Кто не был в Дивеево...

Ах, как давно это было! Прошло восемь с половиной лет, но первая паломническая поездка останется в памяти навсегда.

Началось все с прочтения рассказа «Великое в малом» Сергея Александровича Нилуса и его замечательных строк: «… Кто не был в Сарове, с верой в Серафима, кто не дышал напоенным его молитвой Саровским воздухом, тот не поймет и не оценит Сарова, хотя бы описанного и гениальным словом, хотя бы изображенного и гениальной кистью».
Сергей Нилус
Великое в малом, 27 сентября 1901 года

Захотелось и мне увидеть Саровскую обитель и Дивеевский монастырь, храмы, Святую Канавку, поклониться могилкам настоятельниц и приложиться к мощам Великого угодника Божия святого преподобного Серафима Саровского чудотворца.

Стоял промозглый май 1999 года. Пасмурная погода дождь. Мне не здоровилось, уже какой месяц болело горло, знобило, градусник застывал на 37.1 или 37.3.

06 мая, перед праздником преподобной Елисаветы, игумении Константинопольской (мои именины) была на всеношной в храме Всех Святых в Красном селе. В том же храме 07 мая на Божественной литургии причастилась и взяла благословение на паломническую поездку… в Дивеево. Не могу сказать, что это была моя первая поездка к православным святыням, но так чтобы ехать одной в автобусе с православными паломниками – первая.

Вечером того же дня от храма в Сокольниках темно-красный Икарус увозил нашу группу, состоящую в основном из женщин, в путешествие Москва-Дивеево-Санаксары-Москва. Ночью в пути кто-то спал, кто-то молился... и вот ранним утром остановка в Цыгановке у Святого целебного источника в честь преподобного Серафима Саровского. Холодно. Дождь моросит, руки примерзают к зонту. Взяв бутылки для воды, идем к источнику…

Это сейчас источник благоустроен так, что можно доехать по асфальту до монастырской территории и пройти к купальням. А тогда в мае 1999 года мы шли пешком около двух километров по строящейся дороге, ноги вязли в мокром песке.

Благодать этого источника была ни с чем не сравнима. Все набрали воды, многие окунулись. Автобус отправился в Дивеево.

Разместили нас в частном секторе, в чистом деревенском домике очень приветливой бабулечки. В монастырской трапезной (тогда размещавшейся внизу в здании храма св. пр. кн. Александра Невского) накормили обедом. Благословили потрудиться и нарезать черный хлеб для приготовления сухариков батюшки Серафима, которые потом освящали в чугунке в храме Пресвятой Троицы.

Позже старшая группы провела нам экскурсию и рассказала историю создания Дивеевской обители, которая перенесла нас в далекий восемнадцатый век, когда первоосновательница общины схимонахиня Александра, в миру – Агафья Семеновна Мельгунова впервые пришла в село Дивеево. По указанию и воле Самой Царицы Небесной учредила она здесь общину.

По благословению Саровских старцев в 1766 году мать Александра выстроила себе келью на дворе Дивеевского священника и прожила в ней 20 лет в постоянной заботе об исполнении воли Божией, возвещенной ей Царицей Небесной. С мудрой осторожностью приступила она к созиданию общины, которая впоследствии разрослась в монастырь.

Рассказали нам и о батюшке Серафиме, который родился в Курске 19 июля 1759 года, в семье Исидора и Агафьи Мошниных. Отец его был честным и богатым курский купцом, имел кирпичные заводы, занимался постройкой каменных зданий и церквей. Мать его довершила начатое мужем строительство храма во имя Преподобного Сергия.

При Святом крещении наречено ему было имя Прохор. Детство Прохора было отмечено многими чудесами и Промыслом Божьим. Уже в семнадцать лет он укрепился в намерении оставить мир и поступить в монастырь. Чтобы получить благословение старцев он направился в Киев и в Китаевской пустыне попросил наставлений у преподобного Досифея. В заключении разговора прозорливый старец (в последствии причисленная к лику святых девица Досифея) благословил Прохора идти в Саровскую пустынь.

20 ноября 1778 года девятнадцатилетний Прохор вступил в Саровскую обитель чтобы совершить здесь свой молитвенный подвиг. Постриг послушника Прохора в иноческий сан состоялся 13 августа 1786 года с именем Серафим.

В октябре 1786 года монах Серафим был посвящен в сан иеродиакона. Строитель о. Пахомий привязался сердцем к о. Серафиму и без него не совершал почти ни одной службы. Когда он выезжал по делам из монастыря, то часто брал с собою о.Серафима. Так в июне 1789 о. Пахомий с казначеем о. Исаией и иеродиаконом о. Серафимом направились в село Леметь, находившееся в 6 километрах от нынешнего города Ардатова и по дороге заехали в Дивеево навестить Агафью Семеновну Мельгунову, высокочтимую всеми старицу и благодетельницу.

Мать Александра была больна и, получив от Господа извещение о скорой своей кончине, просила отцов-подвижников особоровать ее. С любовью совершили над ней старцы Таинство Елеосвящения. Зная, что они уже не застанут ее в живых по возвращении обратно мать Александра отдала о. Пахомию имеющиеся деньги и просила не оставлять ее сестер, заботится о них и выдавать им все потребное для жизни.

Матушка Александра просила и иеродиакона Серафима не оставлять ее обители, как Царица Небесная Сама тогда наставить его на то изволит.

13 июня скончалась старица Агафья Семеновна и Саровские старцы на обратном пути успели как раз к ее погребению. Первоначальницу Дивеевской общины похоронили против алтаря Казанской церкви. Весь этот день шел проливной дождь, так что все промокли до нитки, но несмотря на это отец Серафим, по своему целомудрию!!! Не остался даже обедать в женской обители и тотчас после погребения ушел в Саров пешком.

Так состоялось первое и единственное посещение Дивеева преподобным Серафимом Саровским чудотворцем.

В 1991 году Дивеевский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Троицкий и Преображенский соборы, храм в честь иконы Божией Матери «Казанская», храм в честь святого благоверного великого князя Александра Невского, трапезная и колокольня, по воле Божией, отреставрированы. Восстановлена святая Канавка Пресвятой Богородицы, облагораживаются святые источники и, конечно, увеличивается количество скитов, принадлежащих монастырю. В настоящее время их более 10.

После экскурсии по монастырю мы посетили четыре святых целебных источника: в честь иконы Божией Матери «Казанская»; в честь великомученика Пантелеимона; в честь иконы Божией Матери «Иверская»; матушки Александры и не в одном из них я так и не решилась окунуться.

Решив, что надо сначала взять благословение купаться в таком болезненном состоянии. Дождь к середине дня уже закончился, но погода оставалась холодной. Все поспешили на всеношную, приложились к мощам батюшки Серафима, отстояв около двух часов в очереди, я подошла на исповедь. Исповедалась, получила благословение на причастие и спросила батюшку: «Благословите окунуться в источнике в честь иконы Божией Матери «Казанская».

«Благословляю» - ответил он. «Завтра?» - переспросила я.

«Нет сегодня! – ответил он - «Завтра у тебя причастие!»…

Эти слова как гром прозвучали для меня посреди великолепного храма. Делать нечего сегодня так сегодня. Служба уже заканчивалась. Я вышла из храма и пошла в дом, где нас расселили. Выглянувшее под вечер солнце клонилось к закату. Взяв чистую одежду, я пошла вдоль деревенской улицы, по мокрой сырой дороге к источнику в честь иконы Божией Матери «Казанская» (это сейчас Дивеево город с элитными домами и асфальтированными дорогами, а в мае 1999 года больше походил на деревню даже без электрических фонарей).

Пришла. Одна, Темно. Никого нет. Купальня была сколочена из досочек, вместо крючка согнутый гвоздик. Даже когда глаза привыкли к темноте – купальню было видно с трудом. Еще с детства у меня сводило ноги, даже если я просто снимала тапки и вступала на пол.

Чувства боролись и я вдруг поняла, что чувствовали люди, бросающиеся на амбразуру танка. Сейчас это звучит пафасно, но тогда…

Я разделась, закрывать на гвоздик дверь не стала. Ноги свело сразу же, как только наступила на холодный пол – в голове мелькнуло: «Если утону, то найдут меня только завтра». Подождала немного, перекрестилась и с молитвой окунулась три раза за себя и один раз за любимого мужчину, ставшего в последствии моим мужем.

Чудо произошло. Ноги перестало сводить и больше за эти годы не повторялось! По вере дается нам.

Придя в дом, где нас разместили, я попросила у хозяйки горячего чаю. Попила и отправилась обратно в храм. Служба закончилась, нашу паломническую группу уже покормили. И все сидели на лавочках перед храмом в ожидании Крестного хода по Святой Канавке. Татьяна, одна из моих новых знакомых из группы, спросила где я так долго была и почему не ходила на трапезу. Пришлось рассказать о благословении окунуться…

Ровно в 22 часа начался Крестный ход. Монахини, выстроившись по две, благоговейно шли по Святой Канавке тогда еще земляной, застроенной жилыми домами, между деревьев, читая 150 раз Богородице Дево радуйся… исполняя слова родного батюшки Серафима:

Когда меня не станет, ходите ко мне на гробик… И услышу вас, и скорбь ваша пройдет … я восстану перед последним концом… Дивеево будет называться не по селу, а по всемирному Диву.
… Кто Канавку с молитвой пройдет, да полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев.
…Кто трудится для меня, кто Обитель мою любит, о том попекусь я и в сем веке, и в будущем, всех вас не оставлю и роды ваши не оставлены будут…
Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас.


Пройдя Крестным ходом по Святой Канавке мы отправились вычитывать правило и спать.

Прохладное утро 09 мая встретило нас солнышком. После литургии мы забрали из чугунка освященные сухарики. Я купила в иконной лавке икону-портрет дорогого батюшки и с ним пошла на Крестный ход вокруг монастыря. Через час наша паломническая группа уже ехала в автобусе в город Темников…

Продолжение следует.

16 ноября 2007 года


Рецензии
Не была в Дивеево два года, а кажется - целую вечность. У тебя почитала о любимом Дивеево - улыбаюсь и радуюсь, Лизонька. Таким родным повеяло...

Ольга Суздальская   29.04.2015 15:16     Заявить о нарушении
Все знакомые из Дивеево зовут: Приезжайте!
Но суета, работа, учеба... и т.д и т.п.

...
Хотели на майские в Борисоглеб поехать,
да и то погоды дождливой побоялись ))).

Будем лета ждать и ........в путь!
Благости Божией!

Елизавета Басова   03.05.2015 19:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.