сделаешь: даже если количество милиции будет втрое превышать количество зрителей, наши зрители всё равно будут ходить прямо по драг-стрипу, мешая нормальному проведению состязания. Печально.
Квалификация прошла быстро, была сформирована сетка участников для дальнейших стартов, и всё бы в столь же приятном шустром темпе продолжилось дальше, но... но за несколько дней до соревнования в Караганде завершился конкурс "Мисс Караганда". И теперь несчастных "миссок" таскали по всем более-менее крупным мероприятиям. Так и здесь. Их, бедных, поставили на длинную платформу огромного "Вольво", дали в руки по флагу и заставили размахивать этими флагами на протяжении 10 минут, пока тягач в буквальном смысле ПОЛЗ 402 метра от старта к финишу и столько же обратно.
Первый класс откатал очень резво: шутка ли - после квалификации в классе всего 2 машины! Первый же старт - и выявлен первый победитель - белая Хонда Цивик.
Второй класс начался неожиданно: в первом же заезде проиграл, а следовательно, выбыл из дальнейшей борьбы гордость и надежда VTEC-Club'a и по совместительству Официальный Тест-пилот клуба ADRC Слава S*S на маленькой серебристой Хонде S2000, соревновавшийся с такой же маленькой, но, как оказалось, более резвой чёрной Тойотой МР2 из Караганды. Во втором заезде этого класса выиграла белая Хонда Интегра от всё того же VTEC-Club'a. В финале Интегра оказалась сильнее маленькой чёрной Тойоты, отчего и стала победителем в этом классе.
В третьем классе участников было побольше, но ничего особо впечатляющего не произошло - победа в этом классе также принадлежит Хонде Интегре от VTEC-Club'a.
А вот дальше... Четвертый класс... Нервы были взвинчены у всех, кто хоть краем уха слышал о ВЕЛИКОМ СПОРЕ между Хондаводами и БМВодами. Первые обещали выставить гипер-мега-подготовленного супер-резвого Цивика, а вторые участвовали на двух М3. Спор был на результат в классе: победит этот МегаЦивик или же БМВ М3 Эльмурата. Но судьба вильнула хвостиком, как она это любит делать в самые неожиданные моменты, и сетка участников оказалась составленной таким образом, что эти машины не встретились в поединке.
Цивик встретился со второй "эмкой" - Виксовской - абсолютно по-граждански выглядевшей, практически без шильдиков, которые могли бы рассказать о её причастности к семейству M-Power... И эта скромница не оставила никаких шансов японскому младшему брату. Вообще никаких.
Финал этого класса был красив: две М3 - синяя и сиреневая, два пилота, которые уже очень много раз состязались между собой, а теперь приехали сделать это в очередной раз за тысячу километров от родного города, от Алма-Аты. Перед заездом пилоты вышли из машин, пожали друг другу руки, Эльмурат что-то шепнул Виксу, и они поехали на старт. Марш! - и стремительные машины понеслись! Вернее, одна понеслась, а вот со второй что-то случилось... Или, может, именно это и шепнул Эльмурат Виксу перд стартом: "Я потихоньку поеду, а ты уж давай, со всей дури!" В общем, Виксовская синяя красавица выиграла бесспорно, да ещё и с таким безумным для 4 класса временем - 13.3, что Цивики ещё долго будут отдыхать в сторонке, если не турбанут свои моторы....
А потом пришёл 5 класс... И все замерли... Абсолютное большинство машин 5 класса – 4WD, и все переживали - как же среди них прорвётся моноприводный Зелёный Монстрик.... Ооо.. Те, кто так рассуждали, ещё не знали всех возможностей этой машины... Монстрик "скушал" всех, кто попался на его пути: субары всякие, тойоты, снова субары, и дошёл до финала...
И точно так же "кушал" всех своих соперников аккуратненький, такой чистенький тёмно-фиолетовый Ниссан Скайлайн ГТР в 33 кузове. Точно знаю, что в эту машину было вложено безумное количество денег. И не зря.
И вот... В финале самого могучего 5 класса оказались ОНИ: фиолетовое Чудо японской инженерной мысли и слегка невзрачное, разрисованное красками из баллончиков, немецкое чудо мысли рабоче-казахстанской-Спотргаражной...
Сказать, что финал был красив - это ничего не сказать. Он был просто великолепен: автомобили сорвались с места, Скайлайн понёсся вдаль, а БМВ небольшим рысканьем на долю секунды заставила понервничать судей, зрителей и Биммера за её рулём. Впрочем, он немедленно добился подчинения этих бешеных баварских лошадей, и автомобиль понёсся вслед Скаю, догоняя его... И ведь догнал бы, если бы не... Если бы не отсутствие работоспособного буст-контроллера (устройство, регулирующее и ограничивающее давление турбины) в "монстрике" :) Давление зашкалило, пожалуй, за 3 бара, и мотор, естественно, не выдержал такого изощренного издевательства. Все присутствующие, с замиранием следившие за исходом Битвы Титанов, громко охнули, когда увидели столб дыма на правой полосе, где стартовала БМВ... Незамедлительно на финиш выехала пожарная машина, но Главный судья поспешил всех успокоить: дым без огня всё-таки бывает, ничего страшного не произошло. Но народ переживал до тех пор, пока "техничка" не прикатила "монстрика" обратно к старту.
Конечно, вы уже поняли, что в битве одержал победу Скайлайн. Более того, в этом заезде он поставил новый рекорд Казахстана, проехав четверть мили всего за 11,15 секунд! Немыслимое время! Бесспорно, машина отличная, и пилот - молодец!!!
Потом было награждение, отличающееся от прежних мной виденных лишь тем, что на сей раз грамотами были отмечены не только победители в каждом классе, но и остальные участники пяти финальных заездов. И, естественно, призы и грамоты вручались "Мисс" и "Вице-Мисс" Караганды, лиц на которых уже практически не было, но и тем, что ещё оставалось, они продолжали послушно улыбаться в камеры. Бедные девочки, сочувствую им.
Шестакова Евгения, Кулемзина Марина. Фото - Кулемзина Марина.
Свидетельство о публикации №207102900085