C 22:00 до 01:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Камлание Великой Шаманши

Камлание Великой Шаманши


; Варя, ты в танк играть будешь? Этот костюм шамана, вероятно, ве-сит более тридцати килограмм.
Мирослав не узнал костюм, который видел ранее. Одежда была разук-рашена колокольчиками, бубенчиками, бусами. На груди блестящий на-грудник с солнцем. К металлическим подвескам животных и птиц добави-лись амулеты и обереги от шаманов, перья Медного Гуся, поясок Золотой Бабы. На многочисленных ремнях, опоясывавших костюм, было нанизано множество колец и браслетов. Вместо звезд из фольги на шаманском на-ряде сияло множество звезд из настоящих драгоценных камней. Мирослав внимательно рассмотрел эти сказочные украшения.
; Откуда это?! ; воскликнул он.
Варвара тоже остолбенела, увидев свой наряд.
; Коробку жемчужных слез прислал Обский Старик. А пришить я Ог-невушку попросила.
; А изумруды и бриллианты откуда?
; Да, Огневушка явно перестаралась! ; согласилась Варвара. ; При-знаюсь честно, я с тех пор свой наряд не видела. Правда, возвращать дра-гоценности все равно сейчас некому.
; По-моему, тут пришито кое-что из обоза Новицкого. Кстати, подня-ли мы этот обоз со дна болота или нет?
; Поднимем еще раз, если придется ; место-то теперь известно.
Через час Варвара была в одеянии из оленьей шкуры. Она напялила на голову железную шапку с оленьими рогами. Но главным в костюме Варва-ры была маска. Маска была раскрашена в яркие желтовато-оранжевые то-на. При свете костра она будто горела каким-то внутренним огнем, а сво-им выражением напоминала тяжелый взгляд Золотой Бабы.
; Откуда у тебя эта маска? ; спросил Мирослав.
; Кузнецы Хозяйки Медной горы сделали.
; Может тебе половину металлических подвесок снять? Тяжело ведь, ; спросил Мирослав.
; Нет! Я же не знаю, кто тут есть в округе, кого вызывать буду. Мест-ные шаманы, которые вешали подвески и колокольчики, уверяли, что ка-ждый имеет свое значение, каждый отвечает за своего духа. А еще некото-рые подвески увеличивают силу и круг моих возможностей. Давай Бубен с колотушкой. Подбрось хвороста в костер. Итак, я начинаю камлание!

Варвара начала двигаться вокруг костра. Сначала она дотрагивалась до своего Бубна нежно, почти неуловимо. Затем она начала прыгать и рит-мично наносить удары по кожаной поверхности шаманского инструмента.
И вот шаманша затянула свою песню. Сначала спокойно, а затем все громче и быстрее. Неизвестно откуда зазвучала необыкновенная музыка, подхватившая пение Варвары. Песня Варвары все росла и крепла. Миро-славу показалось, приближается буря. Она захватила все пространство. Юноша впал в какой-то странный полусон. Ему чудилось, что в горящем костре поместилась целая стая разных птиц. Из него неслись дикие крики: каркали вороны, смеялись гагары, на кого-то жаловались чайки, посви-стывали кулики, подавали свой голос соколы да орлы.
; Духи огня! ; обратилась к пламени костра Варвара. ; Приведите сюда на мой суд всех местных духов. Зовите духов неба, леса, воды и под-земелья.
Огонь костра собрался в тугой яркий комок и с грохотом разразился молниями, разлетевшимися в разные стороны. Молнии рассыпались и превратились в огненных птиц. А те, наполняя воздух жалобным криком, уносились за лес, в тундру, ныряли в воды озера и исчезали под землей.
Музыка росла и достигла апогея. Варины удары по Бубну стали часты-ми, сильными и слились в один непрерывный, все возрастающий гул. Из Бубна неслась нечеловеческая музыка первых веков существования земли, рождающая в душе невыразимую тоску. В эту музыку вплетались коло-кольчики, погремушки и бубенчики с шаманского костюма. Они, не уста-вая, гремели и звенели. Мирослав почувствовал, что он не на спокойном берегу озера, а посреди бушующего океана, на него обрушился целый во-допад звуков.
Присутствующий на камлании Мирослав с ужасом взирал на шаманшу, певшую и выкрикившую слова на языке, который был ему не понятен. И вот из костра послышались вздохи допотопных чудовищ. Варвара танце-вала уже не одна. Призванные ею духи начали собираться у костра и сле-довали за ней. Варвара продолжала вызывать духов: «Придите, придите, духи Леса и Воды, придите духи Дня и Ночи. Если вы не придете, то, я са-ма к вам отправлюсь!». Шаманша продолжала скакать и кричать, ударяя в Бубен.
; Откуда у нее столько сил, чтобы плясать в таком тяжеленном кос-тюме, во все убыстряющемся темпе? ; думал Мирослав.
Движения Варвары напоминали легкие прыжки Огневушки, а иногда Мирославу казалось, что тело Варвары ходит в танце волнами, подобно Великому Полозу. Духов становилось все больше. По мере появления у костра они строились в круг и повторяли движения шаманши. Мирослава передернуло, когда он увидел, как вели себя некоторые гости. Они заска-кивали прямо в костер, танцевали на углях, хватали угли и засыпали их се-бе в рот, втыкали в себя ножи и булавки. Некоторые отрезали куски своего тела, насаживали на ножи и жарили прямо в пламени костра, затем поеда-ли собственную плоть! Но никакой боли и тяжелых последствий для себя духи, видимо, не испытывали. Раны заживали прямо на глазах.
; Духи Огня, где вы?! Духи Неба, я жду вас! ; кричала Варвара.
Шаманша взмахнула руками, и рукава костюма превратились в крылья. Мирославу показалось, она сейчас улетит. Так и случилось. Шаманша ото-рвалась от земли и поднялась над костром. Сам костер тут же вспыхнул, стал огромным, и языки пламени потянулись за Варварой.
Она несколько раз пролетела сквозь пламя костра, затем ринулась к скале, стоящей около берега озера, исчезла в каменной стене и вылетела уже совсем в другом месте. Из скалы к костру уныло потянулись несколь-ко обитателей, мечты которых отсидеться в каменной тиши не сбылись. Власть Шаманши распространилась на всех местных духов. Они образова-ли большой круг, вперемежку из мужчин и женщин, схватились за руки, и началась безыскусная пляска, заключающаяся в передвижении ног в одну сторону. Однако вскоре круговая пляска стала оживляться, движения об-ратились в разнообразнейшие прыжки и скачки, тела покачивались, лица разгорались, восклицания становились все восторженнее. Каждый дух старался перекричать другого.
Вскоре танцующие сбросили полушубки, накидки, звериные шкуры и все прочие одежды. Всех обуяло бешенство. Некоторые еще пытались противиться, но вот уже и у них голова незаметно начинала покачиваться то вправо, то влево, в такт, и вдруг такой зритель, как будто прорвав твер-дый оплот, вторгался в круг пляшущих. Пламя освещало обнаженные тела танцующих. Некоторые из тел были сморщенные, бесформенные. Другие, словно их лепил античный скульптор. В хороводе встречались и существа с нечеловеческими телами, хвостами и крыльями.
Все бешенее, все шумнее становятся пляска. Духи резко выкрикивали восклицания: «Шуржа, шурижа — шугой; шугой — щеруй!» Демониче-ская сила пляски на берегу озера увлекла всех.
Вскоре образовался и второй круг из каких-то мифических зверей. Во-круг костра заскакал Шестиногий Лось, спустившийся с неба, появился летучий зверь-налим, многоглавые ящерки, загадочный зверь Вурес, за-квакали не имеющие сердца и печени железные лягушки, карлица Кирп с утиным носом, серебряные волки, а между ними захлопали крыльями ле-тучие мыши. В хоровод ворвалась птица Карс, с человеческой головой, но с клювом. Из Нумто выползли уже знакомые Виткаси и Йуры.
Костер поднялся на несколько метров и хоровод танцующих разорвал-ся. Духи тянули руки, но им будто не хватало одного человека, чтобы сомкнуть круг. Но в этот момент к ним из леса влетело очередное сущест-во. Одна половина его тела была в красной, а другая в черной одежде. На ногах какие-то странные деревянные колодки. Но танец с ним не продол-жался и пяти минут. Тут же одежду с лесного духа сорвали. Куски черной тряпки упали к ногам Мирослава. А красная половина сгорела в пламени. Затем и сам дух оказался разорванным на две половинки.
; Ну, это уже слишком! Жертвы нам не нужны. Варя, остановись! ; воскликнул Мирослав.
Но существо, разорванное на две части было не очень опечалено этим происшествием. Две части тела жили каждая своей жизнью, шевеля рука-ми и ногами.
; Скорее бы это кончилось! ; подумал Мирослав.
Наконец хоровод стал опускаться на землю. И все присутствующие за-тянули заунывную песню.


Рецензии