Зимник

Зимой в низовые поселки можно добраться только вертолетом или по зимнику. Целый вечер мы с дизелистом Серегой грузили две наших машины, готовили их к рейсу по зимнику. Выход наметили на утро, поэтому торопились. У нас как всегда, машины приехали под погрузку только вечером, до этого их целый день готовили в гараже. Предстоял почти 160 километровый рейс до Панаевска. Грузили бочки с соляркой, доски для постройки новой дизельной, запчасти. После погрузки, сил хватило только для того, чтобы добраться до связевой в здании диспетчерской порта. Тут же улегся на пол спать. А утром вышли на двух машинах. Первым шёл Камаз с двумя ведущими осями, за ним Урал. В Камазе рядом с водителем сидел Серега, а я ехал в кабине Урала. До Аксарки шли по трассе, было все нормально, но затем, выехали на зимник по Оби. И тут начались наши мучения. Дело в том, что всю ночь мела низовая метель, и зимник местами сильно перемело. Наши водители знали об этом, но понадеялись на проходимость своих машин.
Можно было переждать в Аксарке, пока мощный Ураган с уголком из труб метрового диаметра расчистит трассу, но возвращаться не хотелось. К тому же, хотелось к вечеру приехать в Панаевск.

Расстояние от Аксарки до Салемала около 80 километров, но шли мы этот путь семь часов! С ходу прорывались через заносы, застревали, вытаскивали друг друга. В общем, измучились не только водители, но и мы, так как пришлось много работать лопатами. Ну а в Салемале наши водители расслабились. У них и так в каждом поселке по трассе знакомые, а тут ещё родственники водилы Урала жили. Оставили машины у дома, пошли в гости. Я с тревогой наблюдал, как наши водители заливали в себя водку. Особенно налегал водитель Урала. Понятно, что надо снять стресс, но как они выйдут в рейс!? Через два часа собрались ехать дальше. Предстояло преодолеть ещё 70 - ти километровый участок зимника. Первые двадцать километров преодолели нормально, правда мой водила все пытался заснуть за рулем. Мне то и дело приходилось его расталкивать. Чувствую, что скоро он отрубится совсем. Вызываю по рации Камаз, прошу Серегу, имеющего права, пересесть в Урал, заменить водителя. Но Серега, отказался, так как сам чувствовал себя не лучше.

Камаз впереди засел в заносе, мы остановились. Я взял лопату и пошел помогать. Вытащили Камаз, вернулся в кабину Урала. Водитель спал… Пытались все вместе его разбудить, но он только матерился и лез в драку. Короче, пришлось садиться за руль мне. А я на больших машинах ни разу не ездил. Передвинули водилу Урала на правое сидение, меня проинструктировал водитель Камаза, что и как делать. Поехали. Я долго пилил на первой, пока не научился переключать передачи. И в это время нас догнал чистильщик трассы, Ураган с уголком. Гудит, требует, чтобы мы освободили дорогу. А куда освобождать, если кругом снежные валы? Резко вывернул руль и полез брюхом на снежный вал, кабина накренилась, и пьяный водила повалился на меня, при этом ударился о рычаг переключения передач. Это его на миг отрезвило, и он, очнувшись, полез драться. Пришлось срочно покидать кабину. А прыгнул я неудачно, как раз туда, где шел Ураган. Упал в метре от уголка, и меня тут же завалило снегом. Да так, что дышать было трудно. Ни рукой, ни ногой не двинуть. Лежу, и мрачные мысли лезут в голову. Если не найдут меня, то всплывет весной где-нибудь в Обской губе мой труп.

Но нашли меня быстро, по унту, торчащему из сугроба. Водитель Урала не захотел пускать меня в кабину, он дурной, когда пьяный, пришлось залезать в Камаз. Ехали мы не долго. Смотрим, Урал отстал, стоит, уткнувшись в отвал снега. Остановились, пошли смотреть, что случилось. Водила Урала спал… Пришлось Сереге садиться за руль. Но через час Серега кричит по рации: мужики, тормозите, не могу я с ним больше! Оказывается водила Урала опять очнулся, и полез в драку. Как Серега рассказывал, сидит, одной рукой рулит, второй отбивается от пьяного. Опять остановились. С трудом вытащили пьяного водилу Урала из кабины, уволокли в Камаз. Пригрозили, если будет драться, привяжем в кузове. Пересел я к Сереге, поехали. К Панаевску подъехали поздно вечером. Водила Урала опять очнулся и выгнал Серегу из кабины. Но мы боялись, что проезжая по поселку он снесет все, что рядом с дорогой, поэтому дружно навалились, и связали ему руки. Забросили в кузов Урала, и там привязали к борту. Сняли его только тогда, когда подъехали к радиостанции. А утром, выспавшись, он с удивлением слушал наш рассказ о его «подвигах».


Рецензии
Мне тоже приходилось частенько ездить по зимнику,а чаще вообще "вдоль трубы" на вездеходе.Однажды и со мной был подобный случай.
Водитель был в таком же состоянии души. Я хотел соориентироваться на местности и приказал остановиться. Открыл дверцу,наполовину, высунулся, а он в это время газанул и рванул вперед. Я выпал в снег и с удивлением смотрел на удаляющися ГТТ. Слава Богу вскоре он обнаружил мое странное исчезновение и остановился. Так как мы перед этим обсуждали с ним проблемы фигурного катания на коньках,то решили,что я падая скрутил "тройной тулуп", не меньше...
С добрыми пожеланиями,

Самуил Снидзе   11.11.2007 08:50     Заявить о нарушении
Приветствую! Да, Север надолго останется в нашей памяти. Верны слова песни – если ты полюбишь Север не разлюбишь никогда. Хотя давно я не живу на Севере, до сих пор он мне снится. Разве можно забыть искрящееся безмолвие зимней тундры, её летнее разноцветье? Было трудно, но интересно!

Артем Табуреткин   11.11.2007 09:24   Заявить о нарушении