Люби меня, как я себя

Ох, и развелось же нынче проповедников! Да не тех, кто призывает с христианским смирением подставлять левую щеку, получивши по правой, или там возлюбить ближнего. Проповедник теперь пошел напористый, корни и начала берущий в трудах Карнеги и прочих зарубежных деятелей, с молоком матери всосавших «великую американскую мечту». Хватай удачу за все места сразу! Хочешь быть счастливым? Будь им! Хочешь, чтоб тебя любили? Полюби себя сам!

Уж что-что, а это мы усвоили быстро. И начали усиленно любить себя, навзрыд, самозабвенно, доходя до мазохизма. Путая болезненное самолюбие с чувством собственного достоинства, а мелочность – с объективностью. Получив же результаты своих усилий, прожевать этот слоеный пирожок не можем и удивляемся: всё сделал правильно, а ничего себе!

Хотя философия здесь, в общем-то, ни при чём. Я вообще-то о сфере обслуживания собиралась писать. И сподвигла меня на это мероприятие барышня-официантка из соседней кафешки. Ну, что такое, господа, официантка, не мне вам объяснять. Это ведь не так себе, обслуживающий персонал, а, скорее, хозяйка в доме. Да еще в наше-то время, когда выбор таких домов у клиента огромный, а клиент, способный поужинать хотя бы на тысячу рублей, наперечет. Я, наивная, так понимала ситуацию: захожу, в гардеробе ко мне на «Вы» и «пожалуйста», официант или там администратор встречает, за столик усаживает, меню приносят, вежливо всё, с улыбочкой…
«Ну счас же!» - говорит в таких случаях наша уборщица тётя Валя. – «Табе, может, ещё и пыль протереть?».

Может, конечно, сыграл свою роль тяжелый труд в условиях общепита и наплыв посетителей. Аж целых три столика из десяти занято! Может, с мужем поругалась, - тоже уважать надо. Короче, барышня нас встретила неласково. Окинула недобрым глазом, открыла гардероб, где мы самостоятельно разделись, проследила, чтоб чего не спёрли, и удалилась.

Меню она, конечно, принесла. Сунула почему-то мужчине, а не даме, как полагается, и опять исчезла. Потом явилась принять заказ – всё с тем же каменным выражением лица системы «Родина-мать зовёт!».
- А нам, пожалуйста, нарезочку овощную…
- Нет нарезки!
- А мясную тогда можно нарезочку? И закусочки к пиву…
- Нет!
- Чего?
- Ни того, ни другого.
- А сырная нарезка есть?... – жалобно спросила я.

И тут она разулыбалась! Потому что сырной нарезки у них тоже не оказалось! И из горячего, точнее, из того, что мы хотели бы заказать, на кухне тоже ничего нет! Каким счастьем светились ее карие глаза, как цвели в улыбке нежные губы, как задорно поднялись бровки! Хороша, чудо, как хороша! Хоть таким вот немудрящим образом, да клиенту нагадила, значит, день прошёл не зря! А то ходят тут всякие, а она – тоже люди.
Да что там барышня-официантка… В фирменном отделе «Кодак» клиент десять минут ждёт, пока запоздавшая с обедом приёмщица неспешно допьёт кофий и обратит в нужную сторону милостивый взор. И упаси Боже сделать ей замечание: не поймёт и оскорбится. Она ведь тоже люди!

В маршрутке или другом каком общественном транспорте клиент, он же – пассажир, тоже чаще всего незваный гость. И первейшее дело ему если не нахамить, то хоть утоптать этот плебс, чтобы даже головой крутить не могли. Ишь, ездят почем зря, деньги суют то мелкие, то крупные, входят медленно, выходят нервно, низко летают и тихо свистят!
Позволю себе маленькое отступление на образовательную тему. Несколько лет назад группа ученых провела независимое исследование, объектом которого стали школьники младшего и среднего возраста. Дети, школы и страны выбирались произвольно. А в результате выяснилось, что хоть в частной американской школе, хоть в немецком лицее, хоть в общеобразовательном учреждении деревни Малое Гадюкино только 10% учеников способны к самообразованию. Еще 20% детей можно чему-то научить при определенных условиях и усилиях. Остальные 70 учить, конечно, можно, но… бесполезно. Не потому, что они – дебилы непроходимые, а просто так природа задумала. Не надо ей столько шибко умных. Кто-то должен, конечно, космические станции строить, а кто-то, извините, и клозеты. И то, что первые ловят на лету, вторым в жизни не постигнуть. Даже при большом желании.

А теперь – иные результаты. Каждый год у нас в городе в высшие учебные заведения поступают до 70% выпускников. Так вот вам и вопрос: сколько из них способны строить космические станции? И как должен чувствовать себя человек, который пять лет учился их строить, а на деле не выдержал конкуренции с теми, из 30%, и пошёл разносить тарелки в кафе?

Обижен он. Несчастен он по определению. И потому вооружается принципом «Полюби себя сам!» и идёт любить себя напропалую и любой ценой. А в силу не слишком приличного воспитания любовь к себе тут же перерастает в устойчивую неприязнь к клиенту. Кто же еще виноват, что строить космические станции не получается?

Вы спросите: и что теперь делать? Собственно говоря, я не знаю… Может, как говаривал Жванецкий, в консерватории что-то исправить?..

2001 г.


Рецензии