Записки метрочеловека

Степан Афонин купил машину. Неновую и неимпортную. Мечта добираться от квартиры в Жулебино до офиса в Коломенском «по человечески», казалось, сбылась. На целую неделю. Нет, жигуленок исправно ездит, с работы Степана не уволили, хотя из пяти рабочих дней он четыре начал на час позже положенного, чего никогда не позволял себе, будучи метрочеловеком. Но…В результате время, отнятое промежутком «дом-работа», увеличилось с двух с половиной часов до почти четырех.

 «Я хотел улучшить качество своей жизни. Надоело толкаться. Ну, момент престижа тоже не последнюю роль играет. Но, видимо, на работу буду все-таки на метро ездить. А машина – для выходных», - говорит Степан.
Это, скорее, нетипичное поведение. Большинство тех, кто сел за руль не хотят возвращаться под землю.
«Я теперь хоть одежду нормальную могу носить и прическу делаю, какую хочу. А в метро, то пуговицу оторвут, то какой-нибудь «вежливый» на ногу наступит. Пусть в пробке, пусть выезжаю на сорок минут раньше, но я одна в машине, ни от кого рядом перегаром не несет, никто объявлениями непрерывно по голове не долбит», - Зоя Моркович, инструктор в фитнесс-центре, добирается до улицы Правды из Марьино. Она готова воспользоваться подземкой в случае только самой крайней необходимости.

Такая крайняя необходимость возникает, при поездке на вокзал или в роддом. Но и курьеры предпочитают доставлять товар не на автотранспорте не только из-за стоимости бензина. А рядом с Останкино и Ленинградским проспектом можно увидеть бегущих от станции метро молодых людей с видеокассетой в руке. Это телеканалы стремятся получить к началу эфира важный материал. Машина со съемочной группой при этом может стоять где-нибудь на подступах к Лефортовскому тоннелю.
Наступает зима. Метро готовится принять людей, в теплой одежде, занимающих намного больше места, чем летние пассажиры. Да и самих пассажиров с наступлением холодов становится почти в полтора раза больше. Руководители метрополитена неоднократно официально заявляли, что «пропускной ресурс» действующих линий превышен на 20-30 процентов. Необходимо строить новые ветки и модернизировать старые. И на это традиционно не хватает средств.

Пока чиновники строят планы и ищут деньги, москвичи находят способы наиболее оптимального существования в ограниченном подземном пространстве, забитом людьми.
Метроженщина не купит шубу до пят. Причины очевидны. Не станет носить она и модели одежды с выступающими деталями, о которых пишут авторы гламурных журналов. Вопрос каблуков спорен. Метродевушка, выросшая в этом городе и привыкшая еще во время поездок в школу удерживать равновесие в тряском вагоне с рюкзаком, набитым учебниками, вполне уверенно передвигается на имитации ходуль в любых условиях.
Кстати, о школе. У метродетей особое выражение глаз. Их родители сделали выбор между близкой к дому, но не самой престижной школой в пользу той, ради которой они считают возможным загонять любимое сокровище на два часа в день под землю. Хотя потом, когда в институт и на работу придется добираться уже не с одной, а с двумя пересадками бывшие метродети будут выгодно отличаться от своих ровесников. Они уже не тратят впустую эти часы транспортного плена.
Пассажиры читающие и слушающие музыку составляют практически абсолютное большинство подземных обитателей. Карманные компьютеры как будто специально придуманы для тех, кто пользуется общественным транспортом. В отличие от традиционной книги электронную вполне комфортно читать и стоя. А если удается сесть, то можно успеть сделать домашнее задание. Вяжущие женщины одно время пропали из вагонов. Но теперь вновь появились те, кто вяжет не от нужды, а для удовольствия. Попадаются и вышивальщицы. Считается не очень приличным есть и пить в метро. Но судя по количеству валяющихся в вагонах и на станциях пустых банок, бутылок, пакетов, оберток, пассажиры об этом не хотят помнить.
Метро становится неким психологическим тренажером. Будучи источником сильного стресса оно вынуждает пассажиров к спонтанному антистрессовому поведению. Скандалы возникают при вызывающе-неадекватном поведении метро-новичков. Метро-жители со стажем стараются по возможности не нарушать минимальную «личную зону» и сглаживать конфликтные вспышки. «Мы в одном вагоне до следующей станции, ты подвинулся – я потеснился».
«Уступайте места пожилым людям, пассажирам с детьми и инвалидам», - призывает голос в динамике вагона. Но на него обращают внимание как раз те, ради когозаписываю это объявление. Уступают места примерно в одном случае из десяти, когда это стоило бы сделать. Но это уже не вина метро.
25 октября 2006 года под эстакадой на площади Гагарина должны были открыть перехватывающую парковку. В планах столичных властей до 2010 построить еще более десяти таких парковок на границе зоны пробок. Первая, появившаяся на площади "Крестьянская Застава" в 2003 году сначала пустовала, однако осенью отчаявшиеся автолюбители вступили в бой за подземные квадратные сантиметры с метроаборигенами.

Итак, почти каждому москвичу приходится решать: стоять в пробках на улицах города (это касается и поездок на автобусе-троллейбусе) или толкаться в подземном лабиринте. Еще один вариант – искать работу рядом с домом. Если отрицательная динамика возможности передвижения по городу сохранится, то при выборе работы пункт - «время на дорогу от дома» - может стать в списке первым по важности.


Рецензии
Елена! Вспомнились студенческие годы. Мне нравились темп и ритм
московского метро, любила на длинных эскалаторах бежать, перепрыгивая через ступеньку и подниматься шагая ввысь. От Студенческой до Калининской успеешь просмотреть конспект. Возвращаясь поздно с тренировки, на переходе "Библиотека Ленина" или "Киевской" можно было перекусить, выпить сок или съесть мороженое. Последний раз была в Москве лет пять-шесть тому назад. Увидела резкие перемены, бедность и унылость. Шагала вниз по эскалатору, остановила преграда в виде множества огромных сумок и баулов. Пришлось пристроиться и терпеливо ехать. Вдруг, как слоны на водопой, прошагали несколько юношей и девушек, когда оставалось менее минуты до твердой почвы. Они прошли прямо по сумкам, внеся хаос и сумятицу. Хорошо, что удалось остаться живой, пострадал только задник новых туфель "ЭККО". Времена и нравы!

Зоя Чепрасова   17.12.2007 16:38     Заявить о нарушении
Спасибо, Зоя.
Да, сейчас - московское метро отдельная субкультура. К сожалению - почти полукриминальная. Я всю жизнь езжу из Выхино. В юности - на Университет, сейчас - на Савеловскую. Мне тоже метро семидесятых-восьмидесятых вспоминается как праздник.

Алена Олейникова   18.12.2007 10:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.