Анализ тропов

Лексическая система. Анализ тропов

Анализ поэтических тропов( метафоры, сравнения...) наш учиель показал нам на примере
Стихотворения Николая Заболоцкого «Чертополох» из цикла Последняя любовь.

Принесли букет чертополоха
И на стол поставили, и вот
Предо мной пожар, и суматоха,
И огней багровый хоровод.
Эти звезды с острыми концами,
Эти брызги северной зари
И гремят и стонут бубенцами,
Фонарями вспыхнув изнутри.
Это тоже образ мирозданья,
Организм, сплетенный из лучей,
Битвы неоконченной пыланье,
Полыханье поднятых мечей,
Это башня ярости и славы,
Где к копью приставлено копье,
Где пучки цветов, кровавоглавы,
Прямо в сердце врезаны мое.
Снилась мне высокая темница
И решетка, черная, как ночь,
За решеткой - сказочная птица,
Та, которой некому помочь.
Но и я живу, как видно, плохо,
Ибо я помочь не в силах ей.
И встает стена чертополоха
Между мной и радостью моей.
И простерся шип клинообразный
В грудь мою, и уж в последний раз
Светит мне печальный и прекрасный
Взор ее неугасимых глаз.

Еще перед занятием кружка я заглянула в теорию литературы, чтобы понять, что же такое метафора.
Метафора не только перенесение свойств живых существ на неодушевленный предмет. Но и вообще перенесение свойств одного предмета на другой.
В основы метафоры лежит простое сравнение.
Без метафор  стихотворная речь просто не может жить.


Сравнение нужно для того, чтобы пояснить свою мысль.
Сравнение должно быть образным.
Мало понятное сравнивается с более понятным.

Язык первобытного человека был густо насыщен метафорами, они помогали объяснить непонятное и делали в представлении человека весь мир одушевленным. Из этого чудесного свойства пробуждающегося сознания и родилось то, что впоследствии было названо поэзией.

Наш учитель начал так:
Можно думать, что поэзия, устанавливающая связь человека с окружающим его миром, была едва ли не первым искусством, возникшим на нашей земле.

От писателя в вечности остается только метафора.
Олеша.

Метафора - одно из сложных явлений. Через метафору осуществляется закон поэзии. Она позволяет в одно вмещать различное.

Метафора и сравнение. В сравнении три компонента:
-с чем сравнивают
-что
-на основе чего
В сравнении есть неизвестное, которое объясняется через известное:
х – неизвестное, а – известное
и то, что сравнивается – предмет, с чем сравнивается – признак.

Что в метафоре? Опускается признак, на основе которого происходит сравнение. Предмет совмещается с образом. Сокращенное сравнение. Все это ведет к неисчерпаемости:

Голова круглая, как шар.
Голова твоя – шар.

Исчезает признак и включает всю систему признаков, которые указывают на шар.
Всевозможные признаки. Система признаков. Определяется контекстом.
Если в сравнении предмет объясняется образом, то в метафоре оба компонента объясняют друг друга.

Метафора неисчерпаема, требует напряженной читательской активности.

"Метафора – скоропись человеческого духа."
Б.Пастернак.

Каждое метафорическое слово включает всю систему, порождаемую этим словом и систему отношений, связанных с этим словом.
Блок, Цветаева, Пастернак, Заболоцкий...

Заболоцкий "Гроза" (1946). Все стихотворение – одна метафора.

Метафорические шифры. Это вызывает трудности, требует напряженной работы, приглашение быть соавтором. Если читатель не будет соавтором, мало поймет.

Чертополох – образ последней любви.
Через грозу происходит объяснение творчества, последняя любовь сопоставляется с
Чертополохом, пожаром.
Почему? Пожар – горение, пламя, полыхание, стихия, то, что неожиданно возникает,
что горит необычайно ярко. Пожар – бедствие, трагедия.
Самые разные смыслы этого слова важны. Вот что дает метафора.

Не надо писать, что это стихия, суматоха, то, во что вовлекается не только один, двое, многие.
Огней багровых хоровод.
Не только пожар, но и гармоничное, искусство, метафорические ряды, параллельные, которые будут наслаиваться. Стихия, с одной стороны, искусство – с другой.

Искусство – квинтессенция духовности.

«Звезды»- то, что охватывает весь мир, всю вселенную,-
гремят и стонут, но стон бубенцов
звучат изысканно: стонут бубенцами.

       Чем глубже начинаем понимать мир, тем глубже проникаем в это стихотворение. Живописный поэт. Графика. Звуковое начало.
Нет ничего, чего бы не включала последняя любовь: мир во всем многообразии.
 Все, что есть у мироздания, есть у любви.
Любовь – это то, что погружает нас в мирозданье, но
речь строится в ином плане: отношения, стена, решетка:
последняя любовь, которая открыла мир – шип в груди, трагедия, стена чертополоха.
Тютчевская концепция любви.

В следующий раз проанализируем стихотворение Брюсова «Творчество».


Рецензии