Весенние радостинки...

 
 На тёмной синеве бездонного неба наперечёт видны созвездия. Где-то далеко за лесом нарождается дневное светило. Ни с чем не сравнима удивительная красота распускающегося леса на рассвете.

 Таинственны потёмки лесной чащи, где ещё господствуют ночные тени: хмурятся игольчатые кольчуги бархатной хвои. Будто елям и соснам неохота расставаться с синим мраком ночи, и они прячутся от утреннего света.

 Но шар солнца всё выше, вот уже совсем рядом сверкнули, блеснули разводья. В каждой лужице расцветает пурпурная роза лучей рассвета. Радугой сверкает утренний блеск лесной капели.

 Дождались берёзы весеннего тепла. Дождичком умылись, росы напились. Ярко белеет береста. Тучно загустели вершины. Свешиваются ветви с нежными листочками и серёжками. Вот и наступил день, когда лес по-настоящему зазеленел. Я всегда очень жду прихода этого момента. И немного переживаю. Жду потому, что в эти весенние дни лес особенно хорош. А переживаю, беспокоюсь потому, что боюсь пропустить это удивительное время. Время появления первых листочков.

 В разные годы листья на деревьях появляются в разное время. Но почти всегда самой первой выбрасывает свои зелёные нежные язычки черёмуха. А за ней, будто боясь отстать, распускают листья тополь и бузина, ольха и вяз, берёза и орешник.

 Перемены замечаешь ежедневно, на глазах меняется лес в эти дни. Утром дерево стоит ещё голое, только почки набухли. А возвращаешься вечером – знакомое дерево уже приветливо машет тебе ветвями с молодыми клейкими листочками.

 Пройдёт немного времени, листья окрепнут и будут верно служить дереву. Помогать ему дышать, есть, пить…У листьев много разных обязанностей. Например… «строить» облака.

 Бывает так: ходишь по лесу, устанешь, пить хочется и жара одолевает. Сорвёшь листочек клёна, приложишь к щеке – и сразу немного легче станет. Листочек-то прохладный. Даже если он на самом солнцепёке растёт – всё равно прохладный. Удивительно? Оказывается, всё очень просто. Листья на две трети состоят из воды. И она в листья поступает постоянно. Поступает и испаряется через мельчайшие отверстия – устьица, выполнив свою задачу. Напоила дерево, доставила ему необходимую пищу.

 Для того чтобы образовались облака, а тем более тучи, воды требуется очень много. Неужели дерево способно выделять столько воды? Оказывается, да, способно! Вот стоит берёза и едва заметно шевелит ветвями на слабом ветерке. А ведь она не просто стоит, она работает – «качает» воду из земли. Самому дереву этой воды требуется раз в пятьсот меньше того, что достают его корни. Вот лишняя влага и испаряется через листья. Таких излишков у дуба, например, за день набирается целых пять ведёр. У берёзы – не меньше шести. И потому, нет удивительного в том, что за лето только один гектар дубового леса способен испарить до 1200 тонн воды, а берёзового – 1500 тонн.

 Богата флора нашей русской природы. Зацвели жёлтый гусиный лук, ветреницы, белые и жёлтые пролески-анемоны. Гиацинтом повеяло от розовых колокольчиков лесной сирени-дафны. Желтеют длинные серёжки тычиночных цветов лещины-орешника. Это однодомное растение: сухая жёлтая пыль серёжек опудривает пестики. В воздухе разносится остро-горький запах черёмухи. Всем известна красота этого деревца в период цветения. Но далеко не каждый знает, что черёмуха содержит большое количество фитонцидов. Особых летучих веществ, способных уничтожать микроорганизмы, опасные для человека. Проводили опыты: воду из лужи наливали в тарелку, рядом клали веточку черёмухи и всё это накрывали стеклянным колпаком. Через несколько минут вода была совершенно чистой и пригодной для употребления.
И таких деревьев-санитаров в нашей природе немало – рябина, тополь, сосна, можжевельник…Всего насчитывается более пятисот видов деревьев, кустарников и растений.

 Вот почему, когда весной я вижу цветущую черёмуху, я думаю не о том, как бы скорее наломать букет с ярко-белыми цветами, а как бы сохранить, сберечь это красивое и очень полезное дерево.

 Как важно знать язык весеннего леса: если лохматыми серёжками до листа загустели вершины осин – пора отправляться на поиски сморчков и строчков.

Издалека приметны эти первые грибы весны. Бесформенно коричневые, волнистые шляпки у строчков. И на грибы-то не похожи. А яйцевидная шляпка у сморчков бурая или немного коричневая напоминает восковые ячейки пчелиных сот. Вкусны, нежны и питательны эти ранние грибы.

 Но любителю тихой охоты не увидать одной тайны весеннего вечера в лесу. Весной в пнях, наподобие светлячков и гнилушек, излучают сине-зеленоватый свет перестарки – дряблые сморчки и строчки. Это грибы – люминофоры. Необычный свет излучают мельчайшие микроскопические бактерии. Учёные-микробиологи назвали образно это удивительное явление – «ночь малютки». Точно также светятся в ночной тьме трутовики на деревьях и старые опёнки. Поэтому следует помнить, что собранные сморчки и строчки необходимо тщательно проверять. Старые разлагающиеся грибы светятся в темноте и тем самым как бы предупреждают нас о том, что употреблять их в пищу нельзя. Можно отравиться.

 Хороши весенние подарки. Прохладой отдают строчки, весенней талью. Рядом топорщится грудочка вёшенок. Грибы на любителя, но кто хоть раз встретил, отварил и пожарил – не пройдёт мимо и с удовольствием будет брать и в дальнейшем.
 Сначала попадаются строчки, вдогонку, через несколько дней, - сморчки. Эти грибы уже на ножке, а по вкусу не отличишь. Весенних грибов бывает помногу. Строчки следует искать в разреженном лесу, по тёплым бугоркам и увалам, прикрытым прошлогодней листвой. Сморчки предпочитают открытые полянки-места под солнечным пригревом.

 Выше всех из первоцветов вырастает дикий лесной горошек. До распускания бутонов розовый, цветы фиолетовые, а когда отцветают, становятся синими. Удивительная форма цветка: венчики – парусами, лепестки – крыльями. А снизу, будто лодочки подвешены.

 Тихие заводи, отмели и заливчики в кайме зелёных лопухов. Горят на солнце ярко-жёлтые калужницы – жар-цветы. По-народному – «солнышки». У воды и по низким, топким местам цветут золотистыми облачками ивы-бредины. На их пышных барашках уже жужжат пчёлы, шмели, мелькают бабочки.

 Последний весенний месяц – самое привлекательное время сезона. За весной света и воды подоспела пора весны зелёной.

 Ходко пошли в рост лесные травы. Заметно поднялись осоки, сочевичники, спешно отрастает сныть. На опушках расцвёл чистяк. Золотыми огоньками сверкают его молодые цветочки. Мертвенный, однотонный послезимний покров сменяется на
деятельный, жизнеутверждающий – зелёный. Без которого трудно представить нашу жизнь.
 
 Флора нашей страны насчитывает около двадцати тысяч видов разных растений, каждый из которых по своему ценен, необходим и незаменим.. Растения превращают солнечную энергию в энергию химических связей, аккумулируют её, создают из неорганических соединений органическое вещество. Сложнейший биологический процесс – фотосинтез – позволяет растениям поглощать из воздуха углекислый газ и насыщать его кислородом. В начальный период истории Земли свободного кислорода в атмосфере не было. Он начал накапливаться только после появления зелёных растений.

 Строительные материалы, красители, топливо, бумага, лекарства, душевное равновесие, которое мы получаем во время прогулок по лесу… Всё это и многое другое дают нам растения. Поэтому необходимо беречь каждый цветок, каждую былинку из нашей флоры, создавать условия, при которых могло бы сохраниться всё разнообразие растительного мира.

 Среди высших растений самыми примитивными, наиболее просто устроенными являются мхи. У них нет настоящих корней, а стебли и листья, если их рассмотреть под микроскопом, имеют очень простое однородное строение. Зелёными мхи остаются круглый год, но их фотосинтез, рост, размножение зависят от наличия влаги. Если её нет, мхи высыхают, жизненные процессы в них приостанавливаются, и растения переходят в стадию покоя. Живучесть мхов очень большая. Некоторые из них оживали и продолжали расти после девятилетнего «заточения» в гербарии, а один даже после 19 лет. Воду мхи впитывают, как губка, и так же легко её отдают при высыхании. В хвойных лесах они часто образуют на почве сплошной покров изумрудно-зелёного цвета.

В лиственных лесах мхи встречаются уже реже и особенно редки они под пологом дубового леса.

 Лесные травы почти все многолетние. Размножаются в основном с помощью корневищ, луковиц, надземных побегов.

 Жизнедеятельность растений подчинена определённым ритмам, возникшим в процессе эволюции и закреплённым в наследственности. Так учёными было установлено, что многие деревья летом с часа ночи до пяти утра почти не растут. Предполагают, что они в это время «спят». После захода солнца некоторые лесные травы словно увядают, опускаются листья, закрываются цветки. Но на рассвете они принимают прежнее положение. Такой способ приводит к уменьшению площади испарения, к ограничению потери тепла.

 Многие растения, в том числе имеющие красивые цветки, не образуют зарослей, встречаются лишь отдельными, а в некоторых случаях, и редкими экземплярами. Об этом надо помнить, собирая букеты. Но лучше всего редкие цветы не трогать.

 Ранней весной, пока не распустились деревья и свет свободно проникает к поверхности земли, в лесу зацветают подснежники, пролески, примулы, хохлатки и другие травы-первоцветы. К тому времени, как лес оденется в зелёный убор, эти растения успевают вырасти, расцвести и оставить потомство. Если, конечно, уцелеют. Часть лесных трав остаётся зелёной и зимой – почва под снегом промерзает мало, а в тёплые зимы и вовсе не промерзает.

В разных типах леса встречаются и различные травы. Для хвойных лесов характерны кислица, седмичник, майник двулистый, грушанка, воронец колосистый, паун
булавовидный. В дубравах господствуют копытень, осока волосистая, сныть, зеленчук, медуница, ветреница, фиалка удивительная, ландыш, купена.
 
 В меру своих возможностей растения тоже защищаются. Одним помогает в этом клейкая жидкость, другие имеют колючки, шипы, третьи могут обжечь – имеют на тонких волосках довольно сложное приспособление для впрыскивания ядовитого раствора. Четвёртые могут заставить вздрогнуть – у них стреляющие плоды. Конечно, всё это не идёт ни в какое сравнение с возможностями человека повредить, покалечить, погубить растение.

 Заканчивается последняя волна перелётных птиц, и помолодевший лес начинает звенеть на разные голоса. Наполняется шорохами и криками. На каждом шагу возбуждение и суетня новоселий. На зорях высокоствольный ельник бывает буквально пронизан песнями дроздов-рябинников. Радуются пеночки-веснички и теньковки. Днём слышишь звонкие голоса зябликов и больших синиц. Примечательно, что большие синицы в это время начинают петь ещё до рассвета. Где-то часа в четыре. И потом уже не смолкает весь день. Далеко разносятся картавые крики чёрных воронов. Папаши со всеми готовы поделиться приятной новостью: в их гнёздах уже оперённые птенцы.

 Если проявить наблюдательность, то можно наткнуться на следы деятельности зверей. Вот порои кабанов. Голодным животным после зимней бескормицы любая съедобная находка в радость: мясистые корни, крупные насекомые. Всё идёт в дело. Поваленную осинку обглодали зайцы. «Горьковата только, но своя долька». Где приостановилось стадо лосей, там видишь навозные катышки.

Решительно нет в лесу зверя, который бы не оставил следов своего пребывания.
 В последний весенний месяц в лисьих норах появляются щенята. Маленькие, слепые, беспомощные. Собой буро-коричневые, а на кончике хвоста белая отметина.

 Во второй половине месяца фонтаном взметаются лепестки яблонь. И начинает тянуть ароматом с цветущих веток. Рядом распускает кисти лиловая сирень. Вся вторая половина месяца проходит под знаком этого цветущего деревца. Сирень как бы впитывает в себя всё многоголосье птиц, всё самое удивительное этого весеннего месяца.

 Исстари хлебороб подмечал по майской погоде, каким будет недалёкое уже лето. Если у берёзы обильное сокотечение, - значит, лето будет сырым. Опушилась берёза листвой раньше клёна – к сухому лету. А если её клён опередил – к дождливому. Большие росы в мае – к урожаю огурцов. Вьют птицы гнёзда на солнечной стороне – холода будут затяжными. И ещё одна давняя примета: сей гречиху, когда из гнезда выглядывают скворчата. А это как раз приходится на третью декаду месяца, когда земля, как правило, уже прогревается настолько, что по ней можно ходить босиком.
 
 

 


Рецензии