03 Пьеса третья

Ночь. Улица. Остановка. Позади метро, справа пятиэтажный дом. На скамейке на остановке сидит юноша, курит. Подходит мужчина, садится рядом.

Мужчина:
Извини, у тебя сигареты не будет?
Юноша (доставая из кармана пачку и зажигалку):
Угощайся.
Мужчина (закуривая):
Спасибо.

Некоторое время курят молча.

Мужчина:
Слушай, а транспорт еще ходит?
Юноша (достает сотовый телефон и смотрит на экранчик):
Нет.

Снова сидят молча. Юноша докуривает одну сигарету и закуривает новую.

Мужчина:
Я тебя не напрягаю?
Юноша (пожимая плечами):
Не особо.
Мужчина:
Хорошо. Нет, правда, хорошо. Больше всего не люблю, когда что-то напрягает. Знаешь, как это бывает? Так что, если начну напрягать, ты, это, не надо терпеть, ты сразу скажи, что бы я слился.
Юноша:
Ладно.
Мужчина:
Ну, вот и клево. Люди, они, бывает, вот так терпят друг друга и все не решаются сказать, что им это в напряг. Сидят так, в тупую упражняются в корректности. А про себя ждут, не дождутся, когда же все кончится. По-моему, это как-то не честно, понимаешь?
Юноша:
Понимаю.
Мужчина:
Лучше уж прямо сказать человеку, что с ним не клево. Может быть, он тоже чисто из вежливости старается, гонит что-то, думает, как бы обстановку разрядить… Может, ему самому в лом и хочется просто одному побыть…
Юноша:
Слушай, ты, случайно, не под таблетками?
Мужчина:
Нет, а что, похоже?
Юноша:
Ну, так, на всякий случай…
Мужчина:
Да нет, я это гавно редко принимаю. Хотя, знаешь, иногда прикольно. Пойдешь куда-нибудь на ночь, туда, где музыка громкая и людей – не продохнешься. Тогда можно и таблетку… А потом все яркое такое, в теле легкость, все красивыми кажутся, говорить легко…
Юноша:
У тебя и так не плохо получается.
Мужчина:
В смысле?
Юноша:
Говорить.
Мужчина:
А, это… Слушай, я тебя уже напрягать начал?
Юноша:
Да нет, говори…
Мужчина:
Ты извини, если что. Я понимаю, как бывает: хочешь один побыть, посидеть на остановке ночью, о своем подумать… А потом появляется какой-нибудь доходяга и все планы обламывает…
Юноша:
Да нет у меня никаких планов.
Мужчина:
Тоже знакомо. Вот спроси меня сейчас: какие у меня планы? И я тебе ответит ничего не смогу… Ты, вот, давно здесь сидишь?
Юноша:
Около часа.
Мужчина:
Холодно же.
Юноша (пожимая плечами):
Вроде нет.
Мужчина:
Минус семь было. Нет, это, конечно, по-божески. Но если час на заднице сидеть, можно и отморозить что-нибудь… Ты здесь откуда, если не секрет?
Юноша:
Не секрет. Я здесь оттуда.

Юноша показывает рукой на дом справа.

Мужчина:
А там что?
Юноша:
А там я живу.
Мужчина:
Так чего же ты не дома?
Юноша:
Просто захотелось воздухом подышать.
Мужчина:
Понимаю. С девушкой живешь, наверное?
Юноша:
Слушай, откуда ты взялся, понятливый такой?
Мужчина:
Что, напряг?
Юноша:
Нет, интересно просто.
Мужчина:
Ты извини. Я так, ничего сказать не хочу. Просто бывает это часто: живешь с человеком, душа в душу живешь… А потом недопонимание возникает. А недопонимание – это штука страшная, от него и до скандала недалеко. А скандалить с тем, кого любишь – ой, как неприятно. Вот и уходишь, «воздухом подышать», сидишь ночью на остановке и думаешь, какой же ты одинокий и несчастный. Так? Да ты не молчи. Мы же не знакомы даже, чего тебе молчать? Это с друзьями иной раз молчать приходится, а с доходягой каким-нибудь можно и поговорить. Вот разойдемся мы, и все, и не увидимся больше. А, вроде бы, выговорился, иногда помогает.
Юноша:
Может и так. Но я лучше свои мысли при себе оставлю.
Мужчина:
Дело твое. Люди разные, кому-то и так легче…

Замолкают. Смотрят прямо перед собой. Мужчина достает небольшую бутылку.

Мужчина:
Хочешь выпить?
Юноша:
Это что?
Мужчина:
Это коньяк. Не Хеннеси, конечно, но и не Догвино. Так, среднечок. Будешь?
Юноша:
Почему нет?

Юноша берет бутылку и делает глоток, морщится и возвращает обратно. Мужчина тоже выпивает.

Мужчина:
Ну, вот, теперь теплее стало, скажи?
Юноша:
Да, немного.
Мужчина:
Это потому что холод – он не в Цельсиях измеряется. Замечал же, наверное, что когда все клево, можно и в майке на улицу выбежать, и ничего, хорошо даже… В такие минуты вся жизнь как клип какой-то, а в голове музыка играет… Бывало?
Юноша:
Бывало…
Мужчина:
И у меня бывало… А у тебя обычно какая музыка в голове играет?
Юноша:
Разная.
Мужчина:
Ты вообще, какую музыку слушаешь?
Юноша:
По настроению. Иногда Bebop, иногда IDM. New Wave тоже…
Мужчина:
Это хорошо… Хорошо, когда человек не зависает после вопроса о музыке. Знаешь, такие люди, да еще те, которые говорят «а я радио слушаю», такие люди в жизни обычно скучные. Однобокие, что ли… Я, вот, всегда, когда знакомлюсь с кем-то, вопрос о музыке задаю. Это сразу понять дает, о чем говорить без мазы, а о чем – можно.
Юноша:
Да ты прямо философ.
Мужчина:
Нет, зачем же? Просто, если человек говорит, что он слушает русский рок, то это, скорее всего, какой-нибудь геймер, фанатеющий от фэнтези и прочей лажи. А если говорит – классику, то – задрочь домашний. Бывают, конечно, исключения… А так, в целом… (Мужчина делает глоток)
Юноша:
А сам-то ты что слушаешь?
Мужчина (толкая юношу в бок):
Что, подловить меня захотел? Не выйдет. На, глотни (отдает бутылку). У меня вкусы часто меняются, сезонно, что ли. Вот, недавно на треш всякий подсел: The Infidels, Happy Monday…
Юноша:
Почему же треш?
Мужчина:
Да это я так. Не треш это, конечно. Но, согласись, не особо умная музыка. Гитарка однообразная, ударные – одни и те же, тексты – так себе… Хотя я тексты не люблю слушать. Сколько уже было так? Вроде, тема офигенная, все как надо, слова ухо не режут, а как в смысл вкопаешься… «I let you under my skin»… .ну, что это за лажа? Да и ладно, что поделать?.. А ты скажи, ты что, с девушкой поссорился, да?
Юноша:
Не совсем.
Мужчина:
Но думаешь, что остаться с ней сейчас не смог бы, да?
Юноша:
Да…
Мужчина:
Это когда она, вроде бы обнимает, целует, может быть даже прощения за что-нибудь просит… А ты сидишь и тебе все не в кайф, тебе кажется, что она все равно не поняла, за что извинялась. И хочется одному побыть, паника какая-то начинается…
Юноша:
Ты что, психолог, что ли?
Мужчина:
Нет, дружище. Просто так оно и есть, согласись? А знаешь, зачем тебе одному побыть хочется? Нет? Так я тебе скажу: это, что бы пожалеть себя, ты только не обижайся. Просто никто не может так пожалеть человека, как он сам. Вот ты сейчас сидишь тут, не думаешь ни о чем… А на самом деле – думаешь, пытаешься слезу из себя выдавить… Типа, никто тебя не понимает, не ценит или недооценивает…
Юноша:
И что, даже если и так?
Мужчина:
Ничего. Это, на самом деле, даже разумно. Я, вот, раньше просто шел куда-нибудь, на ночь глядя, и в тупую на мордобой нарывался. Что бы энергию негативную выплеснут. Получал и успокаивался. Но иногда и на серьезные неприятности нарваться можно… Повезет с «пацаном» каким схлестнуться, объясни ему потом, попробуй, что у тебя душевные страдания. Это потому, что в такие минуты думаешь, будто весь мир – декорации такие, в которых твоя личная трагедия разворачивается. А на самом деле, всем вокруг глубоко насрать на твою трагедию…
Юноша:
А тебе что, не насрать, что ли?
Мужчина:
И мне насрать. Но это и хорошо. Если бы мне не насрать было, я бы сейчас в такую апатию погрузился… Начал бы тебя успокаивать, говорить, что, блин, плохо это, но, ничего, обойдется все… А раз мне насрать, то и мыслю я объективно. Понимаешь?
Юноша:
Понимаю. Вот только: зачем?
Мужчина:
Что «зачем»?
Юноша:
Тебе все это зачем?
Мужчина:
Ну, не знаю… Сидим тут, пьем, курим… У тебя, кстати, еще сигареты не будет? (Юноша протягивает мужчине сигарету) Спасибо, а зажигалку можно? (Юноша прикуривает мужчине и убирает зажигалку в карман) Благодарю… Вот люблю я курить! Сколько уже слышал о том, что плохо это, вредно, загнуться можно. А толку? Пока кровью кашлять не начну – не брошу. Да и тогда не брошу… Ну, так вот: сидим мы здесь одни, никого вокруг, так почему бы и не поговорить?
Юноша:
Ну, поговорим мы, а дальше что?
Мужчина:
А ничего. В это-то и суть! Мы поговорим с тобой, а ничего и не изменится. Ты как был при своем мнении, так при нем и останешься. Потому что я тебе никто, так, левый человек. Значит, и я ничего не изменю, значит, и сомнений у меня не будет, что я мог что-то сделать хуже, чем оно есть…
Юноша:
Но тогда лучше вообще ничего не делать.
Мужчина:
Тоже верно. А вот мне скучно одному тут бродить.
Юноша:
Да зачем ты тогда вообще здесь бродишь?!
Мужчина:
Вот! Вот мы и добрались до диалога! Ты, ведь, меня только что спросил: чем я ночью на улице занимаюсь?
Юноша:
Не совсем.
Мужчина:
Нет? Ну и ладно, значит, я понял не так. А все равно отвечу: я, дружище, ищу.
Юноша:
Что же ты ищешь?
Мужчина:
Самое смешное то, что я еще до конца не понимаю. Мы ведь все что-то по жизни ищем. Вот и я так же… У всех свои тараканы в голове. Есть у меня один знакомый гомик, так он писает сидя и подтирается красной бумагой, что бы потом, в унитаз глядя, думать, что у него месячные. Бред? А вот живет та человек… А я ищу… Хожу ночью по городу, пока метро не откроется, и ищу. А потом метро открывается: люди на работу спешат, топы их по улицам мечутся, толкают, обгоняют… Тогда, даже если найдешь что – не заметишь. Тогда я домой еду…
Юноша:
И что, каждую ночь так?
Мужчина:
Ага.
Юноша:
А работаешь ты где?
Мужчина:
Да нигде я не работаю…
Юноша:
А живешь на то?
Мужчина:
Мне и не надо много… Вот вчера, набрел на мужика одного, здесь, недалеко. Знаешь, бизнесмен такой отдыхающий, цепочка, кольца. Поговорили, развел я его на доллары. Вот и деньги появились, на недельку хватит… Да ты не волнуйся, я к тебе не за этим подсел. На, вот, выпей.
Юноша:
Нет, спасибо…
Мужчина:
Значит, все-таки волнуешься… Зря. Я не гопник какой, что бы тебя на деньги опускать… Хотя, ты прав, ты же меня не знаешь…

Долго сидят молча. Мужчина допивает коньяк. Пока он пьет, юноша незаметно следит за ним. Мужчина ставит пустую бутылку на землю.

Мужчина:
Знаешь, все-таки зря ты тут сидишь. В жизни, оно всякое бывает. Иногда все так херово, что, кажется, лучше и вовсе не жить… Но, если есть человек, с которым тебе хорошо, то нужно всегда думать только о нем. Лажа проходит. Всегда можно заново начать. Все можно начать заново, а вот потерять того, с кем хорошо – это, братишка, глупость еще та… Это заново не начнешь. Так что, если уж ты думаешь, что ты самый одинокий, подумай, как себя чувствует этот человек… Я сейчас пойду, а ты вот останешься, будешь думать, что я ни хрена не понимаю. Может и так, может, и не понимаю. Только, знаешь… Одному остаться намного легче, чем с кем-то. А, когда остаешься, наконец, один – вот тогда действительно лучше и вовсе не жить…

Мужчина встает и долго смотрит на юношу.

Мужчина:
Ну, бывай…

Мужчина уходит. Юноша остается один, он зябко поеживается и смотрит на дом справа. Все окна в нем темные.

Юноша:
Свет не горит. Наверное, уже легла спать. Это правильно. Всегда нужно проспаться. После этого думается легче. А вот мне не спится. Да и негде… Господи, тошнит уже от сигарет. Или от спиртного. Ужасный был коньяк, но теплее стало… Холод – он не в Цельсиях измеряется… А в чем, в фаренгейтах? Бред какой. Философствующий кидала, занятно… А ведь действительно морозит… Надо пройтись…

Юноша встает и уходит в сторону, противоположную дому.
К остановке подходят два молодых человека, садятся.

Первый молодой человек:
Нет, если ей не понравится, я просто на месте сдохну!..
Второй молодой человек:
Блин, да понравится!
Первый молодой человек:
Надеюсь… с учетом того, сколько этот гребаный диск стоит, каждая минута прослушивания – это виртуальные тридцать рублей…
Второй молодой человек:
Что-то дорого…
Первый молодой человек:
Ну, да… хочешь хорошую музыку, которую еще не заслушали до дыр трудами теле- и радиомеломанов, выворачивай карманы…
Второй молодой человек:
Как же ты ее нашел, музыку эту?
Первый молодой человек:
Целая история… я, наверное, мест десять обошел. И все не то, понимаешь? Трека три с диска хорошие, остальное – лажа. А хотелось чего-то действительно прикольного… Меня теперь там, где я его купил, просто ненавидят…
Второй молодой человек:
Что, так плохо?
Первый молодой человек:
Даже хуже… Три часа парнишку – консультанта насиловал. Хорошо, что человек попался грамотный. Он в итоге сам уже стоял, диски прослушивал. Постоит так минут десять, подходит ко мне и говорит: «Попробуй этот». Видит, что не то, а у самого лицо грустное такое становится…
Второй молодой человек:
Ты хотя бы объяснил, что хотел?
Первый молодой человек:
Да как я объясню, если сам до конца не знаю? Я ему говорю: что-нибудь из разряда молодых драйвовых ребят с жесткой гитарой, легким электро, выросших на New Order и так далее… ну что тут посоветуешь? Зато, узнал от него, что такое Kraft-Rock. Ты, вот, знаешь?
Второй молодой человек:
Нет.
Первый молодой человек:
И я не знал.
Второй молодой человек:
А что это?
Первый молодой человек:
Слушай, лучше не стоит, это надолго.
Второй молодой человек:
Так чем все закончилось?
Первый молодой человек:
Я уже отчаиваться начал… а покупать среднечок всякий, ой, как не хотелось. А потом этот страдалец подсовывает мне очередной диск, и я понимаю – вот оно! Блин, да я его расцеловать готов был! Он тоже, как понял, что я, наконец, разродился, чуть не прослезился от радости… так искренне руку мне на прощание жал, что я буквально слышал, как он думает: «Пожалуйста, только не появляйся больше в мою смену никогда!» Слушай, это такой кайф – найти то, что хотел! Я когда на улицу вышел, у меня музыка в голове играла! Иду и понимаю, что все вокруг радует, и себя чувствую как какой-то герой из клипа. Печатаю шаг и все сдерживаюсь, что бы вприпрыжку не помчаться!
Второй молодой человек:
Круто!
Первый молодой человек:
Не то слово…

К остановке быстрыми шагами подходит мужчина.

Мужчина:
Ребята, здорово. А вы, когда пришли, никого здесь не видели?
Второй молодой человек:
Нет, мужик, никого.
Мужчина:
Понятно. Слушайте, если, пока вы здесь будете, объявится тут парнишка один, волосы у него темные, по плечо, в куртке серой, можете ему слово одно передать?
Первый молодой человек:
Да без проблем, мы все равно метро ждем…
Мужчина:
Ну, вот и отлично. Так вы передайте ему тогда: «вернись».
Первый молодой человек:
И все?
Мужчина:
Да.
Первый молодой человек:
Просто «вернись»?
Мужчина:
Просто «вернись».
Первый молодой человек:
Ладно, увидим – скажем.

Мужчина кивает и уходит.

Второй молодой человек:
Блин, херь какая-то…
Первый молодой человек:
А ты не вникай…

В пятиэтажном доме справа загорается окно. Двое на остановке замечают это и поворачиваются к дому.

Первый молодой человек:
Смотри, кому-то не спится…
Второй молодой человек:
Там девушка, в окне, вроде бы на нас смотрит.
Первый молодой человек:
Нет, не на нас. Просто ждет кого-то…

Снова появляется мужчина, лицо у него встревоженное.

Мужчина:
Ну, что, не было?
Второй молодой человек:
Кого не было?
Мужчина:
Парнишки того.
Второй молодой человек:
Да никого здесь не было, мужик, ты же минуту назад подходил…
Мужчина:
И, правда. Слушайте, то, что я вам говорил, на *** не надо это передавать… лучше вы ему вот это передайте…

Мужчина достает сотовый телефон. Молодые люди медлят.

Мужчина:
Да нормально всё, его это телефон…
Первый молодой человек:
Слушай, а может ты сам и передашь?
Мужчина:
Слушай, а может мне нельзя? Я вас прошу просто отдать парнишке телефон. Иногда, блин, это очень нужно: сделать то, о чем просят…
Первый молодой человек:
Кому нужно-то?
Мужчина:
Кому-то очень нужно… Кто-то будет шариться ночью по морозу, отсиживать себе задницу на холодной остановке, зарабатывать воспаление простаты и думать, что он самый одинокий человек на земле. А кто-то другой в это время будет стоять у окна и смотреть всю ночь на улицу, не понимая, зачем его бросили и думая о том, что и жить-то не за чем… А всем остальным будет просто насрать!
Второй молодой человек:
Ладно, мужик, успокойся. Если надо, то давай, я передам…
Мужчина (отдает телефон):
Спасибо, дружище. Вы извините, если я вас поднапряг… просто иногда действительно нужно…

Мужчина уходит. Молодые люди остаются одни.

Первый молодой человек:
Телефон-то, вроде, не плохой. Слушай, пойдем отсюда, на Сенной такой можно штуки за три загнать…
Второй молодой человек:
Сиди уж, бизнесмен.
Первый молодой человек:
Да ладно, деньги-то не лишние.
Второй молодой человек:
Вот ты про подарок свой рассказывал. Тебе же потом, когда ты его нашел, клево было?
Первый молодой человек:
Ну, и к чему ты об этом?
Второй молодой человек:
А к тому, что та девчонка в окне ждет кого-то. Очень ждет… Ты, что, не понял, о ком этот мужик говорил? Тому консультанту в магазине было проще просто на тебя насрать, у него от этого зарплата меньше не стала бы. Он же тебе помог, так? Ты же потом от счастья музыку в голове слышал, да? А это был просто подарок… Вот и я хочу, что бы у кого-то музыка в голове играла, что бы жизнь на клип стала похожа…
Первый молодой человек:
Ладно, понял я… и что, если не придет этот парнишка, ждать будешь?
Второй молодой человек:
Буду. И ты будешь…
Первый молодой человек:
А я – то зачем?
Второй молодой человек:
А потому что иногда нельзя не ждать.
Первый молодой человек:
Хорошо. Но ты все равно придурок…

Появляется юноша, он не замечает молодых людей, подходит к остановке и смотрит под скамейку.

Юноша:
Ищет он… поговорить он захотел… философ… Был сотовый – нет сотового, вот и вся философия! Но, блин, обидно же!
Первый молодой человек:
Похож?
Второй молодой человек:
Похож… Эй, парень!
Юноша (замечает молодых людей):
Это ты мне?
Второй молодой человек:
Тебе. Ты случайно сотовый не терял?
Юноша:
Терял.
Второй молодой человек:
Ну, так вот он, твой сотовый. Мужик его какой-то нашел, просил тебе передать…

Юноша берет телефон, смотрит на темный экранчик.

Юноша:
Спасибо.
Второй молодой человек:
Да не за что…
Первый молодой человек:
Он еще что-то на счет возвращения говорил… А еще, парень, тебя кто-то уже давно в окно палит.

Юноша поднимает глаза и видит девушку, которая стоит у окна в пятиэтажном доме справа. Начинает тихо играть музыка.

Первый молодой человек (Второму молодому человеку):
Ну, что, рад?
Второй молодой человек:
Рад…
Первый молодой человек:
Музыку слышишь?
Второй молодой человек:
Слышу.
Первый молодой человек:
И что за музыка?
Второй молодой человек:
Клевая…

Сотовый вспыхивает, раздается сигнал о новом сообщении. Юноша смотрит на экранчик, читает. Прячет телефон в карман и быстро идет в сторону дома.

Первый молодой человек (Юноше):
Что пишет?

Юноша не слышит его, он уже далеко.

Первый молодой человек:
Так что пишет-то?!
Юноша (оборачиваясь на ходу):
Вернись…

Юноша уходит. Молодые люди снова остаются одни.

Первый молодой человек:
И что, правда, клевая музыка?
Второй молодой человек:
Правда.

Музыка играет громче.


Рецензии