Виа Долороза

 ( Записки врача )

 Улица Виа Долороза начинается сразу за Львиными воротами старого Иерусалима я тянется в глубину мусульманского квартала. Скорбный путь... Крестный путь Иисуса Христа .... Тут он был приговорён, тут его бичевали и отсюда, нагруженный деревянным крестом, он проделал свой последний путь к месту распятия – на Голгофу.

 Правда, утверждают, что это не настоящая улица Виа Долороза. Как-то, накануне нового года, в первый день очередной интифады (мы с женой не знали, что началась интифада - вернулись накануне поздно из пустыни, а проснувшись махнули в Старый город, пустынность улиц и обилие полицейских - объяснили для себя предстоящими праздниками) нас заманили в одну из сувенирных лавок этой улицы.
 
 Обычно, мы не поддаёмся зазывалам, но в этот раз, приятный молодой продавец пообещал показать нам настоящую Виа Долорозу.Это подействовало на Татьяну гипнотически и она, завороженная, шагнула в глубину лавки. Делать было нечего - не оставлять же жену! - я двинулся за ней. Шагнув в полумрак мы оказались в пещере Алладина - по стенам были развешаны ковры , стояли какие-то статуи, висели различные одежды, посыпанные блестками и сверкающие золотом от мерцающих свечей. Анфилада комнат уходила в глубину, где два пожилых араба пили кофе за маленьким столиком. Наш гид, повёл нас по этой анфиладе, потом мы спустились в подвал и там, на дне подвала, зияла яма.

 - Вот тут - настоящая Виа Долороза! - торжественно и с пафосом сказал наш новообретённый гид.

 Думая, как бы выбраться обратно, мы спорить не стали - настоящая - так настоящая. Потом наш гид очень настойчиво предлагал попить кофе, называя при этом Татьяну «госпожой», а меня - «господин муж». С трудом отказавшись от любезных предложений , сославшись на грандиозные планы, ждавшие осуществления именно сегодня, мы вырвались на свободу с обещанием зайти ещё.

 Вообще-то мы не врали - планы у нас были действительно грандиозные - там, где Виа Долороза делает неожиданный зигзаг налево - находиться австрийский пансион. Можно позвонить и когда дверь открывается – из брожения мусульманского квартала ты попадаешь в другую страну - тихую, спокойную и размеренную.Официальное название пансиона - Австрийский Странноприимный Дом. Путём размышлений я установил, что, по-видимому, дом странноприимный не потому что там странно принимают (принимают там , как раз, нормально !), а потому, что он был выстроен для странников.После поворотов судьбы - английский военный госпиталь, иорданский правительственный госпиталь - дом снова вернулся к Австрии и, как и задумывалось, опять стал гостиницей для странников-пилигримов. В австрийском пансионе можно подняться на крышу и посмотреть, как между еврейскими, мусульманскими и христианскими святынями, в маленьких двориках и на балконах, трепещется на ветру просушиваемое бельё. А ещё можно пойти в венское кафе и съесть знаменитый штрудель - знатоки утверждают, что тут делают самый лучший в Иерусалиме штрудель.Насколько я не люблю штрудель, но - вкусно! Поэтому, как правило, все наши походы в Старый город заканчиваются в австрийском пансионе поеданием того самого, знаменитого штруделя...
 Кстати, выполнить обещание «зайти ещё» нам пришлось через 3 года.Одна интифада закончилась, а следующая ещё не началась. Мы проходили по Виа Долороза и в дверях лавки стоял тот самый молодой и любезный продавец. Он узнал нас, и пришлось выполнять обещание - зайти. Потом был арабский кофе (потрясающий!) и неторопливый разговор ни о чём. Разговор обещал затянуться, поэтому «господин муж» бесцеремонно прервал его, сославшись на грандиозность планов (о планах смотри выше!).
 В общем, настоящая ли это Виа Долороза - точно не известно , но я привык думать, что именно под этой аркой умыл руки Понтий Пилат и именно отсюда начал Иисус свой последний путь на Голгофу. Отсюда и сейчас уходят процессии паломников, повторяя Его путь, водрузив на спину деревянный крест облегчённого варианта ( для туристов !) и шествуют по Виа Долороза.

 ... Вызов поступил на «скорую» около 6 часов утра...
 – 29 лет, без сознания ...Старый город, мусульманский квартал , около Виа Долороза....

 Было время, когда смена подходит к концу и глаза слипаются сами собой, когда ты можешь спать стоя и при этом ещё разговаривать.Пасмурное зимнее утро, когда Иерусалим становиться серым и совершенно нереальным местом. Какой-то нереальный сумеречный свет освещает этот странный город и уже невозможно отличить явь от приснившегося на ходу морока.

 По дороге на вызов диспетчер сообщил, что «сопровождение» нас уже ожидает около ворот. Подъехав к Львиным воротам мы действительно нашли двух пограничников при полной боевой выкладке с автоматами на изготовку ( в Старый город скорая без сопровождения пограничников не ездит - всякие были случаи ! ). Проехать по Виа Долороза не удалось - с двух сторон неширокой улицы стояли автомобили - было время утренней молитвы –поэтому широкий амбуланс не проходил. Вызвали специальный амбуланс - маленькую, похожую на карт , моторную тележку, которая способна протиснуться по улицам Старого города и даже подниматься по ступенькам - многие улицы Старого города - это длинные пологие лестницы с разной ширины ступеньками.На этот миниатюрный амбуланс можно уложить носилки с человеком и даже (!) часть оборудования. Мини-амбуланс не заставил себя ждать - через считанные минуты мы перегрузили свои сумки на него («Кавасаки» - гордо красовалось название фирмы на капоте ) и двинулись по Виа Долороза.

 Около австрийского пансиона повернули налево, а дальше, после двух мест, отмеченных как остановки Христа ( на одной Он упал под тяжестью креста, а на другой - стояла Мария и смотрела на сына), улица поворачивает направо и начинает резко подниматься вверх, превращаясь в лестницу. Наш японец «Кавасаки» сдох после двух пролётов - не тянул. Делать нечего, - водрузили сумки на себя и пошли.
 
 Как чёрт из табакерки, выскочил невысокий парень интеллигентного вида (в очках!) - брат пострадавшего - и повёл показывать дорогу - и не зря! - в жизни бы не найти этот адрес, если не знаешь ! ... Надо спуститься на несколько ступенек, пройти через узкий дворик, потом подняться, пройти по переходу (или навесному мосту?) снова подняться и снова пройти и только после этого появляется узкая лестница по которой можно подняться в квартиру... Не чувствуя рук и глотая воздух, как рыбы на суше - поднялись в квартиру.

 Поднялись вовремя - наркоман, чего-то перебравший, уже дышал плохо - редко и неглубоко. Дальше, если не лечить, страдающее от недостатка кислорода сердце останавливается. Бригада была опытная и мне даже не нужно было открывать рот - кислород, внутривенные инъекции, монитор... Пока парамедики работали, я пытался выяснить у растерянного отца «историю болезни». Приятный пожилой мужчина был страшно расстроен - сын уже 4 месяца лечился по программе отвыкания от наркотиков и, казалось, уже всё - выскочил...

 «Он может быть выпил сегодня, а вместе с лекарствами алкоголь так подействовал» - раздался голос сзади. Оглянувшись, я увидел, что показывавший нам дорогу паренёк - раздвоился. Два совершенно одинаковых невысоких паренька в очках стояли передо мной, чуть подальше стояли пограничники с автоматами.
 «Братья!» - сообразил я, увидев небольшие отличия в одежде. « Это - братья, а не в глазах двоится! Уже - легче... ».
 
 На небольшом диванчике рядом с братьями тихо плакала пожилая женщина, на стенке над ней висела висела большая старая фотография красивой, гордо смотрящей вперёд девушки. Девушка улыбалась, но и улыбаясь была очень похожа на плачущую сейчас женщину...
 Между тем, наш пострадавший стал приходить в себя - дышал ровно и спокойно, стал отзываться на имя и даже пытался что-то сказать.

 - Всё! Поехали в больницу!
 С помощью братьев усадили его в специальное кресло и с их же помощью стали спускаться (подниматься?!) по бесчисленным лестницам.
 
 - Можно нам обоим поехать с ним в больницу? - вежливо спросил один из братьев. Место в амбулансе было, поэтому мы согласились. Обычно, в амбулансе едет только один из сопровождающих членов семьи , но братья были настолько похожи и так старались помочь, что отказать было просто невозможно! Действительно, настолько похожи - который из них поедет?

 Около поджидавшей нас японской мототележки случилась заминка. Пострадавший, вдруг стал проявлять активность и о чём-то громко спорить с братьями на арабском языке.
 - Ему в туалет очень надо! - извиняющимся тоном перевёл один из братьев.

 Делать - нечего.Туалета близко не было и в помине, поэтому, шатающийся и поддерживаемый братьями прочухивающийся «бывший» наркоман справил малую нужду прямо на улице , рядом с местом, где останавливался ведомый на Голгофу Иисус – тут он упал в первый раз, не выдержав тяжести креста. Наш пациент на ногах удержался - братья помогли.

 - Интересно, - подумалось мне – Понимают ли паломники, лобызающие камни в Святом городе, что в этом городе живут обычные люди... И очень разные люди....
 Облегчившегося и успокоившегося пациента уложили ( он тут же моментально уснул! ) и процессия двинулась по Виа Долороза. Впереди, подпрыгивая на каменной мостовой двигалась японская мототележка со спящим парнем, за ней, близнецы интеллигентного вида , за ними - «скоропомощная бригада» с сумками на плечах. Замыкали шествие два пограничника с автоматами в руках.

 Уже стало светлее, но почти пустынный город оставался нереальным и загадочным. Когда странная (мягко говоря!) процессия повернула направо по Виа Долороза около австрийского пансиона, сквозь надрывающийся рокот мотора труженика-японца стали пробиваться странные звуки. По мере нашего продвижения звуки усиливались, а потом превратились в хор голосов.

 На ступеньках мусульманской школы-медресе, там, где Христос по преданию подвергся бичеванию, стояли в несколько рядов паломники (судя по внешнему виду и организованности - корейцы ) и под руководством дирижёра в сером сюртуке пели хором псалмы на неизвестном мне языке.

 На минуту усталость отпустила и я увидел всё это со стороны. Утренний сумрачный свет освещал улицу, накрапывал мелкий дождь... Было холодно....

 ... Если бы мне такое показали в кино, то я бы сказал, что режиссёр оригинальничает и пренебрегает жизненной правдой - такого быть не может! Но не привиделось же мне это под конец ночной смены! Было на самом деле!

 ... И ползущая японская мототележка с разметавшимся во сне наркоманом на носилках... И два брата- близнеца рядом с ней... И отупевшая от усталости «скоропомощная» бригада с сумками на плечах... И солдаты с автоматами на изготовку, идущие в конце процессии... И вся эта кавалькада, ползущая по Крестному пути под многоголосие хора паломников, распевающих псалмы на неизвестном языке....

... На иерусалимской улице Виа Долороза.... От Голгофы - в обратную сторону...

... Холодным утром, в начале зимнего месяца швата....

 февраль 2007 г.


Рецензии
Все типа внятно, мило и по-божески.
Ну как уж на мораль оглянешься - аж волосы под мышками даже у кошек встают.
И на фига сие необходимо было?.
Основать заметку? Законсервировать местечко за собой?

Не... Ничего не понимаю

Андрей Весна   16.11.2007 17:36     Заявить о нарушении
А Вы попробуйте подумать...

Леонид Хараш   16.11.2007 17:49   Заявить о нарушении
Мдя...
Судя по ответу автор не берегЁт свой текст. Кажись понятно.

Андрей Весна   16.11.2007 21:33   Заявить о нарушении