Артистическая проза

Сегодня пробежала глазами список лауреатов Нобелевской Премии. Читала многих, а многих нет.
Но, это все история, а мы пишем с вами современную литературу. Так ли хорошо мы её знаем? На этом сайте много прекрасных писателей, но в основном это сердечная и традиционная проза.
А вы никогда не думали, почему так трудно экранизировать "Мастера и Маргариту"? Почему в театральном репертуаре нет Довлатова? Почему смакуешь каждое слово Олеши?
Я вам отвечу, как я это понимаю. Произведения этих авторов - это и есть игра, с пародией, шутовством, шелестом праздника, с избыточной художественностью, кокетством и литературным хулиганством. Для такой литературы есть термин "артистическая литература", а авторов можно назвать маэстро.
На этом сайте я встречала только элементы артистической литературы.
В современной литературе, это Толстая, Пьецух, некоторые тексты Рубиной и Горалик. Артистизм он ничего не предлагает, ни с кем не борется, он без морали, без нравоучений, он побеждает, "маленькими сухими мушками в бутылочке", баночкой варенья, описанное Толстой, побеждает смелостью метафор и тайной между строчками.
Артистические произведения лучше читать вслух, чтобы покатать на языке понравившийся звук и потом слово, чтобы услышать мелодию, ритм и подвигать плечами, а можно попой под прозу Довлатова: та-та-та-тааа, насладиться соразмерностью юмора и лирики, без надрыва.
Подражатели жанра Довлатова берут только болтавню, свободу действий героев, но есть еще ритм, звукопись, построение предложения, отточенность фраз, парадокс и ирония над собой, даже кокетство. А за этим большая работа.
Так что работайте со словом, возможно у кого-то и есть этот дар. Но не забывайте трагедию Гоголя, его литература артистическая.
Не путайте с игрой в постмодернизме, там условная игра.

Выступала доярка Ульяна без артистического дара.

 


Рецензии
Мне было очень интересно прочитать этот материал. Очень своеобразная образность. Совершенно непривычный, по крайней мере для меня, подход к литературе. Мне тоже кажется, что актёрский подход к литературе имеет место быть. Только ли у перечисленных авторов? У кого ещё? Каковы критерии, актёрский, или нет? Я лично не могу ответить на эти вопросы. Точно также, как не могу подробненько так объяснить о каком либо явлении искусства, в том числе и о литературе - вот это самое почему я считаю искусством, а вот это другое - нет! Причём, распространённое мнение уж никак не является для меня критерием.
Извините, Ульяна, что теоретизируя, являясь по существу дояром. Хотя бы и со своим личным мнением.
Кстати, считаю именно, что общественное мнение как раз и мешает художникам, взявшимся за постановку "Мастера и Маргариты". Мне кажется, что эта вещь совсем не о том, о чём все упорно говорят.
Кстати, Довлатова ставят. В частности, очень неплохая постановка прозы Довлатова (даже отличная) нашим Русским театром Эстонии "Маленький человек в большом городе". Сейчас наш театр представляет этот спектакль на фестивале в Одессе.
Спасибо большое, Ульяна, за Ваши интересные работы.
С уважением,

Сергей Эсте

Сергей Эсте   07.09.2008 21:34     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей.
Я сейчас так далека от этой темы, я вся в начале девятнадцатого века: то на балу, то визиты к местным помещикам делаю, правда, когда выпадает свободная минута, я читаю книги из будущего.
А.Л. - это игровая литература. Текст играет метафорой, пародией, шутовством, праздничностью, кокетством, иронией.
К авторам А.Л. относится Набоков, Булгаков, Олеша, из современных Толстая, кое-что из Рубиной и Линор Горалик. У Довлатова те произведения, где экцентричность авторского "я" просматривается.
Забыла Гоголя.
"Каковы критерии?" У каждого автора свои. Это зависит от стиля, но основной - это игра, праздничность, карнавальность, как противовес прозе повседневности.
Желаю Русскому театру Эстонии победить на фестивале.
А вам всего доброго:)))

Ульяна Улитова   11.09.2008 01:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.