Муха в янтаре. Часть 4

 О МОЕЙ ДУШЕ.
 

 «Душа свободна, у неё свой разум и своя логика...»
 
 Марк Шагал.



 ...КТО это там, внутри меня, плачет и стонет, когда я ломаю ветку белой сирени или срываю звёздообразную лесную гвоздику?...
 ...КТО это там, внутри, останавливает мою ногу, занесённую над ползущим муравьишкой или блестящим дождевым червяком?
 ...КТО это там, внутри, напевает странную, гимнообразную мелодию в то время, когда я наблюдаю за розовыми, предзакатными облаками?...
 ...А это КТО заставляет протянуть руку и помириться с сестрой после ссоры или толкает навстречу разобиженной маме и упрямо настаивает на том, чтобы обнять её и виновато чмокнуть в щёку?...

 КТО же там, внутри, может жить, и чувствовать, и петь, и побуждает на ходу менять мои поступки?...
 
 Помню ЭТО с того момента, как начала себя осознавать...

 Мне 5 лет.
 ...У окошка с тёмно-розовой геранью сидит, подперев щёку, почти дремлющая Бабушка Граня. Она широко, звучно зевает и, сразу же, быстро-быстро, три раза крестит свой широко открытый рот. Спрашиваю – для чего? «А чтоб душа не вылетела!» - смеясь отвечает бабушка.
 И меня осенило! ЭТО, там внутри, зовётся ДУША .

 С тех пор стала осознавать, что моя Душа – это именно ТО сокровище внутри. Это то единственное, что никогда не ошибается. Поэтому иногда и говорят: «По повелению души»...

 Рассматривая, в сотый раз, Сикстинскую мадонну Рафаэля из маминой книжки-каталога Дрезденской галереи, я чувствовала, как ЭТО моё сокровище внутри «заходится» от странного возвышенного ощущения. Однажды Марк Шагал сказал: «Искусство – это состояние души». С детства очень люблю искусство – наверное, таково моё «состояние Души».

 Это же экстатическое ощущение приносил контакт с Природой. Я могла часами наблюдать за небом, разнообразными и занятными формами облаков, до фиолетовых кругов в глазах следить за солнечным кругом, медленно движущимя от востока к западу. Рассматривать цветы и растения, чувствуя, что в них тоже течёт жизнь. Мне слышалась нежная мелодия в шуме молодой салатнозелёной весенней листвы.
 Мне даже казалось, что я понимаю «язык» городских пронырливых воробьёв и, сероарестантского цвета, толстых, прожорливых голубей. Мелодично воркуя, они охотно и мирно разделяли «свою» территорию с гуляющими детьми. Мне казалось, что я угадываю «по выражению лица» настроение дворовых кошек и собак.
 Мне виделась улыбка всего Света, когда, рано утром Солнышко лениво выкатывалось над горизонтом, щетинившимся торчащими фабричными трубами.
 А наблюдая за праздничным, яркоцветным и громогласным салютом, в душе, вместо ликования, я чувствовала ностальгию по беззвучным ночным звёздам.
 
 Это она, моя Душа, заставляла молча подойти к маме, просто обнять её и поцеловать после трудного трудового дня. Ведь моя Душа ясно чувствовала мамину усталость, нервное напряжение, одинокую тоску и безысходность перед трудностями жизни.

 Чётко и ясно я понимала и осознавала, что моя Душа – это то, что никогда не ошибается, она добра, мудра, щедра и очень часто НЕ совпадает с моим внешним поведением. Но она заставляет раскаиватья, сожалеть и не стыдиться проявлять свои чувства, «наступать на горло» внешнему самолюбию, прислушиваться к Душам других людей.

 Говорят, что дети обладают магическим мышлением.
 Это объясняется психологически.
 Но мне больше нравится думать, что дети, своей тонкой, ещё не загрубевшей и невинной, Душой просто чувствуют и напрямую воспринимают ВОЛШЕБСТВО МИРОЗДАНИЯ.
 Жаль, что современные (компъютеризированные) дети, как создания дигитального века, постепенно теряют это удивительное свойство. А если его и имеют, то всё меньше и меньше осознают.

 Всю жизнь, я стараюсь СОХРАНИТЬ контакт с моей Душой. Не знаю, хорошо или плохо это у меня получается.
 Знаю одно, совершенно точно – до самого конца земной жизни буду стараться удержать эту магичесткую связь, служащую путеводителем в моём путешествии по ЖИЗНИ
 
 

 « Душа свята у всех нас, ходящих по этой грешной Земле..."
 Марк Шагал
 





 ЕЩЁ РАЗ ОБО МНЕ.



 ...Во мне, странным и непонятным образом, уживаются ДВА диаметрально противоположных персонажа.

 ПЕРВЫЙ – НЕВРОТИК-ИНТЕЛЛЕКТУАЛ, типичный житель большого города. Эдакий Вуди Ален в юбке. Он полон комплексов, уязвим
и неуверен в себе, что усугубляется гипертрофированной чуствительностью к мнению окружающих. Он – ИДЕАЛИСТ и оценивает людей ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО по уму и порядочности (в самом широком смысле этих понятий). При малейшем непонимании со стороны окружающего мира ему свойственно нырять в неизмеримые глубины своего собственного «АЗ ЕСМЬ» и не выходить на поверхность пока не уляжется волнение. Ему свойственно чувствовать себя непонятым, одиноким и бесприютным. Он наивно ПРЕУВЕЛИЧИВАЕТ значение всего, связанного с интеллектом, захлебывается в ментальном автопсихоанализе и, одновременно, теряется в дебрях экстремально развитой интуиции и шестого чувства.

 ВТОРОЙ – практичная, всё берущая на себя, полногрудая, мордастая и пузатая РУССКАЯ БАБА. Некое подобие памятнику «Рабочий и колхозница» скульптора В.Мухиной, стоящему на ВДНХ. Причем воплощающая в себе и рабочего, и колхозницу, ОДНОВРЕМЕННО. Любая экстремальная внешняя ситуация заставляет её, поставив руки в боки, расчетливо взвесить все «за» и «против», схватить серп и молот, и ПАХАТЬ «поле событий» до полного изнеможения. Хотя, иногда, безрезультатно (и, заметьте, самыми НЕПРИГОДНЫМИ орудиями труда). Обессилив от усталости и придя в состояние близкое к «откидыванию копыт», она при следующей жизненной трудности сразу же ВНОВЬ занимает стартовое положение. Этакая славянская «птица феникс», каждый раз возрождающаяся из пепла скорее по НЕОБХОДИМОСТИ, чем по СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ. Она не рассчитывает ни на чью помощь, а снова и снова «впрягается в оглобли», чтобы вытаскивать очередную ситуацию. Причем ей свойственно осуждать и критиковать всех, кто не делает того же самого (ей непонятно, что не у всех присутствуют способности «камикадзе»).

 А ТРЕТИЙ персонаж родился во мне гораздо ПОЗЖЕ и находится, так сказать, в состоянии РОСТА И РАЗВИТИЯ. Возник он от острой необходимости примирить двоих вышеописанных в ОДНОМ человеке, стараясь избежать их столкновения и возможного раздвоения личности способного привести к полному «улёту крыши».
 Этот ТРЕТИЙ похож на ВСЕпонимающего, мудрого, способного к прощению (включая САМОпрощение), уверенного в себе и крепкого в Вере человека. Он как-то подспудно всё больше места занимает в моем существе и практически спасает и «вытягивает» двоих предыдущих, когда они теряют оптимизм и чувствуют полное изнеможение на грани отчаяния.
 Я для себя открыла (вернее ВСПОМНИЛА ) - то, что УЧИТЕЛЬ находится ВНУТРИ нас, а не снаружи. А если я и ищу его ВОВНЕ, то нахожу не в книгах, а учусь у ПРИРОДЫ:

 - весенняя, нежно зеленая листва, вновь и вновь, каждую весну, появляющаяся на, казалось бы, мёртвых деревьях научила способности к постоянному эмоциональному ВОЗРОЖДЕНИЮ...
 - морская волна, в своём вечном движении, покидающая берег без сожалений и вздохов (она ЗНАЕТ, что они снова встретятся) научила способности СМИРЯТЬСЯ С ПОТЕРЯМИ...
 - тишина ночного заснеженного леса научила стремиться к ВНУТРЕННЕМУ ПОКОЮ...
 - летние грозовые ливни, за которыми ВСЕГДА следует очищение и прояснение, научили даже в самые трудные моментыНАДЕЯТЬСЯ НА ПЕРЕМЕНЫ К ЛУЧШЕМУ...
 - величественный океан научил тому, что несмотря на поверхностное волнение, на ГЛУБИНЕ всегда покойно и тихо...

 Но, самое главное, что ЭТОТ человек уже знает СВОЙ Путь и Цель.

 Всё, что прожито, рассматриваю как поэтапное выполнение некоей составной ПРОГРАММЫ МИНИМУМ, состоящей из поэтапных жизненных задач и проблем. И выполнение всего этого тоже было ПОЭТАПНЫМ (И слава Богу! Если бы всё ЭТО «свалилось на голову» СРАЗУ И ВМЕСТЕ – наверное выжить было бы невозможно.)

 А ПРОГРАММА МАКСИМУМ заключается в том, чтобы, подводя итоги, ЖИЗНЬ вспоминалась в ОПТИМИСТИЧЕСКОМ свете и представляла собой не только вереницу трудностей, преодолённых с успехом, не только как личное торжество (ой, как высокопарно звучит!) над недоброжелательностью, глупостью, злобой, завистью, высокомерием, снобизмом, скупостью (как материальной, так и душевной), ревностью и многими другими качествами, которые приходилось встречать в людях. Не хочется вспоминать ЦЕНУ, уплаченную за возможность, несмотря ни на что, сохранить человеческое достоинство.
 СЧАСТЬЕ И РАДОСТЬ доставляют встречи и сосуществование с людьми удивительными – добрыми, умными, понимающими, щедрыми, порядочными, честными, любознательными, весёлыми, стойкими перед трудностями.

 Великий психолог Карл Густав Юнг считал, что мнение каждого человека о своей собственной личности можно сравнить с его с представлением о ДОМЕ. Когда человеку сниться дом, значит его подсознание даёт знать, ЧТО этот человек из себя представляет.
 Так вот, говоря языком подсознания, я встречала в своей жизни и прекрасные «дворцы»; и крепкие, добротные «типовые стндартные крупноблочные дома»; и «жалкие лачуги»; и «избы», срубленные наспех неумелой рукой; и «дома», хорошо построенные, но безнадёжно запущенные и требующие капитального ремонта; и интереснейшие, уникальной архитектуры «дома по индивидуальным проектам»; и даже, затейливые сюрреалистические «избушки на курьих ножках», причем иногда без «крыши».
 МОЙ «дом» имеет достаточно правильную, добротную, но слишком затейливую архитектуру. «Фундамент» его несколько хлипок, но зато у него есть много весёлых украшений в стиле «китч». В нём много тёплых и уютных «комнат», украшенных заботливо-гостеприимно, со вкусом и с юмором. Но есть в нём и «тёмный подвал», который с трудом поддаётся чистке. Но самое обжитое и частопосещаемое помещение в моём «доме» – «чердак». А на «крыше» есть странный, чуствительный «флюгер», часто меняющий направление в зависимости от ветра и одновременно указывающий всем, кто хочет, его направление.
 Во мне теплится НАДЕЖДА, что ещё достаточно ДАЛЕКО то время, когда этот «дом» начнёт разрушаться (хотя уже чувствуется, что он несколько подряхлел)...
 И ДО разрушения «крыши», затемнения «окон», появления необратимых «трещин на стенах», «захламления чердака» у этого «дома» есть ещё НАДЕЖДА послужить уютным и надёжным жилищем для его обитательницы и всех, кто пожелает разделить сожительство в нём...
 

 




 ЭПИЛОГ
 

 
 ... Мне думается, что большинство людей моего поколения, по непонятной никому причине, как-то вдруг потерялось в новой жизни.
 Нас растили, воспитывали и готовили для определённой жизни.

 С разрушением НАШЕЙ страны и приходом её в какое-то странное, незапланированное будущее мы потеряли ОБЩУЮ твёрдую почву под ногами. Теперь нас нельзя уже объединить в ОДНО ОБЩЕЕ ЦЕЛОЕ.
 Каждый «выплывает» САМ ПО-СЕБЕ... Причём только ЕМУ доступными способами:
 Одни – «плывут» по течению...
 Другие – против...
 Кто-то вовсю «гребёт вёслами»...
 Кто-то расслабленно «плывёт на спинке»...
 А некоторые стоят одной ногой в «лодке», другой – «на берегу»...
 Есть и такие, кто вообще решил остаться на «берегу»: они продолжают судорожно хвататься за такие «спасательные средства», как выцветшие красные флаги с серпом и молотом, изображения бывшего вождя (родившегося почти 150!!! лет назад), песня про «Союз нерушимый» и т.п. Они напропалую отрицают современные перемены. Они никуда не плывут, боясь «замочиться» или «утонуть».

 Очень НЕ хочется потеряться в этом мутном, бурлящем людскими страстями и несущемся в неопределённом направлении ПОТОКЕ ЖИЗНИ ...

 Каждый из нас должен будет ЗАНОВО найти себя, своё место.
 Вот тут-то и пригодиться каждому ЕГО внутренняя свобода, собственные разум, сознание, мудрость и зрелость, воспитанные внутри себя САМОСТОЯТЕЛЬНО. "Весной бывают реки мутными, чтоб стать прозрачными под осень."
 У нас отбрали «рельсы» и теперь мы должны продолжать двигаться вперёд ПО- СВОЕМУ разумению.

 МЫ – ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ.

 Потерянное во Времени ... Потерянное в Пространстве ...
 
 


 "Скажи мне . . . куда ушли ТЕ времена?...
 А если не можешь сказать - покажи рукой...
 И если Время – это река, то КУДА утекла она ?
 И ГДЕ то Море, вскормленное рекой?..."

 Андрей Макаревич


Рецензии
М.А.Рушева

ЯНТАРНЫЙ ПЛЕН
(рецензия на эссе «Муха в янтаре» Марины Мусихиной)

Итак, Марина Мусихина… Прозаик, переводчик… Её автобиографическое эссе «Муха в янтаре» (2005 г.) коротко и конкретно… Его стоит прочесть, оно четко привязано ко времени и месту… К московскому времени, к московским улицам… Искренние воспоминания автора… Как письмо своему поколению…

Лирический пролог рисует образ паутины без паука и «двоемушие» виртуальной личности героини в образах застывшей в янтаре Мухи-Мнемозины и Мухи-путешественницы, шаманки, сетевой насмешницы, все еще ползущей по паутине Судьбы к неожиданным переплетениям нитей… «Двоемушие» - как огненно-красный дракон Мушхуш, преследующий апокалиптическую Жену, чтобы пожрать её творение опциями загрузки файлов, и… пустить ей вслед реку рёчную портальных бесед сетевых форумов, чтобы поглотить её… Но... Но все же зачатие новых литературных образов на девственно чистых простынях Микрософт Ворд неминуемо...

Цитаты из Марка Шагала, Владимира Маяковского и Андрея Макаревича… Сказать что-либо определенное о сочленении этих персонажей русской культуры XX века вне текста Марины Мусихиной – трудно, но, видимо, они как-то уживаются в душе автора – составными частями инфо-строки «Любимые авторы» в характеристике пойманной сетью Мухи…

Читателю, как привычному пользователю паучьих нитяных дорожек, хорошо понятен абзац, где память представляется переполненным винчестером : «Хочу избавиться, очистить свой «жесткий диск» и «скачать» воспоминания на эти страницы»… Весьма удачное сравнение… А далее в тексте – две пятилетки арбатского детства героини, где все еще живы особнячки, переполненные жильцами, и снесенный под номером «семь» роддом имени Григория Грауэрмана… Ростовчанин Константин Ремчуков, владелец "Независимой газеты", выбросил в интернет мнение «О новом русском снобизме», приравнивая к оному упоминание в анкетах о роддоме Грауэрмана и детства внутри Бульварного кольца… Дескать, этих снобов не стоит брать на работу в «Независимую газету»… Но в Проза.ру таких все еще берут… Можно, конечно, поискать в тексте Марины Мусихиной истоки нового русского снобизма… А можно просто прочесть… Читателя подкупает простой и ясный язык очерка, искренность автора и конкретика быта – сродни той, что поразила читателей СССР свежим запахом ушедшего времени в журнальном варианте книги Эдуарда Лимонова «У нас была великая эпоха…

В конце второй части маленькой героине уже десять лет, и обе пятилетки детства сброшены решительной авторской рукой на сайт prosa.ru… Теперь - третья часть очерка, где наступает взросление и осмысление своих контактов с близкими людьми… Воспоминания о мертвых и живых… Смерть отца как вхождение в мистику потустороннего мира… Кармическое осуждение матери, и посмертный образ её, танцующей праздничный танец в своем светлом гостеприимном доме… Глава о любимой сестре… Разговоры с мертвыми и живыми… Сброшено… Чтобы «жесткий диск» не зашкаливало… Чтобы осталось место для себя…

Главы последней четвертой части имеют интимные названия: «О моей душе» и «Еще раз обо мне»… Там, в тексте, забавное детское воспоминание о бабе Груне, крестившей зевающий рот, чтобы душа не вылетела… Душа автора, сохраненная в житейских передрягах всякими способами, предстает в двух её ипостасях – трепетной и рефлектирующей копией синематографического героя-интеллектуала Вуди Алена - в юбке, и этаким вечным тружеником, гермафродитом мухинских «Рабочего и Колхозницы», умирающим и воскресающим божеством плодородия… Где двое, там и третий… И вот, на контакте двух душевных сред вырастает третья душа героини… В ней - всепрощенчество, миротворчество и крепость в своих убеждениях… Душа-погонщик, погонщик тех двух душ, преследуемых пессимизмом, отчаянием, изнеможением… Ах… Клавиатура невольно создает образ всадника на восьминогом коне… И тут лирические отступления автора уточняющего толка – в стиле Карла Густава Юнга о Доме трех душ героини, в иных стилях - о внутреннем Учителе, о поэтапных жизненных программах…

И «Эпилог» - о своем поколении, потерянном во времени и пространстве… Сброшенном на сайты всемирной паутины… Ушедшим на дно градом Китежем… Ищущем заново своё место в истории… Итак, янтарная Муха-Мнемозина Прозы.ру как застывшие воспоминания Марины Мусихиной…

Мара Рушева   14.04.2011 21:31     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.