Турки, ворона и прогресс
....моему младшему сыну Владимиру посвящается ...
Ничем не остановить прогресс и развитие. Мимикрию и мутацию. Все движется к лучшему, усовершенствуясь, кипя и претерпевая метаморфозы. У бегемота во рту вырос тридцать четвертый зуб – он вдруг стал жизненно необходим для прокусывания особо толстых деревьев боковым аллюром.
Природа добра и терпелива. Она раздает всем щедрою рукою – шерсть, зубы, уши. Попроси - и она воздаст нужное и отнимет ненужное.
Прогресс, господа! Его объявило время и перестройка. Подняли холодный занавес - и из-за большого бугра хлынул поток информации, смывая и снося крышу всем, кто осязал, обаял и умудрился сохранить чувство восприятия окружающего. Люди жадно припали к груди мирового империализма
.
Город на пятьдесят второй параллели припал со всеми – дружно и оптимистично. Новые метОды и технологии шокировали, бросали в жар и просились потрогать их за вымя. НЕ ПЕРЕМИНУЛ НИКТО!
В первом классе – тридцать три человека, тихо скрипя шариковой пластмассой, корпели над гласными и безгласными. Согласные бежали вприпрыжку, ударялись и там и не там, стекали легким детским потом по спинкам и носикам. Дети корпели.
Учительница – крупная, сочная брюнетка лет тридцати восьми – стучала мелом по доске и хотела быть оригинальной. На собрании она изложила родителям азы своего новаторского приема. Чтения по-турецки. Я сидела тихо и знала только кофе по-турецки. А читать? Вы знаете? Не мучьтесь и не напрягайте память. Я расскажу - в чем суть и соль. Все хором читают вслух. Вслед за учительницей. Одновременно. Громко учительница. Про маму, усердно моющую раму уже несколько веков подряд. Маме ведь не досуг, что скоро появится МИСТЕР МУСКУЛ и освободит ее от непосильного труда. Про Машу, которая высоко сидит – наверное, готовилась в министры. Учительница читает горлАсто, а дети жужжат и одновременно водят пальчиками по тексту. Странным образом это западает довольно быстро в детские головешки, и они начинают читать довольно быстро и ровно по качеству. Все бы оно так – да не этак.
Вовочка сидел в первом ряду - на четвертой парте у прохода. Голос учительницы забивал все. Тонко вибрировали стекла. Грудь вздымалась и падала. Учения проходили при плотно закрытых дверях, чтобы дать возможность соседним классам расслышать хилые голоса своих молодых учительниц.
Надо сказать, что внешне учительница ну почти копия Лолиты Милявской. Ее знаменитое шоу – «Без комплексов» - часто видишь на экране. И так вот. Каждый урок – он и был как шоу. Только по-турецки.
Вова был подвижным ребенком и более всего он любил уличные игры и развлечения. Вечно незаживающие коленки с лепешками спекшейся крови, ссадины и царапины. Сидеть за партой и жужжать – это большой героический подвиг для такого ребенка. Вместе с тем он был послушный и добрый мальчик. Он жужжал как все и любил свою громкоголосую учительницу. Более всего за то, что она дала указания родителям не лезть в процесс обучения и дома не портить ребенка обыкновенными методами. МЫ ВСЁ БУДЕМ УСПЕВАТЬ ВО ВРЕМЯ УРОКА!!! А дома ребенок должен наслаждаться жизнью. Иначе у него разовьются жуткие комплексы. Родители отшушукались и заняли пост наблюдателя. Так промелькнуло три года. И вот другой класс. Другая учительница. Миловидная, светлая, молодая – и с традиционными методами. И на дом пошли задания.
Я стряпала пирожки с картошкой. Руки в муке. Вовочка пришел домой. Ранец на стул. Кран – руки –пирожок за щекой. Все хорошо и счАстливо.
-Что ж задавали на дом, Вова?
- а ничего….. там стих один…. басня….. «Ворона и лисица» Да я уж знаю…
Я не удивилась. Блестящей памятью он отличался в детском саду. И при турецком чтении должен был помнить любые тексты наизусть.
- беги во двор…наслаждайся жизнью…..
Наслаждение и радость к жизни – это и в самом деле немаловажная деталь. Ведь все родимся для счастья, как птица для полета – как сказал классик. И был прав.
Вечер промелькнул мгновенно. На завтра работа. Опять же кухня. Звонок в дверь. Я побежала с радостной улыбкой встречать ребенка. Он всегда был ведущим на праздниках. За артистичность на балете ему ставили пять. Зал рукоплескал его Щелкунчикам и стихам. Ну, думаю – верно, поразил воображение неординарной учительницы своей прекрасно рассказанной басней. И предвкушала – как ребенок будет рассказывать - и показывать в дневнике пятерку. Распахнула дверь – и – О! УЖАС!
Понурее мог быть только пони в зоопарке, прокатившим двенадцать часов кряду на своей спинке толстого дядю. Ранец по полу, пиджачок распахнут и помят. А лицо! Разочарование и опустошение казалось навсегда нашли приют в зеленых заводях наивных глаз. По сердцу полосонуло как ножом?
--что?!!! что?!
Ребенок рос не тихим. Вдруг драка?
- аааааааа…ааа…. – и поплыл рассказ.
Вот он слово в слово:
« Я еле дождался урока литературы. Он был третьим. Ты, мама, так хотела, чтоб я блеснул знаниями и проявил себя. Я блеснул! Лучше бы я этого не делал! «
- ну, почему, Вова?!!!
Кто учил и расскажет басню? – спросила Ольга Александровна. Все тянули руки, а я выше всех, потому-что привстал.
- у нас пойдет……..мгм…мгм……. - иди, Вова к доске… Давай хорошо с выражением.
Я вышел.
- Крылов! Басня! «Ворона и лисица!» - я оставил правую ножку в сторону – как учили на балете. Выбрал объект – на кого смотреть при выступлении и начал.
Нам помниться ворона…кар, кар, - кар – кар,
А может быть собака…. гав, гав, - гав – гав….
А может - это дворник был….. с облезлою метлой….»
Ребенок рассказывал - и глаза его сверкали негодованием. Я ТАК СТАРАЛСЯ!!! А все стали смеятся как дураки…. И кулаки его сжимались и разжимались.
Я задыхалась от смеха и ужаса.
- А учительница что?!! Два?!! И садись?
-НЕТ!!! Она тоже смеялааааась…… - тут он заплакал навзрыд от досады. Я продолжал, а она стояла у окна и смотрела на меня. Я сделал реверанс и ручкой провел кругом на нее –
- у Вас рога такие…
копыта очень стройные
…………….ля – ля - ля…. и добрая душа….
Она быстро пошла к столу, села , опустила голову на руки и спинка у нее дрожала. Я не понял - она заплакала что ли. А все продолжали хохотать как сумасшедшие».
Тут маленький рассказчик заплакал от горя и досады. Я так старался!!! – запальчиво выкрикнул он. А она не дослушала – повернулась. На щеках слезы, а сама вроде смеется
– садись! Иди, садись! Хватит!
И все очень сильно смеялись – ну, я им покажу….
Боль в его голосе сменяла обиду, перескакивала через разочарование и всхлипывала на плече у папы. Папа добрыми и теплыми руками гладил вихрастую голову, целовал в любимую макушечку и повторял – они ничего не смыслят в актерском исполнении эти молодые глупИцы…. Не плачь, Вовонька. Съешь вот любимых пирожков и беги во двор, ребята вон под окнами искричались все. Ждут тебя.
Слезы высохли - как и не было их. Детство прекрасно тем, что не помнит долго о грустном. Зеленые глаза уж засверкали хризопразами и потрусили к двери.
И уже на ходу, зашнуровывая кроссовки. Прожевывая куски – мама, а самое интересное, что вышел Ванька Синицын и….. рассказал совсем другой вариант. Но у него неинтересно. Мой был лучше.
Только ему то поставили пять. А мне нет.
Это «неееет» - уже летело вниз со ступеней и перемежалось шлепаньем мяча о перила и стены.
Мы веселимся до сих пор. А он не любит вспоминать это, потому что стал солидным дяденькой и у него растет маленькая дочка.
Интересно – какой вариант басни придумает она.
Папа подвел резюме – виноваты писатели – понапишут вариантов… поди разберись.
Но я то знала, что виновата пластилиновая ворона, турки, Успенский и прекрасная пластинка, которую мы слушали запоем. Знали наизусть и без ума любим до сих пор.
Так то вот, дорогой Успенский! Переплюнули Вы самого Крылова. А дорогие турки - жужжанием расслабили и родителей и учеников. Да что уж! История того стоит...Ведь правда?
"Не стойте и не прыгайте, Не пойте, не пляшите, Там, где идет строительство, Или подвешен груз!" )))))))))))))
***
Свидетельство о публикации №207103100255
Всего Вам доброго и Вашим близким.
С уважением.
Виталий Бондарь 08.11.2007 13:55 Заявить о нарушении
С почт. ))))
Наталья Степаненко 11.11.2007 10:59 Заявить о нарушении