Фольклорные образы в стихотворении А. А. Блока
Одним из самых явных примеров, на мой взгляд, служит цикл стихов “На поле Куликовом”. Такого количества фольклорных образов нет ни в одном из других произведений.
Несколько раз в разных частях цикла возникает образ реки:
o Река раскинулась. Течет, грустит лениво //и моет берега.[1]
o За рекой – поганая орда.[2]
Река у разных народов, на удивление одинаково, служила символами естественной (природной) преграды, утекающему времени, смерти.
Не менее часто у Блока появляется образ лебедей:
o За Непрядвой лебеди кричали. [2]
o Слышал я Твой голос вещим //В криках лебедей.[3]
Лебедь – символ чистоты и возрождения, т.е. Россия возродится не смотря ни на что.
Поэт, с помощью фольклорного образа (полночь), показывает нам остановку времени, замыкание истории в круг.
o Мы, сам-друг, над степью в полночь встали: не вернуться, не взглянуть назад.[2]
Горючий белый камень [2], в славянской мифологии, обозначает бел-горюч Камень Алатырь, символ Первоматери, первого твердого вещества во вселенной. Я думаю, что этот образ нужен был Блоку, чтобы показать, что правильный путь, путь борьбы, лирическому герою помогает найти Первоматерь. Это может подтвердить следующая строчка, символизирующая либо русского богатыря, либо Георгия Победоносца:
o Я рыщу на белом коне <>
Вздымается конская грива… //За ветром взывают мечи… [4]
Наверно, чаще других образов, Александр Блок использует дым, огонь и тучу:
Озарим кострами степную даль – первобытный огонь, рассеянный свет, жутковатые тени, грядущая неизвестность.[1]
В степном дыму блеснет святое знамя и ханской сабли сталь – вечный бой двух начал.[1]
Тучей черной – множество, «тьма».[3]
Широкий и тихий пожар – предпосылки страшных, великих времен, пока еще скрытых.[4]
Недаром тучи собрались – туча как символ приближающейся грозы.[5]
Нельзя не заметить таких образов, как славянских Богов, стоящих на защите своих “детей”. Но и эти образы выступают в роли многозначащих символов:
Чертя круги, ночные птицы, реяли вдали – круг символ славянского Первобога Рода; птицы летают по кругу перед битвой.[3]
Серебром волны блеснула другу на стальном мече – вода символ жизни, обновления. Символ славянской богини Мары. Серебро происходит от слова «серп», т.е. серебро – металл луны, имеющий магическую силу.[3]
Развязаны дикие страсти // Под игом ущербной луны – луна символ магии, таинства. Ущербная Луна связывалась с матерью всех змеев, противостоящих небесным богам, владычицей мудрости и смерти Ягой.[4]
Взошла и расточилась мгла <>За разливающейся мглою не слышно грома битвы чудной, // не видно молньи боевой – мгла выступает здесь как символ тайны, закрывающей истину; гром и молния – «оружие» славянского бога Перуна.[5]
1
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь - стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной -
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы - ночной и зарубежной -
Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь...
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...
И нет конца! Мелькают версты, кручи...
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь...
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
7 июня 1908
2
Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
Не вернуться, не взглянуть назад.
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат...
На пути - горючий белый камень.
За рекой - поганая орда.
Светлый стяг над нашими полками
Не взыграет больше никогда.
И, к земле склонившись головою,
Говорит мне друг: "Остри свой меч,
Чтоб недаром биться с татарвою,
За святое дело мертвым лечь!"
Я - не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!
8 июня 1908
3
В ночь, когда Мамай залег с ордою
Степи и мосты,
В темном поле были мы с Тобою,-
Разве знала Ты?
Перед Доном темным и зловещим,
Средь ночных полей,
Слышал я Твой голос сердцем вещим
В криках лебедей.
С полуночи тучей возносилась
Княжеская рать,
И вдали, вдали о стремя билась,
Голосила мать.
И, чертя круги, ночные птицы
Реяли вдали.
А над Русью тихие зарницы
Князя стерегли.
Орлий клёкот над татарским станом
Угрожал бедой,
А Непрядва убралась туманом,
Что княжна фатой.
И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моем плече.
И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
14 июня 1908
4
Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли.
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали...
Умчались, пропали без вести
Степных кобылиц табуны,
Развязаны дикие страсти
Под игом ущербной луны.
И я с вековою тоскою,
Как волк под ущербной луной,
Не знаю, что делать с собою,
Куда мне лететь за тобой!
Я слушаю рокоты сечи
И трубные крики татар,
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.
Объятый тоскою могучей,
Я рыщу на белом коне...
Встречаются вольные тучи
Во мглистой ночной вышине.
Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моем,
И падают светлые мысли,
Сожженные темным огнем...
"Явись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи!"
Вздымается конская грива...
За ветром взывают мечи...
31 июля 1908
5
И мглою бед неотразимых
Грядущий день заволокло.
Вл. Соловьев
Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.
За тишиною непробудной,
За разливающейся мглой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно молньи боевой.
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал.- Молись!
23 декабря 1908
Свидетельство о публикации №207110300258
Марина Боголюбова 11.07.2011 15:46 Заявить о нарушении