Свет и тень. Ю. Коллега

Свет и тень. Ю. Коллега

 «Да, не очень удобное расписание. Полтора часа ждать автобуса. И потом почти пять часов трястись. Это когда же, наконец, я буду дома? Да… За пол-ночь... А сейчас жарко...

 Интересно, если бы стихотворение «Я Вас любил…» написал бы не Пушкин, а я? Имело бы оно такую популярность? Нет, конечно. Ну, напечатали бы в местной газете, к Восьмому марта. И всё, пожалуй. Дальше бы пылилось в одном из моих сборников. Никто бы и не знал. Кому я нужен... Что же это получается? Стихотворение не самоценно? И автор, всё-таки, как рассуждали на семинаре, должен иметь биографию? Эту мысль, пожалуй, можно студен-там на лекции развить.

Да, если бы Малевич сразу выдал свой «Чёрный квадрат», то кто бы о нём что знал? Но, у художника уже было имя! Его работы знали все. Это обыва-тели считают, что, дескать, ничего особенного в этом квадрате нет – и я, мол, так могу рисовать. Не-е-ет, «Квадрат» – это уже философский итог. Как го-вориться, сначала Малевич работал на имя, а потом имя работало на него.

 И ещё время… Стихотворение – продукт («продукт»?) времени. Да, именно продукт, который кто-то производит, а кто-то потребляет. Спрос должен сов-пасть с предложением. И тогда всё тип-топ!

 Мы ехали шагом, мы мчались в боях,

 И яблочко-песню держали в зубах…

Стих, несомненно, хорош, много находок.

 Мёртвые губы шепнули Грена…,

 а потом, на другой строке…

 Да!

 В дальнюю область, заоблачный плёс…,

Здорово! Но главное его достоинство всё-таки в том, что этот стих появился вовремя. Поэтому он гениальный? Во всяком случае, именно поэтому-то он и имел такой потрясающий успех. Его знали все! (Как и «Жди меня…» Симо-нова с этим… дурацким… «желтые дожди», почему жёлтые-то?). Появился бы он сейчас, никто бы его и не знал. К тому же… строки длинные, как у жи-рафа ноги, … заканчиваются копытами рифм. Но, надо отдать должное: не заплетаются – бег лёгкий.

А у Высоцкого, всё-таки, лучше: строка короткая, как сжатая пружина! Чуть ли не через слово – сильная рифма, как упор для неё! Как там:

 Куда вам деться,

 Мой выстрел хлоп.

 Девятка - в сердце,

 Десятка - в лоб!»



 - Мужик, дай пять рублей.



 «И чёрной точкой,

 На белый лист,

 Легла та ночка

 На мою жисть.»


-
- Х…ли жалко? На одно дело надо.



«Откуда она взялась? Лет 18 или 20. А может и больше… Не поймёшь этих современных грудастых. Да трахается уже, конечно, вдоль и поперек. А что…? Если отмыть, то почему бы и нет… очень даже неплохо… Да…, секс – последнее убежище стареющего мужчины. Пожалуй, даже красивая, но… не в коня корм. Лицо, как говориться, не отягощенное печатью интеллекта. Через лет пять, куда всё денется?»

 
-
- Да знаю я все твои дела – на пиво, небось?
-
- А если и на пиво? Что в этом плохого?



«Да, в такую жару пивка не плохо».

 
-
- На… И мне принеси.
-
- Ого! Пятьдесят рублей. Не боишься, что убегу.
-
- Не боюсь. Ты не разбогатеешь с пятидесяти рублей, а я не обед-нею.
-
- Странный какой… Вам какое пиво?
-
- Любое, только холодное и не крепкое.



«О чём это я? А…, выстрел – хлоп… Да. Церковь осуждала дуэли. Считала, что дуэль хуже убийства. Что-то среднее между убийством и самоубийством. На кладбище не разрешали хоронить. Пушкину повезло – успел покаяться, а Лермонтов, бедняга, так, и сгинул во грехе…

 …поэт,

 Роняет молча пистолет,

 На грудь кладёт тихонько руку

 И падает…»


-
- Вот такое пойдёт?
-
- Пойдёт, пойдёт. Холодненькое, спасибо.
-
- Вам спасибо… Вот сдача.
-
- Возьми себе.
-
- Вы кто?
-
- Тебя что интересует: пол, профессия, вероисповедание?
-
- …Почему вы такой… сердитый, нет, не сердитый, грустный? Я давно за вами наблюдаю. Вы - грустный.



 «Камнем грусть лежит на мне,

 В омут меня тянет.

 Оттого любое слово

 Больно нынче ранит…

Тут вообще рифма через две строки, да ещё глагольная. («Волшебный гла-гол!?»). Весьма сомнительная: тянет-ранит. Но настроение передаёт! Вот она – тайна стихосложения, которая никем и никогда не будет разгадана. Инте-ресно, если у читателя в душе такая волна поднимается, то, что у автора тво-рилось? Цунами! Или наоборот, это у нас цунами, а у него так – обычная волна. Так передаёт стихотворение настроение или создаёт его? Скорее все-го, и то и другое.

Об этом тоже можно поговорить на лекции».


-
- Мне кажется такие люди, как вы, вообще не должны грустить - такой видный мужчина…



«Видный мужчина… У мужика должны быть дело и баба.

А если ни того, ни другого? Видный мужчина…. Ну, чем я занимаюсь?

Поэт... Да, какой я к чёрту поэт?! Всю жизнь морочу людям голову. Парази-тирую и спекулирую на высоких чувствах. Кстати, если рассмотреть в лупу, патриотизм и любовь вовсе и не высокие чувства. А как раз - низменные. Люди собираются в огромную банду, вооружаются. А зачем? Да чтобы не отдать своё, захваченное ранее! Или ещё хуже - прихватить чужое. Всё это ещё и подогревается (со стороны тех, кому есть что терять) пропагандой, ис-кусством, …вроде моих стихов… То же и любовь – желание обладания… единоличного обладания. «Моё, только для меня…» И термины там и там одинаковые: преданность, измена… Что ж тут высокого?»



 - …такой видный мужчина и грустит.
-
- С дочерью расстался…



«Пока дочь была дома, жена изображала дружную семью. А сейчас, без до-чери… Я возвращаюсь в ад. Да, именно - я возвращаюсь в ад!»


-
- Куда она?
-
- В институт.
-
- В институ-у-ут… повезло ей с отцом.
-
- Ты это моей жене скажи.
-
- Что хренововые отношения?



«По интонации догадалась, не так уж она и глупа».


-
- Кому сейчас легко…



 «Но жена не рукавица –

 С бедой ручки не стряхнёшь,

 Да за пояс не заткнёшь»


-
- А у меня даже парня нет. Был один му…ак. Послала его на х… Мне бы хоть только так, чисто, на дискотеку ходить. Вы, я вижу, человек ин… ин-тел-лигентный, может, что посоветуете. Как бы мне найти хорошего человека?



«Что ей посоветовать? Продиктовать мой кодекс «Как выбрать себе спутника жизни», который я когда-то для дочери писал. Как там: «…Очень важно учи-тывать не только то, как твой избранник относиться к тебе (О! Он не может на тебя налюбоваться) или даже к своим друзьям (это особые отношения), но и к своим врагам. Жесток и непримирим он к ним или же великодушен и терпим? Рано или поздно, в большом или малом, но ваши интересы пересе-кутся и в этом случае лучше дело иметь с благородным противником…». И так далее, все пункты подряд, с первого до последнего? Я их помню наи-зусть. Всё, что я пишу, я помню. Нечего сказать - люблю себя… Но, что она поймёт? Она отстала в развитии лет на… десять»


-
- Парня, говоришь, нет? Ты выйди на площадь и только свистни – очередь выстроиться.
-
- Эта не та очередь. А вы… как вы можете так говорить? Я серьёз-но, а вы…



«Учиться тебе нужно, а самое главное – поменять среду»


-
- Ну, если серьёзно, тогда слушай. Ты молодая и лицо у тебя при-ятное, тут делать ничего не надо. Фигура хорошая, только не нуж-но горбиться. Ты ходи, расправив плечи, как будто тебя канат из груди вперёд тянет, а ты, вроде как сопротивляешься. Но, чтобы тебя заметили, нужно чем-то отличаться от всех, быть другой…
-
- Чем отличаться-то?
-
- Ну, не знаю… А ты… перестань материться. Вот… все вокруг ма-терятся, а ты - нет!
-
- Ух ты! Это будет круто!
-
- Ну, всё! Вон мой автобус, наконец-то.
-
- Вы часто здесь?
-
- Нет, только случайно. Раз в полгода, в год… Не знаю когда буду, может и никогда.
-
- Жалко… Я бы вас ждала… Как-нибудь бы встретились… Я бы вас ждала…
-
- Прощай!
-
- До свидания… Спасибо вам… и будьте… здоровы..
-
- И тебе не хворать, Фрося Бурлакова…
-
- Что?…Как вас звать?
-
- Зачем тебе?
-
- Буду помнить.
-
- Юрий Павлович
-
- Юрпалыч, я никогда, никогда в жизни больше не буду материть-ся! Никогда!





 * * *





«Вот он! Это он! Это точно он. Сейчас один. Что с ним? Три дня раньше, ви-дела его, наверное, с дочерью. Они были такие счастливые тогда. Я глаз не могла от них оторвать. Какие-то они с ней… другие… Не то, что наши все… Забыть не могу… Живут же люди! Как они весело разговаривали. Ничего не поняла. Такие умные! Слова-то вроде понятные, кроме некоторых, а о чём говорили не понятно. Был бы у меня отец, …такой отец, я бы его так любила! У него что-то случилось… Сидит в тенёчке и по сторонам не смотрит. На-верное, автобуса ждёт…

 Ё!… Пэ – рэ – сэ – тэ…, Серый тащиться. Опять приставать будет».


-
- Слушай, Серый, пошёл ты в ж…пу. Не пойду я никуда. У тебя только выпить на уме. На вот! Всё, что есть. Бери. И отстань. Не хочу. Отъе…ись!



«Подойти бы к нему, поговорить, да как? Время спросить что ли, да у него часов на руке нет. Стою как дурачка с переулочка. Нужна я ему с разговора-ми. А… Была не была…»



 - Мужик, дай пять рублей.



«Вот бл..дь! Нашла что спросить… Совсем чокнулась! Хотя, что такого? У других можно, а у него нельзя? Да он и не слышит меня. Нужна я ему…»


-
- Х…ли жалко? На одно дело надо.



«Господи, Господи, Господи! Помоги мне!

Помоги мне!!! Не оставь меня одну!

Что я несу? Дались мне те пять рублей! Стыд-то какой. Ого… Пива хочет. Это я мигом… Быстрее… Быстрее… Очередь… Клавочка, две баночки, только холодненького, самого холодного и не крепкого. Да, я люблю некреп-кое! Дура, это же не самогон. Да! Теперь я уже люблю некрепкое пиво… Он, наверное, уж думает, что я убежала. Опять Серый… Не дам. Не моё… Уйди от меня, гад, убью!... Господи, что это со мной? Я и вправду готова была его убить…, пусть бы только попробовал забрать! А он где? Вон он, сидит, слава Богу. Вот, принесла. А он любит пиво. Бедненький, нажарился. Вон как пьёт… не бритый… Это я принесла! Холодненькое, как просили. И не креп-кое. Пиво должно быть не крепким. Его же пьют не для того, чтобы забал-деть. А наши все – придурки. Ничего не понимают.

Нужно что-нибудь умное спросить, чтобы ему было интересно со мной. Что же спросить?»


-
- Вы кто?
-
- Тебя что интересует: пол, профессия, вероисповедание.



«Ну ляпнула… у него и так настроения нет, а тут я ещё ктокаю… Нужно ска-зать ему что-нибудь приятное, это… ну… ком-пли-мент называется. Мужики до этого падкие.

 - Такой видный мужчина… и грустит.
-
- С дочерью расстался…



«Дочь! Я так и подумала – это была дочь. Мне нужно ему сразу намекнуть, что у меня никого нет».


-
- А у меня даже парня нет…



«Что это – пиво так действует? Я как будто земли не чувствую… Сказал бы, что у него тоже никого нет… Зачем мне это? Он же старый… Эх, не понял намёка…


-
- …как бы мне найти хорошего человека?

 

«…ага, говорит нужно не горбиться… как эти…модели… я видела по теле-визору… там такие женщины!… автобус, чёрт возьми, автобус… сейчас уе-дет… неужели всё… говорит не материться… не буду… никогда больше не буду… всё… даже не спросила с какого города… автобус в Находку… как звать-то?.. Юрпалычь… вот и всё… уехал… всё…

Чует моё сердце – никогда больше его не увижу. А бабуля моя говорит, что бабье сердце - вещун.

Не буду больше материться. Никогда! Не для того чтобы выделиться. Нет. Просто не буду и всё…. Для него…»


Рецензии