Во сне и наяву. Часть 3. Продолжение 4

VI

У Мани подготовка к урокам с каждым годом занимала всё меньше времени, но она теперь, по поручению директора, очень часто посещала Районо. Даже Борис обратил на это внимание:
 - Тебе не кажется, что твой Пётр Петрович тебя просто эксплуатирует? В конце-концов посещать Районо – это работа директора или завуча.
 - Но, он зашился у нас в школе с бумагами, а завуч последний год до пенсии дорабатывает. Ему уже ни до чего дела нет.
 - Так они что, тебя на его место метят? – Борис довольно ухмыльнулся.
 - Да, ну, Борь, брось. Его место займет Клавдия Филипповна. Она и постарше меня, и в этой школе дольше работает.
 - Тогда почему не она, а ты на побегушках?
 - Боря, не преувеличивай. Ни на каких я не на побегушках. Потом в Районо будет ходить Клавдия Филипповна. Но сейчас мы ждём оттуда комиссию. Понимаешь, тут надо максимальную дипломатичность проявить. А она у нас женщина уж чересчур прямолинейная. Ещё не начальство, а дело всё испортить может. Вот в следующую среду, даст Бог, благополучно комиссию примем, потом также благополучно выпроводим... Больше я в том Районо и не покажусь.
В среду довольная Маня доложила Борису, что комиссия сильно не придирается, долго не задержится, но в субботу все учителя должны прийти вечером в школу, чтобы накрыть стол.

Уходила мать с большой сумкой, в которую аккуратно сложила всякие соленья и испечённый ею бисквитный рулет. Вернулась - раскрасневшаяся, с обострёнными чертами лица, небольшие зелёные глаза имели красноватый оттенок, что свидетельствовало о недавнем наличии слёз.
 - Ты представляешь, эта Клавдия Филипповна – полнейшая идиотка! – Заглядывая Борису в лицо, как бы ища там поддержки, жалобно пропела Маня. - Я передать тебе не могу, что она там устроила. А ведь сначала всё было так хорошо. Как положено, выпили, закусили. Те, кто курит, вышли на свежий воздух, мы с инспектором Ворониным вдвоём в свободном классе беседовали. У него сын в этом году в МГУ поступил. Так он мне много чего интересного рассказывал, и по подготовке, и насчёт вступительных экзаменов. А эта дура влетела к нам какого-то чёрта, и чуть ли ни с пеной у рта, такой крик подняла, - мать почему-то заплакала.
 - А что ей от вас надо было? – сердито спросил Борис, словно на месте Мани сидела виновница её слёз.
 - Откуда я знаю? Она нас в аморальном поведении обвиняла, и это, при том, что мы вообще за разными партами сидели, - сквозь ладони, закрывающие лицо, продолжая плакать, ответила Маня.
Борис какое-то время пристально смотрел на плачущую со всхлипами и завываниями жену, потом спросил:
 - А кто кроме этой Клавдии Филипповны видел, что вы сидели за разными партами?
Маня внезапно плакать перестала, и хотя по щекам её продолжали течь слёзы, она достаточно твёрдым голосом ответила:
 - В том-то и дело, что никто. Теперь на меня весь коллектив косо смотрит, даже директор. Она это специально подстроила, померещилось на старости лет, что я ей дорогу в карьере перейти могу. Дура! Она думает, что если с инспектором поругалась, так теперь её почести ждут. А ведь должность завуча в Районо утверждается.
Маня замолчала. Борис тоже молчал, только, несмотря на не очень яркий комнатный свет, зачем-то щурил глаза.
 - Ну, что ж, - наконец-то нарушил он тишину, - Мишу я тебе тогда простил, будем считать, поверил. Но если окажется, что ты меня сейчас обманула, выгоню тебя из этого дома и не посмотрю, что мать двоих детей.
Воспользовавшись отсутствием Эдьки, я сидела за письменным столом и делала вид, будто читаю книжку. На самом же деле, мой взгляд время от времени выхватывал облики родителей, и я внимательно прислушивалась к необычному разговору. Моё воображение вырисовало большой класс и в разных его концах две одинокие фигурки: Манина и какого-то инспектора Воронина. Его сын представлялся мне очень умным, Клавдия Филипповна казалась по характеру подобием Люськиной подруги, Нинки. А из последней фразы Бориса, совсем не понятно было, в случае обмана Маня должна будет одна покинуть дом или вместе со мной и Эдиком? Даже внутри себя, я не бралась судить о том, насколько правдив рассказ матери, но, зная её пристрастие к вранью, никак не могла уяснить, почему только сегодняшняя история может решить её судьбу. Справедливо было бы собрать всё, ею рассказанное на протяжении многих лет, а потом сравнить, чего больше: обманов или честных откровений. И вообще, если он собирался выгонять Маню за то, что та сказала неправду, причём здесь двое детей? Мои мысли ещё больше запутались в клубок недоумения, когда прозвучал ответ матери отцу:
 - Знаешь, что тебе на это скажу? Ты своей смертью не помрёшь. В один прекрасный день ты умрёшь от ревности. Сам бы подумал, если б я была в чём-то грешна, стала бы я сейчас тебе здесь всё в подробностях рассказывать?

Через неделю инспекторская проверка посетила и нашу школу. Посторонние люди сидели за последними партами очень тихо, и если бы ни лёгкое оживление, вызванное тем, что Татьяна Даниловна вставала из-за учительского стола чаще обычного, о комиссии можно было бы забыть. Лишь на третьем уроке, когда Аня Глушко держала ответ по природоведению, сухощавая дама с каменным лицом и сооружением на голове в виде старомодной причёски, её оборвала, попросив, как когда-то Зинаида Фёдоровна, рассказать всё своими словами. Отвыкшая от подобных замечаний отличница, замолчала, а потом вдруг расплакалась.
На перемене Аня всем нам говорила, что Зинаида Фёдоровна просто к ней придиралась, а теперь комиссия придирается к Татьяне Даниловне, потому что она им чем-то не понравилась.

После уроков большинство девчонок, даже те, кому это было не по пути, изъявили желание, зайти к Зинаиде Фёдоровне. Только Аня Глушко, выходя из класса, решительной походкой направилась к себе домой. Около десятка наших мальчишек брели сзади нас, изредка над кем-нибудь посмеиваясь, но кода мы повернули к филиалу, они пошли следом.
 - Ой, сколько вас много - удивилась учительница. - Как же я всем вам рада! Ну, рассаживайтесь, рассказывайте. Что-то у вас сегодня произошло?
Многоголосье оповестило её обо всём, случившемся в этот день, даже инспекторша с забавной причёской была очень образно описана при помощи рук и мимики Мишки Гнатюка.
 - Аня-Аня, - сокрушительно произнесла Зинаида Фёдоровна, когда староста класса Юля Никитенко закончила рассказ об уроке природоведения, - ладно бы не умела, но ведь, вспомните, ребята, в конце прошлого года, как Аня красиво «Каштанку» пересказала. Что ж это Глушко опять за старое взялась.
 - А она теперь считает, что вы все три года к ней придирались, - доложила Рената.
Учительница улыбнулась, только улыбка была какая-то грустная.
 - Какие же вы ещё дети. Ну, и с какой стати я должна была к ней придираться? У неё, что две головы или четыре ноги?
Мы засмеялись.
 - Да, дура она! – убедительно заявил Петька, - Вы ЗинФёдрна не обращайте на неё внимание. Мы все-все жалеем, что Вы от нас ушли. Даже я, хоть Вы мне и двойки ставили, и маму мою в школу вызывали...
 - Петя, - строго сказала учительница, - ты не должен свою одноклассницу называть дурой, даже если тебе в её поведении что-то не нравится. А то, мы с вами так до многого договоримся.
 - А её всё равно здесь нет, - фыркнул Петька.
 - ЗинФёдрна, а мне Тада..., ой, Татьяна Даниловна сегодня за классную работу четвёрку поставила, - сменила тему разговора Берта. – Она мне два слова подчеркнула, а я в учебнике посмотрела, они оба правильно написаны. Я три раза проверила.
 - Надо было подойти к Татьяне Даниловне и спросить, в чём там дело, - поучительно сказала Зинаида Фёдоровна.
 - Я подходила, а она со мной разговаривать не захотела.
 - Татьяна Даниловна не любит, когда к ней с такими вопросами подходят, - поддержала Берту Юля. – Она мне раньше тоже слова подчёркивала и ничего не объясняла. А потом, когда моя мама к ней пришла, она сказала, что просто ошиблась и больше не подчёркивает. Я даже теперь иногда специально ошибки делаю, и всё равно не подчёркивает.
Кто-то тихо хихикнул, а Зинаида Фёдоровна слегка покачала головой.
 - Ну, ты, Юля, давай не преувеличивай, - добродушно сказала она, - Напридумывать историй, ты у нас много можешь, я тебя знаю. Ане бы Глушко, хоть кусочек твоей фантазии. Берта, дай-ка мне свою тетрадь.

Учительница внимательно рассматривала Бертину писанину, потом задумчиво произнесла:
 - Да, действительно, эти два слова у тебя правильно написаны. Но, смотри, - она развернула тетрадь, - вот здесь и здесь ты пропустила запятые.
 - Ой, и правда! - Воскликнула Берта. – А почему ж тогда Татьяна Даниловна тут ничего не подчеркнула.
 - Я думаю, - медленно ответила Зинаида Фёдоровна, - она поставила тебе четвёрку, чтобы ты потом этот текст внимательно прочитала и сама нашла свои ошибки. Но я хочу сделать тебе замечание. Ты, ведь, когда писала всё это, не старалась. Хотелось побыстрее закончить, не так ли?
 - Откуда Вы знаете? – залилась краской девчонка.
 - Буквы у тебя «польку-бабочку» танцуют, - пояснила учительница, и все улыбнулись уже немного забытому выражению.
 - А я тоже сейчас почти никогда не стараюсь, - гордо заявила Рената, - потому что Татьяна Даниловна мне не нравится.
 - Нет, - снова, грустно улыбнувшись, сказала Зинаида Фёдоровна, - так я вас за три года ничему и не научила. Ренаточка, ты ведь учишься не для Татьяны Даниловны, ты учишься для себя. Вы все учитесь, чтобы быть умными и грамотными, а если учиться только наполовину, то так и вырастите полуграмотными.
 - А также полоумными, - добавила я, и мои слова потонули в новой волне смеха.
 - А я, вот, всё равно не для себя учусь, - возразил Петька, - меня мать заставляет. Если б не она, я бы и в школу даже не ходил...
 - Поверь мне, Петя – учительница погладила мальчишку по голове, - когда-нибудь ты скажешь ей за это спасибо. Пройдут годы, и ты этот наш разговор ещё не раз вспомнишь.

Покинув Зинаиду Фёдоровну, мы шли молча, каждый думал о чём-то своём. Мне вспомнилось, как неоднократно у меня в тетради были так же, как и у Берты сегодня, подчёркнуты правильно написанные слова. Поначалу, я к Таданище не подходила, поскольку была поглощена войной с Филипповым, а потом приблизиться к учительскому столу было настолько неприятно, что уж лучше получать незаслуженно сниженные оценки. Теперь же, после признаний Юли, стало ясно, победить учительницу можно только визитом матери. Однако я прекрасно понимала, этого оружия у меня нет.


VII

Погружённая в свои мысли, я не сразу обратила внимание на Эдика и Колю, о чём-то оживлённо беседующих во дворе. Лишь приблизившись, поняла - они ругаются.
 - Какое твое дело? Чего ты ко мне пристал? – возмущался брат.
 - Да, я тебе, как отец хотел...
 - Видал я таких отцов, знаешь где? Припёрся тут, меня воспитывать! Иди, вон, свою дочь воспитывай. А мне советы, и без тебя есть кому давать. Я тебе не сирота, имею и маму и папу. А даже если б и не имел, то почему именно тебя я должен слушать? Кто ты мне такой?
 - А я тебе сейчас скажу, кто я такой! - повертев по сторонам головой, прокричал родственник.
 - Коля, умоляю тебя, прекрати! Иначе я прямо здесь что-нибудь с собой сделаю, - визгливо вмешалась в разговор, стоящая немного поодаль Маня.
 - Скажи спасибо матери, - скривившись, произнёс Коля, и убрав движением головы упавшие на глаза волосы, направился к калитке.
Эдик забежал в дом. Перевернув портфель, он вывалил все учебники на стол, а потом нервными движениями начал их раскладывать.
 - Будет меня этот придурок ещё жизни учить, - проворчал брат, непонятно к кому обращаясь.
Я чуть в ладоши не захлопала от радости. Наконец-то Эдька тоже понял, что Коля придурок. Но брат был сильно расстроен, и чтобы отвлечь его от мыслей о скандале, я спросила:
 - А чё ты сегодня так рано из школы пришёл?
 - Пацанов всех, как допризывников, в военкомат водили. На следующей неделе медкомиссия.
Тон брата был таковым, что я решила Эдьку в этот день больше не трогать. Мать тоже до самого ухода на работу к нему не подходила, но носила на своём лице такое выражение, что невозможно было понять: то ли она сердится на своего сына, то ли жалеет, то ли боится из его уст что-то услышать.

Несколькими днями позже, ещё до прихода Эдика из школы, на письменном столе красовалась предназначенная для него книжка, которую Маня взяла у себя на работе в библиотеке. Александр Куприн, «Рассказы», - выделялось золотистыми буквами на тёмно-зелёном потрёпанном переплёте.
 - Мам, а мне можно её почитать, - спросила я у Мани.
Она загадочно улыбнулась, глядя куда-то сквозь меня.
 - Можно конечно. Но тебе такое читать ещё рановато. Скорее всего, ты там ничего не поймёшь.
Я решила тайком от матери всё равно эту книжку прочитать, но интерес немного пропал, когда я услышала разговор Мани с Эдиком:
 - Хочу заострить твоё внимание на одном рассказе. «Гранатовый браслет» называется.
В фильмах мне приходилось видеть, как солдаты, обвязавшись гранатами, кидались под танк. Именно такой гранатовый браслет вырисовался в моём воображении. Но я хоть и читала книги о войне, однако, не очень-то этой темой увлекалась.

После обеда, расположившись на диване, Эдик принялся за чтение, а через некоторое время подошёл к Мане:
 - Прочёл, ну и что? Я подобные сентиментальности не люблю. Мне больше фантастика нравится. Там у вас в библиотеке ничего из области фантастики нет?
 - Что-нибудь из фантастики? – уточнила Маня, - Хорошо, я с Людочкой посоветуюсь, может завтра и принесу. Но сейчас речь не об этом. Я просто хотела сравнить одного из героев с дядей Колей.
 - Генерала Аносова?
 - Да, нет. Другой персонаж.
После того, как прозвучало слово «генерал», у меня уже не было сомнений, что речь идёт о войне, и я пошла отмывать руки, которые нечаянно испачкала чернилами, когда прислушивалась к разговору. Чернильное пятно уничтожению не поддавалось, несмотря на использование всех видов моечных средств, включая щёлок. С мыслями «Рано или поздно само как загар исчезнет», я вернулась в дом. Эдик и Маня, сидели за столом друг против друга. У матери по бледному лицу проступали абсолютно белые пятна, брат загадочно улыбался. Оба даже не повернули в мою сторону головы, когда я проходила мимо.
 - Ну, что ж, с вами всё понятно, - немного торжествующе произнёс Эдик.
 - Почему с нами? – как-то совсем по-детски фыркнула Маня, - Я тебе ещё раз повторяю, мне его просто жаль.
 - А я и говорю, мне теперь понятно, что ты его просто жалеешь, - брат криво усмехнулся.
Казалось, это не сын с матерью разговаривает, а отец великодушно прощает дочь за какую-то провинность, но хочет предупредить, чтобы она больше так не делала.
- Я очень люблю твоего отца, - почему-то, по-прежнему оправдываясь, произнесла Маня, - а к Колиным чувствам отношусь, всего лишь с уважением, и никогда не смогу быть к нему жестокой или грубой, как это себе вчера позволил ты.
- Он сам ко мне со своими нравоучениями полез, - жёстко ответил Эдик.
Картина случившегося прояснялась. Скорее всего, у Коли был на войне друг, который, обвязав себя гранатовым браслетом, бросился под танк. Коля же, испугавшись, так не поступил. Теперь его всю жизнь мучает совесть, а Маня из-за этого прониклась к нему сочувствием. Эдька же, наверное, накануне пренебрежительно отозвался об участниках войны, и Коля, на него накричал. А теперь брат усмехается, потому что внутри себя Колю, как труса осуждает.
 - Он знает, как ты мне дорог, - продолжала тем временем беседу Маня, - и хотел с тобой подружиться. Думал, что ты к его замечаниям прислушаешься и зауважаешь. Ну, дурак он. Что поделаешь? Однако и дураки тоже имеют право на чувства.
 - Имей в виду, - заявил Эдик, вставая из-за стола, - теперь ты у меня на крючке.
 - Ничего себе заявочки! – Манин голос обрёл привычную интонацию. – Родной матери, чуть ли не угрожать. Я, видите ли, у него на крючке! И это после всего, что я для тебя всю жизнь делала и делаю. Но, ничего. Через годик пойдёшь в армию, тебя там не только Родину любить научат.
 - А я не пойду в армию.
 - Куда же ты пойдёшь?
 - Я в институт поступлю.
 - Надо же, - ухмыльнулась Маня, - но ещё весной ты твердил, что тебе институт не нужен. Ты же хотел в армию, потому что там бесплатно можно сдать на права.
 - Раньше хотел в армию, а теперь не хочу. Там за два года может отпустят один раз на недельку домой, а может и нет. В институте же каникулы каждые полгода, и на праздники приезжать сюда можно.
 - Во-от оно что, - почти по-кошачьи промяукала Маня. - Тебе не хочется надолго уезжать из Крымска? Я, кажется, догадываюсь, в чём дело. Ну, что ж... Мы с ней ещё не знакомы, однако, если ты из-за неё хочешь поступить в институт, она мне уже симпатична.
Мать благодарна армии за то, что Эдька ещё там не прослужив ни одного дня, уже стал сознательным и захотел поступить в институт, подумала я. Брат же почему-то от слов Мани, раскрасневшись, выскочил из дома.
Рассказ о герое-солдате прочитать мне не удалось. Маня, закончив разговор с Эдиком, положила книжку себе в сумку, а на другой день, как и обещала, принесла сыну фантастику. То что «Гранатовый браслет» остался вне зоны моего внимания, не сильно расстроило. Если даже Эдька, любитель военных баталий, был не в восторге, вряд ли бы меня это сильно заинтересовало.

После военкоматовской медкомиссии брат вернулся домой бледный и со слезами на глазах сообщил, что у него плохая кардиограмма. Маня, выслушав сына, всплеснула руками и побежала к Белле Наумовне прямо на работу. Когда вечером пришёл Борис, направление в Краснодарский краевой кардиологический центр уже лежало на столе.
 - Эдь, чё ты так расстроился? – спросила я брата. – Это же хорошо, что тебя медкомиссия забраковала. Ты, ведь, и не очень-то в армию хочешь.
 - Ну, ты и ду-у-ура, - пропел своим басом Эдик, - я же с больным сердцем умереть могу. Что, по-твоему, лучше, быть здоровым и служить в армии или остаться дома, но через три года умереть?
Два дня подряд Эдик ходил с несчастным выражением лица и даже вечерами никуда не исчезал. Время от времени он хватался за левый бок, ссылаясь на острые боли. Однако в Краснодаре профессор уверил его и Маню, что жизни ничто не угрожает, а имеет место, в связи с интенсивным и неравномерным ростом организма, повышенная нагрузка на сердце, которая примерно через полгода пройдёт. После этого боли в левом боку Эдика прекратились, и вскоре он забыл, что с сердцем были какие-то проблемы.

(продолжение следует)


Рецензии
Здравствуйте, Ребека! Прочла все части повести, что вы опубликовали на сайте. Ваша работа великолепна.
Язык изложения очень хорош. Образный, без грубых ошибок, легко читаемый, истинно русский язык.
"ревниво пояснила мать и сделала улыбку" - фраза замечательная. Мать не скривилась, не изобразила, не выдавила, а СДЕЛАЛА улыбку. Ей нельзя кривиться, нечего выдавливать. Чего изображать горе, веселье? Нет ей НАДО было сделать на ровном месте просто улыбку. И как ей тяжело... Знает она и Бог.
Короче, ваш изобразительный язык мне, читателю, нравится. Он вызывает яркие картины, настолько яркие, что могут не понравится, если в неприятных эпизодах кто-то увидит намёк.
Тема формирования характера человека - очень актуальна. Вы показали развитие приспособления девочки к жизни тонко и убедительно.
Сложившаяся семья, где муж и жена, люди разных темпераментов, терпят друг друга. Вынужденно врут.
Бабушка - постоянное напоминание и Борису, и Мане
об их несчастливом браке. От напоминания необходимо избавиться любой ценой, иначе начнётся безумие. Сын от "любимого" человека, как кажется Мане. Мане хочется верить, что её любят. Она не видит, что её многолетний поклонник не может, не умеет любить.
Действующие лица повести знают о лжи и принимают её, кроме чистого неиспорченного ребёнка.
И всколзь: судьба детей в неполных семьях не лучше. Тупик.
Умная книга.
Самое страшное - что это типовая картина, не глупый единичный случай. Такова теперь жизнь.
Пронзительно! Спасибо вам огромное.

О судьбе детей надо научить думать до свадьбы.
Национальный вопрос - фуфло. Татарка, еврейка, русская - ну и что? Чёрная, жёлтая, белая кожа ...
Ваша книга необходима. Я уверена, что она будет востребована. Если её возьмёт в руки читатель, то не выпустит.
Успехов вам счастья и здоровья.

Зоя

Зоя Слотина   06.11.2007 00:54     Заявить о нарушении
Зоя, огромное Вам спасибо за поддержку, за тёплый отзыв и самое главное - за понимание.
С уважением и благодарностью,

Ребека Либстук   06.11.2007 04:21   Заявить о нарушении