Поборем Зелёного Змея?

Есть ли среди вас кто-то, равнодушный к алкоголю?
Думаю, нет.
Одним нравится выпивать с друзьями, вечерами, на кухнях, под нехитрую закуску да неторопливую беседу, в той особой атмосфере, пропитанной дымом недорогих сигарет и особой задушевностью, когда многое можно поведать друзьям такого, в чём в обычной обстановке и себе-то не осмелиться признаться, что обычно захоронено глубоко-глубоко, под лежащим на сердце камнем, казалось бы, навсегда…
Такие посиделки не бывают частыми, слишком интимна атмосфера, сродни исповеди разговор, и, очищаясь душой, любит такие вечера человек, и часть этой своей любви переносит на непременный атрибут процесса – алкоголь.

Другие избегают алкоголя, ненавидят и боятся его, наблюдая, что творится вокруг: сломанные жизни, брошенные дети, искалеченные судьбы, нищета, болезни и ранние смерти…
Винит человек алкоголь в бедах страны, в собственных жизненных крушениях, страдая душой за народ, губимый Зелёным Змеем, и от того ещё страдает человек, что сделать с такой вот невыносимой ситуацией он ничего не может. Ничего…

Третьи не страдают.
Они просто пьют.
Пьют, как они сами считают, умеренно, не пропивая ума и не обделяя ближних.
Пьют каждый день, приходя с работы и садясь ужинать, в субботу выпивают крепко, в воскресенье – опохмеляются, приходят в себя. Им невдомёк, что подсознательно они весь свой день воспринимают именно как прелюдию к этому вот процессу, к принятию обычной дозы, после которой они расслабляются, добреют, засыпают… Невдомёк им, что их втихомолку презирают жёны и собственные дети, что за годы привычка «употреблять» за ужином унесла уже сумму, сравнимую с ценой хорошей новой иномарки, что проблемы на работе связаны с неуклонно развивающейся деградацией личности. Плохое самочувствие, тревогу и стресс человек не связывает с алкоголем. На вопрос: «Ваше отношение к алкоголю?» он, скорее всего, ответит: «Нормальное», не отдавая себе отчёта, что любит его до дрожи.

Четвёртые – ненавидят и любят его одновременно. Они без него не могут, добыванию средств на пропой посвящено всё время их бодрствования, за исключением короткого времени между употреблением добытого и забытьём…

Пятые употребляют алкоголь по праздникам.
Для них это – часть традиции, часть сервировки праздничного стола, символ праздника, если хотите. Выпить за виновника торжества, отметить событие, пообщаться с людьми, которые в нашей суматошной жизни и встречаются только по праздникам, хотя живут не так далеко. Песни попеть, наконец… Помните эти песни? Сейчас таких уже не пишут, а жаль! Деды с бабушками их пели, родители наши пели, мы, пацанчики малолетние, подпевали… Мы их и теперь поём, а дети наши – подпевают. Не поются без рюмочки такие песни, душевность не та!

Шестые алкоголь уважают.
Нет-нет, не так: «Ты меня уважаешь?», по-другому.
Они – тонкие ценители букета вина, знатоки истории создания напитка, восхищённые наблюдатели за игрой луча света в рубиновой глубине винного бокала, за дорожками, которые тянут за собой капли коньяка, сползающие по тонкому стеклу в янтарный омут… Их не интересует опьянение, они поклоняются Гармонии, они стремятся к Совершенству.
«Кьянти» к рыбе для них – сродни хамству, личное оскорбление, позор…

А у седьмых алкоголь забрал самое дорогое.
Спился и умер отец, сын, мать… сбил человека, сидит в тюрьме брат… Дочь, зачатая в пьяном угаре, растёт такой, что бабушки у подъезда охают и крестятся, когда её видят…
Ненависть, бешеная злоба к алкоголю и употребляющим его…

Не претендую на полноту описания отношений человека с алкоголем, но убеждён, что живущий в обществе человек равнодушным к алкоголю быть не может.
Анекдоты, кино, литература – не обходят эту тему.
Я и сам уже приступал к ней, написав «О загадочной русской душе» (http://www.proza.ru/2007/05/18-267).
И многие, прочитав рассказ, отметили, что сложные чувства он вызвал – и смешно, и грустно…

Тем не менее, чем же является алкоголь для страны? Добром или Злом?
Или чем-то таким, чему трудно дать оценку, и надо отойти в сторону, и махнуть рукой, мол, пускай всё катится, как раньше?
Почему происходит то, что происходит, и как с этим бороться?
Как сохранить то, что нам дорого?

Поразмышляем?

Ну, во-первых, есть алкоголь, алкоголь и алкоголь.
Первый, таинственно мерцающий в уютно лежащих в гнёздах дубовых полок бутылках, с роскошно простыми, но такими благородными этикетками, покрытых пылью лет, а то и десятилетий.
Он дорог, очень дорог, немногие из нас могут себе его позволить.
Он – событие, праздник, явление…
Он – свидетельство уровня его потребителя, и уровень этот высок…
Этот, первый, алкоголь не может быть прямой причиной всех тех бед наших народов, которые связаны с пьянством. По понятным причинам.
То есть, вроде бы Злом он быть не может. А Добром? Употреблять его престижно, приятно, солидно – Добро! Покупают его сравнительно редко, но покупают, значит, деньги в бюджет идут – Добро! Правда, такие штучные, эксклюзивные вещи и помимо бюджета продать несложно – Зло, но небольшое…

Второй – плотно оккупировавший полки многочисленных и разнообразных магазинов, более демократичен. В принципе, любой работающий человек может позволить себе купить две-три бутылки в неделю, или пару-тройку стопок ежедневно. И при этом не отравиться. Но напиваться каждый день таким – всё-таки накладно. Покупают его помногу, а раз покупают, значит, и пьют. Основа бюджета, средство от инфляции – Добро?
Или – Зло? Кто прав – задушевные друзья, склонившие головы друг к другу, вполголоса доверяющие друг другу сокровенное над недопитой бутылкой, или жена «кормильца», храпящего на диване после ужина, которая, тихо плача над своим одиночеством при живом муже, выносит на балкон очередную пустую бутылку, такую же, как и у друзей на полночной кухне?

Третий… он и вправду – Зло! Только так, по-моему, можно оценить всё то многообразие спиртосодержащих жидкостей, которое затопило великую страну. По всей России, в маленьких деревушках, в провинциальных городках, в трущобах столиц пьют эту гадость Божьи твари, сжигая желудки и печени, разжижая мозги, переставая быть Людьми. Пьют серьёзно, бросают работать, следить за собой, заботиться о семьях и – пьют, а напившись - избивают матерей и жён, кидают в окна внуков, насилуют дочерей, режут и рубят друг друга, избивают и грабят, крадут… уходят на зоны, возвращаются, снова пьют, дряхлеют в 30 лет и мрут, тонут, вешаются, исчезают…
А северные народы? Они, употребляя далеко не «Мартель», практически прекратили существовать, вымерли – на нашей с вами памяти. Как вам это – быть современником геноцида в своей стране?
Зло, явное Зло… Зло?
А для производителей этого «нектара»? То-то и оно…

А может, запретить алкоголь вообще? Напрочь? Чтобы не нёс он беды народу?
Бесполезно.
Вон, наркотики запрещены. И что? А ничего. Полно их в городах, у каждой школы, в каждом доме, на каждой дискотеке (или как это теперь называется?).

А может, население воспитывать?
Хорошая идея. Да только воспитание, оно не бывает по расписанию. Воспитывает не школа, не садик, не семья. Воспитывает жизнь, куда, наряду с семьёй, с садиком и школой, входит и общение с товарищами, и с их родителями, и телевидение, и книги…
А в нашей реальности, с нашими проблемами и традициями, с нашей алкогольной культурой и алкогольным же бескультурьем – к чему сведётся воспитание?
Даже в садике дети видят, как воспитатели, оставаясь вечером, чтобы отметить День Рождения кого-то из них, ставят на стол бутылочку… Они – Авторитеты для детей!
А у друга Паши папа в ГАИ работает сержантом, имеет длинную Ауди, и он такой добрый, когда поужинает, и водку он так интересно пьёт – одним глотком! И рассказывает, как сегодня хорошо и прибыльно поработал. Вот бы стать таким!
А как не выпить «за Машенек» пива «Три медведя», или «Клинского»! Круто…
 
Да и выгодно ли государству прививать населению отказ от алкоголя? Ведь это может привести к опустошению казны, к гиперинфляции, к дефициту.
Было уже такое, больше не надо. То есть, сиюминутный государственный интерес требует спаивать собственный народ. Но спившийся народ плохо работает, болеет, требуя оплаты лечения, уйма денег уходит на косвенные затраты, связанные с пьянством, как в песок.
Значит, в долгосрочном плане, государству выгодно, чтобы алкоголь не употреблялся так широко?
Возможно, но если мы посмотрим, что стоит за лозунгами очередной кампании по борьбе с Зелёным Змеем, то увидим, что это не более и не менее, чем желание пополнить бюджет, вывести производство алкоголя из сферы теневого бизнеса. И всё! Никаких призывов одуматься, перестать пить!

А генетическая склонность к алкоголизму?
Я не расист, но здесь мы имеем дело с очевидным фактом, что в вопросе отношений с алкоголем нации неравноценны.
Нет, практически, алкоголиков среди армян, грузин, итальянцев, то есть среди представителей народов, которые тысячелетиями культивируют традицию потребления алкоголя, причём в наиболее натуральной форме.
И попадают в жёсткую зависимость представители народов Азии, особенно северяне, зачастую становясь алкоголиками с первого приёма…

Я уже писал где-то о случае, который произошёл с племянницей одного моего товарища (Царство ему Небесное!).

Она оканчивала школу в Германии, и со своей подругой – филиппинкой они решили это дело отметить сухим винцом. Сказано – сделано! Распили они бутылочку, русской – ничего, а филиппинку увезли в реанимацию…

У нас в стране понамешано кровей. Чьи-то предки из степей, а там, кто знает, кто у них в роду был?
Другие – из Карелии, из Коми, с Урала, из Сибири…
Кто-то – с Юга, кто-то – с Запада…
У всех предрасположенность и стойкость к алкоголю – разная.
Так и воспитание должно быть разным, разве нет?

Хорошо в этом плане скандинавам – норвежцам, шведам, финнам.
У них алкоголь не запрещён, но мало доступен, как по цене, так и по времени, когда его можно приобрести. Из-под полы там, конечно, тоже приторговывают, но – не повсеместно, так, для своих.

У нас так не пойдёт – народ начнёт гнать самогон, как уже не раз бывало, сметая из магазинов в качестве сырья всё: от сахара и подушечек с повидлом до дрожжей и томатной пасты. И торговать будут на каждом углу. Кроме того, финн или норвежец, думаю, нипочём не смекнёт, что можно пить жидкость для протирки поверхностей, а их предприниматели не кидаются что-то производить эту жидкость в гомерических количествах. У нас всё наоборот.

А может, дать народу возможность жить по-человечески, трудиться не за гроши, детей воспитывать в труде же, отдыхать не домиком в огороде, а в Египте том же, в Таиланде? Ведь, заметьте, пьют не тогда, когда много денег, а когда их нет и нечего делать.

Как же достичь этого?
Думаю, никак.
Поздно.
Не та реальность, не тот уже генофонд, всё не то.
Остаётся просто пытаться удержать от этой беды тех, кто рядом с нами, детей, в первую очередь.

А начать – с себя.

Вот только очень жаль бесед с закадычным другом на полуночной кухне за бутылочкой «Синопской», вполголоса…
Очень жаль и песен за праздничным столом. Не спеть их без рюмочки, не то получится, душевность не та…


Рецензии
Это "святая" водичка антихриста, который уже не за горами... А мы крестимся только, когда гром грянет... И "душевность" с "рюмочкой"- от него же, рогатого...

Алевтина Хабибуллина   13.02.2015 09:45     Заявить о нарушении
Нет. Душевность - не от него.

Олег Лесняк Батько   13.02.2015 10:23   Заявить о нарушении
Зачем бороться, лучше подружиться.
Это ведь зеленый змей соблазнил нашу прародительницу.
Вместе пали, вместе и подымемся.

Владислав Карпешин   13.02.2015 11:58   Заявить о нарушении
Душевность без духовности-не даёт полноты чувств, поэтому после таких душевных встреч опять чего-то душе не хватает...

Алевтина Хабибуллина   13.02.2015 16:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 64 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.