После сорока уже поздно? или Притча о золотой рыбк

СЕРГЕЙ ФЕТИСОВ - http://www.proza.ru/author.html?peresvet

Когда порой я отваживаюсь принять участие в каких-либо конкурсах, бывает, натыкаюсь на грозную предупреждающую надпись организаторов: «Принимаются работы авторов до 40 лет». Мне становилось обидно, ведь писать-то я стал чуть за сорок с небольшим, и потом разум отказывался принимать такие условия. Мне было непонятно, разве у творчества существует возраст? Ничуть не приравнивая себя к большим мастерам писательского дела, мне хотелось спросить этих самых организаторов и редакторов, ставящих возрастные ограничения: вот если бы к ним прислал свои работы сорока двухлетний Пушкин – они не приняли бы его работы? Я понимал, что при таком подходе к делу можно действительно пройти мимо настоящего Таланта – Россия на это очень богата! Мне всегда казалось, что писательская работа это, скорей, удел людей уже наделённых жизненным опытом, и таким людям действительно есть что сказать «не высасывая с пальца». Ну, это так сказать присказка - сказка будет впереди. Специально для таких организаторов и редакторов я хочу рассказать притчу, подсмотренную мною в жизни. К жизни всегда стоит относиться внимательно – жизнь самый лучший наш Учитель!

Не припомню, сколько же это лет тому назад было, лет так шесть, а то и восемь тому назад. Гулял я с семьёй возле Петропавловской крепости в районе знаменитой вертолётной площадки. На берегу Кронверкского пролива был отгорожен небольшой участок, на котором, как потом выяснилось, в этот день проходил конкурс рыбака. Чтобы зайти на этот отгороженный участок надо было заплатить какие-то деньги, уж сейчас и не припомню сколько, но сумма небольшая, поэтому зеваки, которые столпились у ограждения смотрели за просто так всё это действо. В рыбном конкурсе, устроенном специально для молодых бизнесменов России, могли принять участия люди, как гласила надпись на афише, не старше 35 лет. За самую крупную пойманную рыбу был обещан приз - аж в тысячу зелёных! Я вообще-то не любитель рыбной ловли и если бы не маленькая дочка не задержался бы здесь надолго, но маленькая Иришка уговорила нас постоять и посмотреть, как дяденьки рыбку ловят. Я, как истинный защитник природы, стал ей объяснять, что зрелище это не совсем этичное, ибо дяденьки эти ловят рыбку не для того, чтобы поесть, а так, для утехи ради, из спортивного так сказать интереса, а природа такого не любит. Но, тем не менее, остались немножко посмотреть, что и как. Сначала соревнование шло как-то вяленько и вроде ничего такого не происходило, до тех пор, пока какой-то парень не поймал рыбу весом кило двести сорок три грамма и как объявило в мегафон жюри это была большая удача для здешних мест. Я-то в рыбалке ни бум-бум и что это была за рыба сейчас уж и не вспомню, но на вид рыба была большого размера. Я ещё удивился, что в Неве плавают ещё такие рыбёхи. В Неву-то, что только сейчас не сливают. Уж и рыбы не должно остаться в этих водах поди, а всё-таки есть ещё. Все участники рыбной ловли встрепенулись, как-то возбуждённо поговорили между собой, пошептались, с завистью смотря на везунчика, и опять уставились на свои поплавки. Помню, я обратил тогда внимание, что удила у всех были какие-то наворочено-крутые, таких в деревнях, поди, и не видали, чем ловят теперь жители крупных городов. А может и видали, говорю же, я в рыбалке «дядя Володя» то бишь ни бум-бум.
Моя жизненная притча была не полной, если бы я промолчал ещё об одном участнике этой рыбной ловли. Нет, не в смысле участник конкурса, а простой рыбак старый дедушка сидевший на противоположенном берегу Кронверкского пролива. Он рыбачил поодаль, метров за пятьдесят-шестьдесят от этого рыбного фестиваля. Я заметил его сразу, он бросился в глаза своей длинной брезентовой накидкой. Наверное, в такой никакой дождь не страшен, но сейчас, было напротив солнечно, и я подумал, неужели ему в ней не жарко. Удочка у него на вид была самая обыкновенная, в смысле без такой крутилки, леска шла сразу от удила. Да-да, вы правильно догадались уважаемый читатель, этот самый дед минут через пятнадцать-двадцать, после удачного улова бизнесмена, поймал какую-то рыбину, да такую, что к нему сбежались все рыбаки, которые стояли на его берегу, побросав свои удочки. Сам момент клёва этой рыбины я пропустил, несмотря, что изредка посматривал на этого деда – он казался мне, в этой длинной брезентовой накидке, сказочным капитаном, только штурвала не хватало. Надо сказать, что дед видно был опытным рыбаком, судя потому, как спокойно и уверено управлялся со своей рыбацкой снастью. Подняв с земли сачок, он в миг усадил туда крупную рыбину. Подбежавшие рыбаки стали её рассматривать. Они возбуждённые долго говорили и вместе с дедом отправились на наш берег, где происходил рыбный конкурс. Как потом выяснилось, рыбаки уговорили деда взвесить рыбу на весах жюри. Итог удивил всех – двенадцать килограммов шестьдесят шесть граммов! «Вот это ДА!» - так говорили все, кто видел эту рыбу. Да! Ещё такой момент, оказывается в момент лова этой рыбы удочка деда разломалась надвое и он едва успел ухватить треснувшее удило за новый конец. Это кстати и помогло выудить её из воды – удочка стала короче, и управляться с ней стало легче. Деда все стали поздравлять, обнимать, жать ему руки и фотографироваться с ним и с его пойманной рыбой. Он, конечно, был рад, но по нему было видно, что он не до конца понимал, что это вдруг из-за этого все «посходили с ума». Он хотел уйти на своё удачное место и продолжить своё любимое занятие. Но на этом слава удачного рыбака не закончилась. Дело в том, что в этот самый момент около Петропавловской крепости съёмочная группа из Финляндии снимала фильм о нашем городе. Они тоже стали невольными свидетелями охов-вздохов рыбаков по поводу пойманной крупной рыбины дедули. Они с восторгом посмотрели на рыбину и решили тут же взять у деда… интервью. Кто, да что, сколько лет рыбачит и всё такое – вопросы посыпались, как горошины. Дедуля оказался скромным и говорил сначала застенчиво, но когда его попросили говорить погромче он сразу как-то выпрямился и чётко по-военному стал отвечать на вопросы финского журналиста. Оказалось дед бывший моряк – капитан буксира, много лет отработавший на Неве, фронтовик, защищал город в блокаду, восемьдесят два года. Ничего себе, - подумал я, - на вид даже очень крепенький старичок – вот какие чудеса делает свежий речной ветер. На вопрос журналиста хорошо ли ему живётся дед ответил, что да и даже очень, при этом он показал большим пальцем правой руки жест, означающий, что всё клёво. Под конец финны предложили купить эту рыбину и на удивление всех предложили ему сто долларов. Не знаю, может выпендриться захотели перед многочисленной толпой, может рекламный трюк, а может искренне захотели помочь старому человеку. Сам момент покупки тоже снимали. Дед сразу же согласился, видно не ожидал такой внезапной прибавки к пенсии. Когда же всё утихло и от деда, наконец, отстали, он в одиночестве подошёл к реке, снял брезентовую накидку, и я увидел его старенький костюмчик. Да уж очень хорошо ему живётся, - отметил я, глядя на изношенный костюм. Только наши бедные ветераны, о которых мы вспоминаем только по праздникам победы, могут отвечать, что всё хорошо. Может, уже приучены? А может, не захотел позорить отчизну, которая давно махнула на его поколение?
Ну, а как же остальные участники рыбного конкурса? Оказалось так, потихоньку-помаленьку, но ничего такого супер-неординарного больше не происходило. Была рыбёшка там всякая и всё. Первый приз вручали тому парню-бизнесмену, который поймал рыбу на кило двести сорок три грамма. Вручили прилюдно тысячу зелёных и набор каких-то удочек. Недовольные ворчали, довольные радовались, но потом все дружно пошли к накрытым столам и там обмывали победу этого парня, сразу забыв про фактического победителя.
Народ, оказавшийся чужим «на этом празднике жизни» постоял ещё недолго и разошёлся. Мы поехали домой. Когда переходили Иоанновский мост, я вновь увидел старого рыбака и снова обратил внимание на его вид, на его ужасно стоптанные ботинки и подумал, какая же удача в сто долларов поджидала его у этой реки. Жалко мне очень это использованное и выкинутое поколение. На выпивоху он был совсем не похож, наоборот, чувствовалась ещё сила «в пороховницах». Несмотря на это он шёл неторопливо, один со своей рыбацкой сумкой, а может и спешить ему было уже некуда, и дома уже никто не ждал? Когда мы поравнялись с ним на мосту, я услышал, как под брезентовой накидкой переливом звенели медали.

К чему же всё это я? Начал с одного, заканчиваю другим? Да, нет, всё о том же. Когда я порой натыкаюсь на возрастные ограничения конкурсов, публикаций в журналах я вспоминаю эту историю – ведь никто не знает, во сколько лет ему пошлёт Бог удачу и направит в сети «золотую рыбку» - Победу. Оказывается и в восемьдесят два года можно поймать её и удивить мир. Интересно поняли ли это организаторы того рыбного конкурса, поставившие возрастное ограничение на участие в нём?


Рецензии
Вся наша жизнь такая - сплошные ограничения и шлагбаумы. Особенно для умеющих, умных, способных, но уже немолодых. А ведь сколько еще сил и желания!!! ЭХ......

Фарида Ибрагимова   14.11.2007 19:11     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.