Друзские тайны

...В буквальном переводе с иврита должность друзского шейха Касема Бадера звучит так: директор святого места, а точнее - могилы одного из пяти друзских пророков. Нас предупредили еще в автобусе: тому, кто одет нескромно (в майке и шортах), придется подождать снаружи. Журналистские удостоверения здесь силы не имели, а потому часть моих ивритоязычных коллег осталась ждать снаружи, а остальные, и я в том числе - единственная русскоязычная журналистка в группе, отправились вслед за шейхом. Мы вошли в просторную комнату, по периметру которой тянулись мягкие диваны. Шаги тонули в ворсе ковра, устилавшего пол. Кроме продолговатого зеркала, висящего на стене и украшенного вырезанными из цветной фольги цветами, в комнате больше ничего не было. Условная такая могила

Впрочем, это неудивительно. Согласно друзской религии, тело человека - это всего лишь оболочка, а душа умершего друза бессмертна и переселяется в тело новорожденного, причем тоже друза. Потому в друзских деревнях не увидишь пышных похоронных процессий, никто не носит на могилы цветов, не зажигает поминальных свечей, и сами кладбища, в отличие от еврейских, довольно запущенны. Моим коллегам, однако, это принять трудно, и вот они уже делают третий заход, допытываясь у шейха Бадера, почемудрузы проявляют такое равнодушие к своим покойникам. И шейх снова терпеливо объясняет им, что душа друза не умирает, она переходит в тело другого друза, живущего в соседней деревне, или в Сирии, а, может, в Иране. Причем, душа женщины может перейти только в женское тело, а душа мужчины - в мужское. И есть много свидетельств разных людей, подтверждающих, что это так.

- Мой отец умер, когда я был маленьким, я почти его не помню и на могиле его не был, - добавляет шейх Бадер, - но фотографии отца висят в нашем доме на самом видном месте, я постоянно думаю о нем, мне его не хватает. Он здесь, - стучит себя по груди шейх, - в моем сердце, а не на кладбище.

...Шейх Бадер начал проявлять интерес к религии довольно рано - в 14 лет. Поехал учиться в Ливан, по возвращении получил высокие полномочия от местных старейшин и должность, в которой пребывает до сих пор. Из Ливана Касем Бадер привез и свою жену, которая родила ему двух сыновей и двух дочерей.

- Всего в мире насчитывается более трех миллионов друзов, 800 тысяч проживают в Сирии, 450 тысяч - в Ливане, 100 тысяч - в Израиле. Друзские общины можно встретить по всему миру - в Иране, Ираке, Бразилии, США, европейских странах, - рассказывает он журналистам. - В течение первых 24 лет друзская религия носила миссионерский характер: любой, кто хотел присоединиться к числу верующих друзов, мог беспрепятственно это сделать. Потом все в корне изменилось, друзское учение стало тайным, и теперь священные книги доступны лишь посвященным - религиозным людям. Друзом считается только тот, чьи мать и отец - друзы. Поэтому мы не приветствуем смешанные браки.

- Но ведь когда браки совершаются между родственниками, есть риск, что ребенок родится неполноценным, - доносится чья-то реплика.

- Я могу привести вам тысячу примеров, когда дети в подобных семьях рождались полноценными, и, напротив - когда в обычных семьях рождались умственно отсталые дети, - возражает шейх. - По представлениям друзов, человеку не дано выбирать пол ребенка и то, каким он родится - больным или здоровым. Мы должны принимать все, что дается нам Сверху.

- Отличается ли образ жизни религиозных друзов от того, который ведут их нерегиозные сородичи, - звучит очередной вопрос.

- По большому счету, нет. За исключением трех вещей: религиозные друзы носят традиционную одежду, молятся и имеют доступ к священным книгам. Но этому предшествует определенный процесс, продолжающийся не меньше шести месяцев, после чего религиозный совет старейшин решает, готов ли человек, избравший этот путь, взять в руки священную книгу. В друзской религии на самом деле очень мало ограничений. Например, у нас нет деления на религиозные и светские школы. Верующий друз может взять в жены нерелигиозную женщину. Мы обрезаем своих сыновей, но не из религиозных соображений, а из гигиенических. У нас нет понятий кашрута и обязательного выходного дня. Все дни святы, и кроме того, согласно нашему учению, Богу понадобилось не шесть дней для сотворения мира, а значительно меньше. Иными словами, каждый друз, в том числе и религиозный, сам решает, когда ему работать, а когда отдыхать. Но поскольку мы живем:в Израиле, то приспособились к местным реалиям: по субботам наши школы и учреждения не работают. Для друзов, живущих в Ливане, такой день выпадает на воскресенье, поскольку там проживает много христиан (в мусульманской Сирии, соответственно, - на пятницу).

- А что касается друзских традиций?

- Есть общие правила, соблюдаемые всеми друзами: не пить алкогольных напитков, не курить, не есть свинину.

- А я знаком с друзами, которые нарушают все эти традиции, - не без ехидства замечает кто-то из журналистов.

- Но ведь и среди евреев далеко не все соблюдают 613 заповедей, - парирует шейх Бадер. - Но мы, в отличие от ортодоксальных евреев, не осуждаем тех, кто нарушает традиции, мы считаем, что они совершают ошибку, но оставляем за ними право выбора.

- Зачем вы носите шаровары? - раздается чей-то бесцеремонный вопрос.

Шейх улыбается:

- Вы ждете, что я начну вам сейчас пересказывать забавные версии, которые существуют на сей счёт? На самом деле все гораздо проще. Традиция эта пришла к нам из Турции. Шаровары -это очень удобная вещь. В них не жарко, они не стесняют движений и когда ты идешь пешком, и когда едешь на коне.

...Было заметно, что шейх Бадер произвел впечатление даже на закоренелых циников, которых среди журналистской братии не так уж мало. Во всяком случае, все отметили то, с каким достоинством он реагировал на любые реплики и насколько безгранично было его терпение в моменты, когда задавались самые разнузданные вопросы тила: "Переселяется ли душа коксинеля в коксинеля?"

Что же касается меня, я решила продолжить беседу с шейхом приватно. В частности, меня интересовало, как шейх оценивает ситуацию в стране; поддерживает ли демонстрации друзов по поводу реорганизации местных советов.

- Безусловно, я поддерживаю требования друзов, - ответил шейх. - В ситуации, когда совет с трудом управляется с одной деревней, невозможно представить себе, что он сможет управлять четырьмя деревнями. Кроме того, непонятно, как будет в таком случае перераспределяться бюджет. Что же касается интифады - друзская религия не приемлет какого-либо насилия вообще. Существует лишь один выход из тупика: опустить оружие и продолжать договариваться. Израильский народ, получивший в свое время право на создание своего государства, должен признать такое же право за другим народом. С другой стороны, Израиль вправе требовать безопасность для своих граждан.

- С одной стороны, как вы утверждаете, друзская религия не приемлет какого-либо насилия, с другой - друзы участвуют в боевых операциях израильской армии...

- Тут есть своя логика. Мы считаем, что должны принимать государство, на территории которого живем. Если оно заботится о нас, почему бы нам не позаботиться о нем и его безопасности? А потому друзы, живущие в Сирии, служат в сирийской армии, друзы, живущие в Ливане, - в ливанской и так далее. Еще один важный момент: в армии солдат обязан выполнять приказ командира, и это не обсуждается. Отмечу только, что когда друзы входят во время боевых операций в Рамаллу и другие палестинские города, они не стреляют в женщин и детей, как это пытались представить западные средства массовой информации.

- Как вы относитесь к возможной депортации Арафата?

- Я против изгнания кого бы то ни было с его земли.

- Ощущается ли в друзских деревнях влияние интифады и всех ее последствий?

- Мы ощущаем только экономические последствия интифады. У нас, как и во всем Израиле, растет число безработных. Что же касается политики, мы в стороне от конфликта. В наших деревнях по-прежнему тихо и спокойно.

2003-й год


Рецензии
Много интересного, которого за 22 года я и не знал. Меня друзы спасли в КПЗ ночью, когда арабы из Дженина хотели мне в камере лицо бритвой изрезать. Я порошок у них отказался покупать. Спасибо!

Симион Волков   23.05.2012 18:57     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.