Валентин и его однокурсники. Выдержали муштру

Мой муж Валентин . Что в нем?

 
Военная форма и мой гардероб.
Застолья с пельменями. Как остаться в Москве.

Узнали друг друга они еще в военных лагерях под Каширой. Поступало в академию много молодых офицеров. Приезжали с Дальнего Востока, с юга, из-за границы. Но многие отсеялись еще до первого экзамена- не выдержали жесткого режима, строжайшей дисциплины, неимоверной муштры. Отсеивали, казалось, по пустякам. Опоздал на построение, ответил не так, как положено. Нырнул во время купания и ,шутя, долго не показывался над водой. И все они возвращались в свои части , не солоно хлебавши.
Валентин не только блестяще выдержал все это, но его , как самого примерного , назначили старшиной курса.
 В течение первого года слушатели заходили на Старое шоссе , и я постепенно знакомилась с ними.
 Я нередко и тогда задумывалась над характером моего мужа. Почему вокруг него так много людей? Почему к нему тянутся люди? Ведь он ни перед кем не заискивает, не подлаживается , всегда остается самим собой при всех обстоятельствах , какие только не случались на его жизненном пути. Рядом с ним были самые разные по характеру люди. Невысокого роста, неизменно худой до самого пожилого возраста, всегда спортивный - мой муж Валентин . Светлое лицо, карие большие глаза. Нос, рот - идеального рисунка. А если говорить про зубы… Помните песню? « Как жемчуга на белом блюдце блестели зубы у него …»
 Редкую красоту дала Валентину его мать , сама красавица. Голос у мужа басовитый. Движения энергичные. Он был не лирик , а физик, математик, технически талантливый человек. Но именно его " назначали " выступать на литературных встречах со знаменитыми писателями . Говоря о романе , Валентин не мог без юмора . Смеялся зал и сам писатель . Готовился к диспуту добросовестно ,что я себя вспоминала , как я писала диплом на литературную тему .

Форма военно-воздушных сил стала для меня привычной и родной. Рубашка , брюки, шинель, фуражка, полевая форма. Все добротно сшито на фабриках женскими руками с любовью симпатией к военным. И женский , чуть ревнивый взгляд сопровождал, наверное, иной раз жену офицера, когда она шла с ним по улице или делала покупки в магазине. Догадывались ли они о наших трудностях, безденежье и бесквартирье?
Моя одежда с каждым годом все более ветшала, выходила из моды. Гардероб мой не обновлялся. И видя меня рядом с молодым блестящим офицером , можно было подумать- не мог выбрать получше. Он выбрал получше. А теперь я была худа и безрадостна, физических сил моих едва хватало. Но муж был на одной линии фронта со мной, Для него на целом белом свете были только академия и мы, его семья. И он был счастлив. И его физические силы тоже были на исходе. Но мы были молоды и имели скрытые резервы в организме.
 В воскресные дни Валентин много гулял с детьми, Сашу приобщал к спорту. Потом и Ира встанет на коньки.
 В наш дом часто приходили офицеры- группами и поодиночке. Иногда вдруг появлялась веселая орава в полевой форме с беззаботными лицами. Приветствовали меня, доставали водку. Я начинала варить пельмени, принесенные им , в пачках. Начиналось веселое застолье с шумными разговорами об учебе, о занятиях спортом, о преподавателях, о разных случаях и моментах их общей жизни. Меня отрывали от кухни, сажали рядом с собой, просили выпить. « Выпьем за хозяйку! Галя, за тебя»,-неслось со всех концов стола. Я обычно не злоупотребляла их вниманием, зная, как кратко время их веселой расслабленности. Их тоже ждут дома жены, дети. Кто-то живет в холостяцком общежитии недалеко от академии. А уходили однокурсники Валентина как и приходили - разом.
 Я всех их и сейчас помню. И через много лет мы с мужем вспоминаем то радостное и трудное время , его товарищей. Он мне сказал, что все они были честными и порядочными людьми. Каждый из них имел свое лицо и свой неповторимый характер. Но как бывает в жизни, тем более среди молодых- кого-то уважали больше, кто-то оставался чуть в тени, над кем-то посмеивались, кому-то говорили правду в нужный момент, кого-то осаживали , так сказать.
 Способностей к учебе они были совершенно разных, кто слабее , кто сильнее. Поступили в академию – этим все сказано . Авдеев Герман был по характеру добродушный. Гмырин Леонид был склонен к зазнайству при других положительных чертах. Это все со слов моего мужа.
 Грибков Геннадий – самый способный . Прямой и исключительно честный человек . На выпускном вечере в академии начальником курса было сказано- Грибков будет первым генералом среди вас.
 Дальше по алфавиту идет мой муж. Сам про себя Валентин не распространялся- все было нормально, относились к нему нормально и он ко всем относился так же. Способностей к учебе он был отличных, хотя учился не на одни пятерки.
 Дурникин Володя - очень сильный, способный спортсмен. Старался поставить себя в особое положение среди товарищей, вот его –то и осаждали , не давая возвыситься не по заслугам. Зносок Степан- веселый добродушный , цыганской внешности. Калинин Вася, Костин Юра, Колесник Толя, Кирякин Юра были , Кузнецов Виктор - скромные настойчивые молодые офицеры из военных частей .
 Среди слушателей не в почете было такое свойство как прохиндейство. Если это у кого –то замечалось, ему прямо говорили в глаза и уважение к такому человеку на тонус снижалось.
 Клиценко был нормального характера . От него можно было ожидать свежего анекдота, на любую тему. Представляю . как они хохотали. И Валентин среди них.
 Малинин был артист в душе и жизни. Даже на общей фотографии у него комическое выражение лица . На семейной вечеринке он всем жал руки и представлялся:» Малинин, полковник. Очень приятно, Малинин , полковник». Я готова была уже с почтением смотреть на молодого полковника, когда Валентин шепнул мне:» Да он старший лейтенант.»
 Назаров Лев – очень способный и необщительный. Кличка- Лева Задов. Никитин Вениамин – очень способный. Серьезно занимался наукой , стал доктором наук.
 Соболев Женя , летчик. Любил пошуметь. Про одного из них сказал прямо - тупой , хотя нормальный парень.
 Цветаев Толя, Ясинавичус Витя (рано умер ), Перепелица Коля, Новиков , Павлов Иван, Маслов Толя- всех вспомнил Валентин с теплой задумчивой улыбкой. Слава вам , ребята.
 Сама учеба не влияла при распределении на место службы. Остаться в Москве было нетрудно . Надо было жениться на москвичке. Почему бы и нет ?
 Мы гуляли на свадьбе у Старчеуса Арнольда, симпатичного спокойного на вид слушателя.
 Разные они были . Но долгая военная служба потом слепила , выковала из них других людей , выявила , вызвала к жизни таланты и организаторские способности.
 


Рецензии