Подводники
Ан-2 был оборудован комплексом бортового радиоэлектронного оборудования "Морской змей", предназначенным для разведки, наблюдения за поверхностью моря, поиска подводных лодок.
В принципе, это был поплавковый вариант Ан-2. Но не всегда спасательные операции проводятся при малой волне, поэтому и предусматривалось полное погружение самолёта на глубину 10 метров. На борту находился минибатискаф, для спасательных работ на глубине. Впервые, на Ан-2 был применён складывающийся винт. Работали мы с военными моряками. На учениях в Карском море поступила вводная, терпит бедствие дизельная подводная лодка. Взлетели, идём в район предполагаемой аварии. Море штормит, волна до 4 метров. Понимаю, что приводнение будет тяжёлым. Выбрасываем гидроакустические буи, определяю по магнитометру место нахождения подводной лодки. Докладываю на БПК, прошу разрешение приступить к работе. Сделал попытку попасть на гребень волны, и затем уйти под воду, но сильный ветер не позволил провести манёвр. Самолёт отбросило порывом ветра, я едва успел дать взлётный режим, и скользнул между волн.
Поясню, чтобы погрузиться, нам надо было заполнить поплавки водой, в подводном положении они служили как балластные цистерны. Делаю несколько заходов над волнами с открытыми створками поплавков, чувствую, самолёт тяжелеет. Приборы показали полное заполнение поплавков, можно нырять. Выбираю момент, и на снижении, складываю винт, вхожу в волну. Самолёт, уходит фюзеляжем под воду, теперь надо успеть заполнить водой баки в крыльях, иначе меня перевернёт волной. Баки заполнены, погружаюсь на 8 метров, тут тихо, а на верху бушует шторм. Гидроакустик экипажа даёт направление на подводную лодку. Меняю шаг винта для подводного плавания, идём к лодке.
А дальше, выпускаем батискаф со спасателями, контролируем по монитору его погружение. Картинка передаётся на БПК с помощью радиобуя. Спасать никого не пришлось, шторм усилился, учения вынуждены были прекратить. Подняли батискаф, приготовились к всплытию на поверхность. Но получили приказ, идти в подводном положении в бухту Русская Гавань на Новой Земле. Там и сидели три дня, пережидая шторм.
Свидетельство о публикации №207111000054