Ассоциация Каскадеров Казахстана

«Каскадеры, каскадеры…Это наша судьба, жить не можем иначе» Пелось в одной старой советской песне.

«Ассоциация Каскадеров Казахстана» была создана в декабре 2004 года. На сегодня это единственное официально зарегистрированное объединение каскадеров в нашей Республике. Сильная команда, в которой работают профессионалы и нашей Республики, и из других регионов Средней Азии. Каскадеры – это не только мастера авто и мото трюков, это конная группа «Номад», мастера парашютного, парапланерного спорта, акробаты, пилоты летной авиации, мастера восточных единоборств. Эти люди имеют не только многолетний опыт работы в кино, но и в создании различных экстремальных шоу-программ, показательных выступлений, постановки и исполнение боевых сцен, воздушные, высотные падения, трюки связанные с огнем, горение человека, пиротехнические эффекты…

Удивлять зрителя есть чем! Причем, на самом высоком уровне.
Ассоциация каскадеров Казахстана принимала участие в съемках фильмов – «Кочевники», «Ночной дозор – 2», «Волкодав», «Вокальные параллели», «Черный принц Аджуба», «Тень победителя», «Бег по лезвию», «Десант», «Путевой обходчик», «Горячая точка 2» и еще десятка три фильмов. Россияне едут в Казахстан снимать наши горы, степи, Чарынский каньон и многое другое. И если раньше они привозили сюда снимать своих каскадеров, но теперь обращаются к нашим.

Александр Терехов, основатель «Ассоциация каскадеров» согласился на интервью.
-Александр, с чего все началось? На базе чего возникла «Ассоциация»?
-Первоначально была группа «Сталь», которая занималась автородео. Я сам занимался спортивно-техническими видами спорта в клубе «Огонек», который позже переименовали в «Икар». Я летал на дельтаплане, потом стал инструктором. А в подвале клуба была секция мотокросса. Затем пересел на мотодельтоплан, и всегда старался сделать что-то новое, даже если техника этого не позволяла и конструкция могла развалиться от перегрузок. Но всегда думал о безопасности, и чтобы со стороны это смотрелось красиво. Позже познакомился с Тарабанько В.П, который и пригласил меня в группу «Сталь» как мотоциклиста. Но на мотоцикле там я так и не прыгал. Сразу пересел на автомобили и 10 лет провел в этой группе.

-Ваше автородео это было хобби? И не приносило никакого стабильного заработка?
-От случая к случаю. Редкие выступления, гастроли. Было скучновато. Хотелось чего-то другого. Вообще автородео – это шоу на автомобилях и прыжки на мотоциклах, заученные трюки, как в цирке. Четко отработанная программа.… Своих задумок и мыслей не внедрить, не реализовать было невозможно. А меня тянуло именно в кино. И я начал двигаться в своем направлении – дельтопланы, мотокросс – это было мое. И некоторые эксперименты, которые я ставил, заснял, и отправил в Москву на ежегодный фестиваль каскадеров – «Прометей», который проходил в Тушино. Кастинг проходит по предоставленным материалам, на которых должно быть видно лицо человека, исполняющего трюки.

- То есть это была как бы предпосылка к возникновению Ассоциации?
-Да. Я получил приглашение на этот фестиваль и улетел в Москву. Мне помог в этом Бахадыр Джалметов, известный каскадер, проработавший много лет на Казахфильме. С нами поехало 3 человека с Киргизии – конные каскадеры. Было очень интересно, потому что на фестиваль приехали каскадеры со всего мира. Каждая страна отправила по своей команде. Мы поехали за свои деньги. И очень было интересно посмотреть именно как ставятся кино-трюки. Потому что мы сидели в Казахстане, как за каменной стеной. Программе автородео уже больше 25 лет и ничего нового. По ней начинали ездить еще Чехи. В общем то, работа каскадера, трюки и специальные материалы все уже давно ушло вперед. Я увидел прогресс и начал впитывать в себя весь этот опыт – пробовать исполнить трюки самому и понимать, как все это сделать безопасно для водителя. Я узнал столько тонкостей, которые здесь в родео я бы никогда не получил. Была возможность упасть с большой высоты, потому что был специальный пневмомат. Были автомобили для переворотов, машины, которые можно было разбивать. И если в КЗ я не имел возможности разбить машину, а там я это попробовал.

Ребята делали программу на конях с огнем, я делал американскую «бочку». Раньше в Казахстане никто такой трюк не исполнял. Я был первым, но там, в Москве. В Алма-Ате я исполнил этот трюк 1 апреля на Старой Площади. Это был дебют трюка. И мне было очень приятно внести на кинорынок Казахстана новые трюковые элементы.

-Получается, что «Прометей» это не только фестиваль, но и своеобразный мастер- класс?
-Да. Идет прежде всего общение и передача опыта. Никто ничего ни от кого не скрывает. Все команды дружат. По итогам фестиваля мы получили второе место среди 16-ти стран мира. Этот фестиваль знают во всем мире, и после него мне пришло приглашение из Прибалтики на фестиваль «Евро экстрим 2004», который проходил в Клайпеде и Вильнюсе и как фестиваль, и как шоу. Мне выслали билеты и я улетел один. Я делал несколько переворотов на автомобилях, трюков, связанных с огнем.

На фестивале работали очень грамотные пиротехники, и одновременно я прошел их школу – как применять пиротехнику для увеличения зрелищности трюка. После возвращения в Казахстан и возникла идея создания «Ассоциации Каскадеров» именно на базе полученного опыта. Со мной из группы «Сталь» перешло несколько человек.

Первое- мы создали нормативную базу – «Положение о трюковой деятельности», «Положение о технике безопасности исполнения трюков» и тд. Мы дружим с конниками, работаем, как партнеры на различных шоу и съемках.

-Что было после создания «Ассоциации»?
-Мы набрали людей, с ними я работал уже, как тренер. Мы начали закупать технику, битые автомобили, которые сами восстанавливали. Практически все заработанные деньги пускали на развитие. Спонсоров изначально не было, и сейчас их нет. Мы начинали, как энтузиасты, и сейчас работаем так же.

-На следующий год вы опять поехали на фестиваль?
-Да. Своей командой. Но были достаточно плохие погодные условия, и один мой трюк отменили. Мы должны были на мотоцикле с коляской вдвоем врезаться в автомобиль на большой скорости. Такого трюка не делали даже Россияне. Организаторы предложили другой трюк - лететь с высокого трамплина. Как я и ожидал, машина полетела совсем не так – она не перевернулась в воздухе на 360 градусов, а перевернулась на 180-ть и с высоты 7-8 метров грохнулась об асфальт на крышу моей стороной. Каркас безопасности не выдержал удара, дуги сложились. У меня зажало голову. Несколько минут я был без сознания. Потом меня вырезали из машины, вытащили, я пришел в себя. Но, не смотря на это, мы заняли третье место в абсолютном зачете. Мы вернулись с призами, начали обращаться в Акимат, в другие организации о возможном спонсорстве. Но везде получали отказ. Единственно Спорт комитет один раз оплатит дорогу.

-Какая у вас техническая база на данный момент?
-У нас 9 автомобилей, 2 мотоцикла, свои прыжковые трамплины различных конфигураций – и для переворотов автомобилей и для прыжков на дальние расстояния, и для прыжков в высоту на автомобиле и для переворотов автомобилей…Тренировки проходят на авторынке «Барыс-3».
-Как вы считаете, каскадер – это призвание или больше приобретенное?
-Вообще, у меня отец занимался мотоспортом и он приучил меня к технике. Я считаю что должно быть и призвание, и желание к этому. Приобретенное… Может быть.. кто-то приходит, ему нравится, втягивается… По всякому люди попадают в каскадеры…


Рецензии