Скользкая посадка

Мало кто знает, что существует и запатентовано средство аварийной посадки САПМАН -4. Кратко расскажу историю его создания. Пришлось летать мне на Ан-2Ф. На этом самолёте была установлена аппаратура панорамной аэрофотосъёмки, и сделано убирающееся шасси. Колеса после взлёта разводились под крылья, и не мешали съёмке. Отработали, захожу на родную полосу, ещё на развороте выпустил шасси. Сигнализация показала, что шасси вышли и зафиксированы. Высота метр, РУД и штурвал плавно на себя, вдруг, слышу шлепок снизу по крыльям. Мгновенно сообразив, что это убрались шасси, дал взлётный режим и ушёл на второй круг. Попытался снова их выпустить, но шасси заклинило намертво.

Мотаем круги, топливо на исходе. Вижу, что у грузового терминала загружают в Ан-26 коробки с маргарином. Рядом КаМАЗ с полным кузовом этих коробок. Предложил диспетчеру свой вариант аварийной посадки, попросил разбросать коробки с маргарином рядом с полосой, на длину 500 метров. Погнали КаМАЗ, вдоль полосы, выбрасывая из кузова коробки, хватило почти на 800 метров. Вот на эти коробки я и сел. Посадка была даже мягче, чем на шасси, и с крыльев соскребли 40 кГ бесплатного маргарина. После этого случая, в порту всегда дежурил КаМАЗ с маргарином. Позже была разработана специальная платформа сброса коробок на предполагаемое место приземления, позволяющая укладывать коробки быстро и равномерно.

Это наземное средство аварийной посадки назвали САПМАН-4 (средство аварийной посадки маргариновое, наземное, 4 тонны смазочного материала).


Рецензии