Я приму меры

 У меня семья небольшая. Нет, конечно, она большая: живы еще мои родители, есть сестра, брат, шесть племянников и племянниц, уже и внуки двоюродные пошли. Но тогда их еще не было. Маленькая в том плане, что, как ячейка общества: я, дочка и белый пушистый (у нас тогда был) кот по кличке Шурик. Так вот: два Шурика и я, ваш покорный слуга. Два Шурика потому, что дочку я 15 лет к тому времени назад, о котором пойдет речь, назвала Александрой. На это было три причины. Но не буду засорять тему лишней информацией. Впрочем, про «покорного» я, пожалуй, пошутила.)))
 Естественно, при таком раскладе я и за воспитателя и за кормильца. Но что-то у меня одной, видимо, плохо получалось совмещать две этих ответственных семейных должности? Как-то худо-бедно дочка до пятого класса без троек училась. А тут как-то не досмотрела, и ребенок стал съезжать. Впрочем, у меня не было опыта, как надо заставлять ребенка учиться палкой. Нас родители не заставляли: сами учились.
 На собрания изредка ходила. Когда работала главным бухгалтером с 8 до 10, а то и до 12 ночи, то, пожалуй, пару раз всего и была. Но деньги на все мероприятия мне тогда было без проблемно давать: на ремонты, на шторы, охрану, учителям на подарки к празднику 8 марта и дни рождения. Но сама не бегала, индивидуальные подарки им не носила. Позже, когда вынуждена была покинуть ту денежную работу, сложнее стало материально обеспечивать побочные потребности школы. Но как-то выкручивалась.
 Решили мы в лицей поступать после 9-го класса, что при политехническом институте, который я когда-то заканчивала: среднее образование + информатика. Я в 97-м году купила компьютер. Так доча у меня его быстро освоила и ориентировалась там не чета маме, хотя я в 1-й раз за ПК села еще в 90-м году. Тогда были первые у нас, венгерские ТАП-34. Вот захотелось ей эту профессию приобрести, хотя с теоретической математикой и не дружила. Перестала дружить уже и с английским, хотя на Украине у нее по этому предмету с 1-го по 5-й класс были пятерки. Да и с физикой и химией они не были подружками. Хотя лабораторные работы делала быстрее всех. Особенно там, где дело с проводами: как-то интуитивно угадывала, куда какой провод надо воткнуть. И дома гвозди она забивала, как подросла, а не мама-инженер. Ладно: лицей так лицей.
 Учеба на платной основе: 1000 $ и на год вперед. Остались у меня от 2-х тысяч, что удалось урвать с прежней работы, где мне должны были 6500. Но при грустных обстоятельствах, за несколько месяцев нервотрепки, удалось только часть забрать. Про эти обстоятельства у меня есть в рассказе «Случай из жизни по предыдущей теме». Коль у меня это фрагмент одного произведения, то не буду повторяться здесь о них. Сдал мой ребенок экзамены. Уж не знаю, как она сдавала? Но на платной основе – это было и не важно. Приняли. Правда она потом мне рассказывала, как ей было стыдно, когда тетенька-секретарша приняла ее свидетельство и с удивлением посмотрела на нее и в документ, где больше половины троек и только две пятерки: по пению и по труду. Тройки по математике и английскому, профилирующим предметам, типа того, а девочка на информатику идет?
 Осталось заплатить за учебу. Но вот беда. Я весной до 1-го сентября заняла людям эти самые последние 1000 долларов. Вторую тысячу мы проели. А здесь: известный всем дефолт. И знакомые не смогли мне отдать те деньги. Пришлось забирать документы из лицея и возвращаться в школу, в 10-й класс. Скрепя сердцем (не отличница же), но приняли назад.
 И вот, где-то после Нового года, мой ребенок, стыдливо пряча взгляд, говорит мне:
- Мама, там тебя в школу вызывают.
- А что случилось?
- Не знаю: там скажут.
 Вижу, что врет, что не знает. Ладно, думаю, пытать не буду.
 Прихожу к директрисе.
- Вызывали? Я вот мать такой-то. Слушаю Вас.
- Это я должна Вас слушать. Вы что, не знаете, что мы Вашу дочь исключаем из школы?
 У меня почти шок.
- Да нет, не знала. Мне она не сказала. А в чем дело? И почему сразу – исключаете?
- У нее двойка за четверть по математике и не аттестована по практике летней производственной, много пропусков. И вообще, Вы знаете, что мы не обязаны давать среднее образование тем, кто не может и не хочет учиться? Вот доучили до 9-го класса и все.
 И трясет передо мной, вроде как, законом.
 У меня, конечно, все внутри перевернулось. Злость на дочку: знаю же, что не ангел. И на эту дамочку тоже.
- Я, вроде, на прошлой работе с законами работала, но то экономические законы. Может быть, и правда есть такой закон? Я без юриста пришла. Неужели те отметки нельзя исправить? Я разберусь и приму меры.
- Какие меры? Вот, две двойки: все - исключаем.
 Чувствую, что закипаю.
- Да она мне говорила, что у учительницы по математике есть манера детей дебилами обзывать. Может быть, она и ее обозвала, а та ей адекватно ответила, - вот и конфликт, а потом – двойки?
- Думаете легко учителям на такую зарплату сдерживать эмоции?
- Да я понимаю, что нелегко. Например, я один раз дочку побила, ей лет 7-8 было за какую-то провинность. Так она с красной попкой долго ходила. Больше я ее не бью. Вот поэтому я и не работаю в школе, коль мне тяжело сдерживать гнев, хотя мои родители учителя в прошлом. Кстати, очень уважаемые педагоги. До сих пор бывшие ученики к ним заходят и с праздниками поздравляют. А про этого педагога дочка еще рассказывала, что у нее есть любимчики. И это те, чьи родители ей подарки носят. Конечно, Вы можете заявить, что она врет. Я не буду спорить и затевать сейчас тяжбу по этой даме: как говорится, не пойман, - не вор. Но у меня, матери-одиночки, нет денег, чтобы ходить и персонально каждому преподавателю, на всякий случай, подарки носить. Так сказать: покупать у них любовь к моему ребенку? И почему это Вы решили, что мой ребенок не может учиться? Вы со слов этого педагога в кавычках решили, что мой ребенок дебил? Между прочим, до пятого класса она на пятерки училась. Так что получается: ей здесь по голове настучали, что она стала больной на голову? И вы без моего ведома специалиста вызывали с соответствующей лицензией, и он вынес такой вердикт? Покажите мне, пожалуйста, медицинское заключение?
 Тетенька аж поперхнулась. А я взяла себя в руки и уже спокойно, более-менее, задаю ей вопрос:
- И куда я теперь 15-летнего ребенка должна отправить? Может быть, мне ее в публичный дом пристроить? Я, вот, например, не могу сама. Если я материально и созрела для такой «работы», то сами видите, по паспорту слегка уже перезрела.
- Да что Вы себе позволяете? Вон, пусть в ПТУ идет.
- Сейчас и ПТУ платно. Да и середина года. Но, ВПТУ это вы будете своих детей определять. А я своего ребенка не стану забирать сейчас из школы: только через суд. А пока суд да дело, давайте лучше спокойно поговорим и обсудим выход из положения. Сразу говорю: денег у меня нет. И я не допущу, чтобы моего ребенка третировали и выталкивали из школы до суда. Вы мне сейчас детали проблемы изложите. Я с дочкой поговорю. Разберусь с ней и приму меры. Обещаю, что она сдаст экзамены выпускные. Конечно, к пятеркам и четверкам она уже не успеет за такой короткий срок вернуться. Я хотя и не объективна могу быть, как мать. И я не психиатр, но и Вы не психиатр, чтобы судить об умственных способностях этого ребенка. Вот будем из этого исходить, что она не преступница и не дебил. Она закончит среднюю школу. А потом мы уже посмотрим, куда ей идти: в ПТУ, в институт или замуж. А в 15 лет мой ребенок не будет бродить по улице беспризорным. Материальные наши проблемы я же на вас не гружу? Я не получаю ни алиментов, ни пособий, ни пенсий. Не прошу их и не требую у государства. Впрочем, то такие копейки, что ради них тратить нервы и время я не буду, ходя по инстанциям. Нашему государству по барабану такие дети. Так что: будем выкручиваться сами. И для дальнейшей ее учебы я буду искать, либо другую работу, либо дополнительную. А пока я попрошу преподавателя математики с ней позаниматься дополнительно. И что за справка нужна от руководителя практики?
 На том и разошлись на две недели.
 
 Прихожу домой. Благо школа рядом с домом. Внешне спокойная, относительно, спокойная, а внутри злость.
-- Так: почему ты мне соврала, что не знала причину вызова меня в школу на экзекуцию?
- Я боялась, что ты будешь кричать, расстроишься, а у тебя сердце.
- Спасибо, конечно, за беспокойство, дочь. Только что же ты раньше о моем сердце не беспокоилась, когда пропускала занятия, не делала уроки, конфликтовала с этой математичкой? Бить я тебя не буду: уже большая. Да и рука у меня тяжелая: могу и от злости прибить. Кричать? Может быть, и буду, но потом. А пока я хочу выслушать твои доводы. Начнем с практики.
- Да я только одно занятие пропустила, последнее. Должно было быть еще одно. Но преподавательница на том занятии всем поставила зачет и выдала справки. По этой справке уже в школе отмечали. Я потом ту учительницу искала (это в другом месте, не в нашей школе практика была), но не нашла.
- Понятно. Я искать ее не буду. Будешь искать сама, но в свободное время от занятий в школе. Порасспросишь, когда она бывает, запишешь дни и как хочешь, но уговаривай ее дать ту справку. Предложи им там полы помыть что ли, или окна поклеить. Даю тебе пять дней. Теперь о математике. Двойки надо исправлять. Что у тебя за конфликт с ней?
- Да у нее со многими так. Я тебе раньше рассказывала, кто у нее любимцы, а кто- дебилы.
- Так поэтому, ты в знак протеста пропускала ее уроки, не делала домашние задания? Ты что, для нее учишься или для себя? И даже не для меня. Впрочем, я бы гордилась потом, конечно, если бы ты выросла и стала известным там ученым, космонавтом. Но это сейчас бесполезно говорить: сотрясать только воздух. Надо выкручиваться. Я ходить и разбираться, скандалить с ней не буду. Будет еще хуже. А тебе полтора года учиться еще у них. Попробую с ней договориться, чтобы она с тобой дополнительно позанималась. Типа того, что я со своей стороны буду тебя контролировать и проверять. Задачки то я, конечно, могу помогать решать. Но скажу, что уметь решать это одно, но, чтобы объяснить, как их решать, для этого надо специальное образование иметь. Только вот, ей за дополнительный труд положено вознаграждение. Правда, как наша бабушка с двоечниками занималась, то в то время им подарки никто не носил. А их заставляли тянуть двоечников за уши, хотя бы до троек. Сколько бедных отличников интерес к учебе потеряли, пока учителя с вами, двоечниками занимались, а не с ними? Правда, они, то есть отличники и сами, кто хотел, учились. Я понимаю, что предмет перестает нравиться, когда учитель не любимый. Я тебе не рассказывала, почему я школу не любила? Тебе легче, у тебя первая учительница была любимой. Помню, и она к тебе тоже очень хорошо относилась. Хотя я и подарки не носила ей. Впрочем, когда сюда мы с Украины прилетали в отпуск, я ей мед возила. Но она всегда мне деньги отдавала за него. Это я тоже помню.
- Почему ты не любила школу: ведь ты же всегда хорошо училась?
- Мы с трех моих лет до шести жили на Украине. Я там общалась с детьми. А они по-украински говорили. Ну и я с ними быстро освоила язык, хотя и похожий на русский, но в нем характерный акцент: гэканье. Здесь я уже опять по-русски научилась говорить, но акцент остался. Вот читаю как-то текст, а учительница меня каждый раз перебивает и поправляет: «г». А я забываю. Она поднимает меня с места и говорит: «Скажи 10 раз «Г». Я начала, а на третьей букве слышу, хихиканье класса. Чувствую, что что-то не так, а понять не могу? Замолчала. Насупилась.
- Не буду больше.
- Ах, ты такая рассякая: учителю перечишь! А ну быстро, - в угол.
Так до конца урока я в углу и простояла. Стыдно было, а вот за что? За угол или за то, что она меня на посмешище выставила перед классом? Мелочь, а к школе охоту отбили. Впрочем, я и строем ходить не любила. Нас еще насильно на хор загоняли, хотя я петь не могла, как я тогда думала.
- Ладно, не будем отвлекаться. Возвращаемся к нашим «баранам». Любимые или нелюбимые учителя, а в нашем положении выбирать сложно: учиться все - равно надо. Материального наследства я тебе не смогу оставить. Вот, только квартиру. Но и то уже: хорошо. Помнишь, как мы с тобой по чужим углам снимали жилье на Украине? Но денег у нас нет, чтобы тебе после школы сидеть дома и баклуши бить. Работать придется. А до того, учиться, конечно. Давай: исправляй, то, что наворотила. А то меня, действительно, чуть инфаркт в кабинете у вашей директрисы не хватил. Поняла?
- Поняла, конечно: я больше так не буду.
- Тогда и я кричать не буду, а пойду лучше полежу. Надо чуток в себя прийти: не пойму, что болит, то ли сердце, то ли нервы? А ты, пока на ужин там сообрази что перекусить.
 
 


Рецензии
Доброго времени суток, Ольга!
Противоречивые чувства раздирают меня после прочтения этого рассказа. Я сам учитель с 28-и летним стажем. И подиректорствовал пару лет. Господи, сколько глупостей гадостей сделано детям… ну это тема отдельного разговора.
Я пытаюсь оценить твой рассказ. Скорее всего это зарисовка из твоей жизни. Рискну. Вот только с какого бока?
1. Литературный «бок». Читается легко, с интересом. У меня аж слезы навернулись в конце. Как? Это все? А дальше—то что? Вывод промежуточный. Молодец. Пиши дальше. ОБЯЗАТЕЛЬНО. Есть в тебе искорка литературная.
2. Педагогика. Ребенка не обидела. Его интересы соблюдены. Методика выбрана адекватная. Примеры убедительны. И, основное, 15 лет общения мамы и дочи привел к взаимной любви и уважению. Вывод промежуточный №2. Здесь не искорка. Здесь пламя таланта.
3. Государственные интересы. Подрыв «авторитета» учителей и директора школы. Только как подорвать то, чего нет? Значительно более половины педагогов всех учебных заведений, а особо школ, к детям и на км подпускать нельзя. И если бы у нашего государственного аппарата была хоть толика разума, то давно бы был пересмотр ВСЕЙ системы образования. Соблюдены они, эти государственные интересы.
Вывод общий. Да, не могу я его сделать. Ибо не могу быть беспристрастным—чуток влюблен в автора.

Игошев Александр Данилович. Учитель информатики высшей категории.

Александр Игошев   23.11.2007 00:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр!
Смутили до невозможности: покраснела бы, если бы уже не разучилась краснеть.))))
Вот что значит: пишет человек, не сбоку стоящий от школы. Ваша рецензия тянет на очерк. Ну, не на очерк: так на алгоритм, план, показывающий, с каких боков можно подходить к рассказам, повестям и так далее, освещая проблему обучения и воспитания наших детей.
С уважением и пожеланием творческих и всяческих успехов.
Ольга Борисова,

Ольга Борисова   23.11.2007 01:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.