Шмель

Меня спросили, чья я ученица?
Вернее, выдвинули предположение, что я ученица такого-то человека.
- Нет, - сказала я, подумав. – Я ученица Михи Погачника.
Миха Погачник – выдающийся музыкант, скрипач, который, по моему мнению, не только самый гениальный, но и самый необычный человек, наверное, самый энергичный и креативный, какого я видела. Он провел 260 музыкальных фестивалей в130-и странах мира. Последняя страна, которая распахнула ему двери, несмотря на яростное сопротивление наших функционеров, это Россия.
- Я не говорю по-русски, - сказал Миха при первом знакомстве. – Но если на меня здорово надавить, то, может быть, заговорю.
- В таком случае, - сказала я, - на нас всех уже надавили.
Всеобщий смех.
- Переведите мне, что она сказала?
Ему перевели. Похоже, он понял юмор, хотя вряд ли понял до конца состояние нашей задавленности. Он улыбнулся и запомнил меня.

Вместе с Погачником в Петергоф приехала большая группа людей. Они сопровождают его повсюду, учатся и помогают в организации фестивалей. Миха не просто играет, он объясняет музыку. Все его концерты это научные экскурсы в самые разнообразные сферы человеческой деятельности. Он учит внутреннему пониманию музыкальной драмы.
Российский фестиваль был посвящен Баху и предпринимательской деятельности. Сонаты для скрипки Баха это повествования о жизни Христа на земле, своего рода маленькие Евангелия. В каждой сонате есть рождение, жизнь до крещения в Иордане, смерть на Голгофе и Воскрешение.
Каждое объяснение музыкального произведения – это настоящее откровение.
Каждый фестиваль Погачника – это праздник духа.

На последнем концерте он ничего не объяснял, но предоставил слушателям возможность думать самим. Обозревая из под бровей публику, он заиграл. Сначала я хотела представить, что хожу по дорогам Палестины вместе с учениками Иисуса Христа. Потом мне это наскучило, я свернула с дороги и отдалась воздействию весеннего палестинского ландшафта. Передо мной среди сочной ярко зеленой травы на цветке клевера сидел шмель. Цветок легонько раскачивался, а шмель перебирал лепестки лохматыми лапками и добывал хоботком нектар. Его крылышки излучали небесную музыку, от цветка исходили свежесть и благоуханье. Потом соната закончилась, и шмель улетел ввысь.

После концерта все вышли в холл. Я обернулась и увидела Миху со скрипкой. Он подошел, тронул меня за плечо и сказал по-русски:
- Я слушал, как ты слушала. – Он показал пальцами шмеля. - Ж-ж-ж. – Очень хорошо.
Это была последняя встреча с Погачником… и настоящий праздник духа.


Рецензии
Ай, как хорошо!

Николай Щербаков   21.01.2012 16:41     Заявить о нарушении
Спасибо, Николай, за отклик!

Майя Андреева   21.01.2012 17:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.