О пользе вина

Однажды Омар Хайям (да будет благословенно имя его!), занимался во дворе с учениками. Когда солнце склонилось к закату, мудрец прервал занятия, и потребовал чашу холодного вина. Ему принесли вино, и мудрец, прежде чем вкусить его, взял чашу в руки, и обратился к ученикам:
- Светила разума, такие как Сократ и Авиценна, утверждали, что нет для разума более полезного напитка, чем хорошее вино. Оно уносит горе, веселит сердце, обостряет память, делает щедрым скупого, и храбрым трусливого. А потому:
Сказал я сам себе: вина я пить не буду,
Кровь виноградных лоз я больше лить не буду.
Ты и впрямь решил не пить? – спросил меня рассудок.
А я: Как мне не пить? Тогда я жить не буду.
- Учитель! – обратился к Хайяму один из учеников. – А не губительна ли для человека такая страсть, как тяга к вину?
- Страсть - ответил мудрец, - не является ни добродетелью, ни пороком, а посему за страсти мы не заслуживаем ни похвалы, ни осуждения. Добропорядочными, либо дурными считают за добродетели или пороки – вот за что мы достойны похвалы, либо осуждения. Добродетель – своего рода сознательный выбор: это не страсти, и не способности; это устои. Для истинной добродетели губительны как недостаток, так и излишество. Поэтому всякая добродетель и доводит до совершенства то, к чему устремлена душа: на этом пути происходит становление добродетельного человека, при котором он хорошо выполняет свое дело. Как мудро сказал Сократ, добродетель присуща свободе. А любое внешнее ограничение свободы – это порок.
Запрет вина – закон, считающийся с тем,
Кем пьется, и когда, и много ли, и с кем,
Когда соблюдены все эти оговорки, -
Пить – признак мудрости, а не порок совсем.

Эта история встала у меня перед глазами, наяву, когда холодное «Мукузани» в слегка запотевшем тонкостенном хрустальном бокале отливало рубином; непочатая бутылка «Каберне Савиньон» ждала своей очереди, чтобы смешаться с кровью и дойдя до сердца, расширить его сосуды; благородная хмель щекотала мозг, и всё становилось доступным, в том числе и широкий двор в центральном квартале древнего Нишапура, и та чаша с холодным вином, которую держал в руках Великий Мудрец; и я сказал:
- Воистину никто так прекрасно не сказал о пользе вина так, как ты, Учитель!
И, слегка зазвенев хрусталем, медленно, смакуя, выпил «Мукузани».


Рецензии
Замечательная миниатюра! Совпадение или нет, но у меня в аппаратной висит самодельный плакат о пользе вина с двумя надписями на латыни:
Abusus non tollit usum = Злоупотребление не отменяет употребление
и
Poculum, mane haustum, restaurat naturam exhaustam = Чаша, выпитая с утра, восстанавливает истощённые силы.

Так что к Омару Хайяму, Сократу и Авиценне можно прибавить и римских любителей вина!

С уважением, Юлия

Юлия Олейник   07.03.2015 13:51     Заявить о нарушении
Юлия,
Римляне изначально славились пристрастием к вину. Итальянское вино и сегодня классное, например "Изабелла" красное, 2005 года, или "Мозельское", белое, 2000 года. Изумительный вкус.
Спасибо за интерес к моему творчеству.

Абдуджабор Абдуджалилов   07.03.2015 14:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.