Граф Л. Н. Толстой, Александр Македонский и книги

 Часть 3.
Сам-то Том бывший военный, шесть лет оттрубил в американской армии, чтобы заслужить университетскую стипендию (там и успел немножко поучить русский). Вдоволь набегавшись и напрыгавшись с парашютом, почувствовав себя уже совсем профи в этом деле, он решил пойти немного дальше: стал почитывать книжки по истории последних крупных военных конфликтов, так его и занесло в университет. А потом и пошло и поехало… Добрался аж до Наполеона, и страшно сказать: аж до Л.Н.Толстого. Да так добрался, даже запомнил название романа , что с гордостью мне и продемонстрировал. Но тут же выразил своё полное несогласие с версией писателя по поводу причин поражения Наполеона в России. На мой вопрос: прочёл ли он «Войну и мир», Том удивлённо покачал головой: нет, нет, книга слишком большая…Однако это не помешало оспоривать версию писателя. « Ну как же, рассуждал американец, я – человек военный, и мне очень хорошо известно, как происходят всякие военные операции: никогда не бывает как запланируешь, невозможно предусмотреть всё, не знаешь: что с тобой случиться в следующую минуту… Кутузов не мог всё так хорошо спланировать, а потом ещё и осуществить…А кто такой Толстой? Он же писатель! («он же памятник!» - подумалось мне). Как он может разбираться в военных действиях?…»
Скажу честно, я чуть не упала со стула. У меня перед глазами, как в ускоренной киносъёмке, пробежали страницы книг, статьи, фотографии какие-то XIX-го века, всё читанное когда-то о графе Толстом…Говорят, что так видит человек всю свою жизнь перед смертью…(а я жизнь Толстого) ну, в общем, выражение лица моего было, подозреваю, какое-то необычное, что Том принял на свой счёт, как знак восхищения его эрудицией. Мне было жаль разочаровывать весёлого американца, но я всё же решилась поведать ему, что граф Л.Н.Толстой в молодые годы был офицером, служил в армии и участвовал в Крымской компании, там-то и начал писать свои первые военные рассказы, а «Войну и мир» писал много позже, будучи человеком не только с военным прошлым, но немалым жизненным опытом… Тут уже вытянулось лицо у Тома: не ожидал он такого подвоха от графа…А что до поражения Наполеона в компании 1812 года, то там русским, как водится, помогли морозы…Как проиграют, так сразу морозы. Плохому танцору всегда сапоги жмут. Мне не хотелось спорить с Томом, как взрослому, бывает, не хочется спорить с наивным ребёнком, мол, вырастет, наберётся ума-разума, сам всё поймёт. Подозреваю, что Том в отношении своей учительницы думал так же…
Как-то пришлось знакомить Тома с устойчивыми лексическими сочетаниями русского языка: жажда знаний, вера в себя и т.п. «Жажду знаний» и «жажду творчества» он почему-то категорически отвергал, но при этом настаивал на своём варианте «жажде пива». Как человеку военному, для примера, я предложила ему следующее выражение: «Уверенность в победе всю жизнь сопровождала Александра Македонского.» Том недоумённо уставился на меня и спросил: «А кто это?»… Поначалу я даже как-то растерялась, думая, что он шутит. Но выяснилось, что нет, не шутит, просто никогда не слышал про такого… Что ж, пришлось объяснить. Даже неудобно было как-то студенту-историку на третьем курсе университета рассказывать об Александре Македонском. Хмурый недовольный Том выслушал и сразил меня в очередной раз: « Зачем какой-то Александр, есть я – Том, я точно уверен в своей победе!»…
 Очень умиляла меня любовь Тома к книгам: с радостью всякий раз он демонстрировал свои новые приобретения: детская историческая энциклопедия : «Ура! Наконец-то купил 3-й том!» (остальные тома у него уже были). А вот детская космическая энциклопедия, целых пять томов! А вот ещё какое-то пособие для подростков по истории… На мой вопрос «Ну а эту-то зачем купил?» Американец объяснял, что в других изданиях почти не освещается компания 1812 года, а вот в этом пособии по истории для поступающих кое-что есть…Просто и понятно, да и иллюстрации! Какие иллюстрации!
К концу учёбы у Тома собралось два больших ящика с книгами, по преимуществу, детских изданий (ярких, красочных и широкоформатных), пришлось покупать билет на поезд, а не на самолёт, чтобы не переплачивать за багаж. Американец запасся научной литературой на долгие годы вперёд!


Рецензии