Кто знает и понимает Виктора Цоя?

Иногда я встречал мнение, согласно которому поклонники не способны объективно оценивать и понимать творчество того или иного музыканта. Во-первых, у них есть право на свою точку зрения (в данном случае на Цоя и его творчество), которое им дается от рождения, а во-вторых, не понятно в чем же тогда состоит преимущество тех, кто, скажем, лично знал Виктора Цоя. Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, мне кажется, необходимо сначала разделить Цоя-человека и «его творчество». Это все-таки немного разные вещи, и главное так легче будет говорить. С другой стороны, Цой по своей сути был творческой личностью. Творчество (музыка, живопись, песни, кино) – было не просто сферой его деятельности, а Делом всей его жизни.

Кто знал и понимал самого Цоя?

В первую очередь это самые близкие ему люди: любимые женщины и друзья. Понятно, что многочисленные знакомцы и коллеги, в т.ч. из ЛРК, а также поклонники Цоя к этому списку не относятся. Однако близкие люди поделились своим знанием и пониманием Цоя. За это огромное человеческое спасибо. Я имею в виду многочисленные интервью мамы Цоя, повесть Марьяны Цой «Точка отсчета», воспоминания и интервью близких друзей (коих было немного, человека 4-5). Они вполне искренне поделились своим знанием. Именно поэтому те, кто взял на себя труд прочитать и понять всё это, могут также считать, что знают и понимают Цоя.

В познании и понимании Цоя-человека немалую роль играют и воспоминания второстепенных (в жизни Цоя) людей: БГ, Кинчева, Рыбина, Тропилло, Вишни и др. Эти воспоминания очень противоречивы, поверхностны или затрагивают только один этап жизни Цоя. Все равно, этим людям также можно сказать большое спасибо за свое слово, которым они поделились со всеми.

Фанаты.

Рашид Нугманов как-то очень точно сказал, что «Цой оставил после себя огромное наэлектризованное поле и объяснить это только больным воображением поклонников нельзя». Это не дословно, но смысл такой. Цой действительно стал национальным героем. Даже те, кто никогда не фанател от его песен, относится к ним с большим уважением. Мало людей в России и СНГ, которые бы не знали и не уважали Цоя и его творчество. Это поразительно и сравнимо только с судьбой Высоцкого в нашей стране. Можно ли 80% населения СНГ назвать «огромной толпой фанатов»? Не думаю.

Но стоит сузить понятие и говорить о тех, для кого Цой не просто рок-музыкант и рок-поэт, а нечто большое. Назовем их политкорректно - «Поклонники Цоя». Это очень разные люди, в том числе по возрасту. Они и по-разному относятся к Цою. Для кого-то это кумир его юности, для кого-то Пророк, для кого-то Герой (большинство), для кого-то Поэт-романтик. Трудно говорить о всех сразу. Поэтому я буду говорить за себя. Возможно, в какой-то мере я отражу мнение своих ровесников, которым сейчас от 28 до 34 лет.

Для меня Цой – это не «загадочный и мифический кумир». Я знаю, когда и где он родился, как и где он учился, как, где и с кем он играл свою музыку и свои песни, я знаю, как он умер. Я знаю, что он любил веселые тусовки, с друзьями не был молчаливым и замкнутым, любил модные вещи и любил посмеяться над девушками и даже писал об этом песни-шлягеры. Я знаю, что подростком он пробовал нюхать клей, в юности - транквилизаторы, а позже - и «бошетунмай». Здесь всё очень просто. В тоже время всё это нисколько не объясняет того, почему Виктор Цой стал Национальным Героем. Очевидно, что для «объективной оценки, знания и настоящего понимания творчества реального ЧЕЛОВЕКА» нужны какие-то другие подходы, а только биографических данных не хватает (но и без них не обойтись).

Кто знает и понимает творчество Цоя?

Большинство поклонников понимает Цоя как идеального героя или рок-поэта (с определенными оговорками, конечно). Не будь этого знания и понимания, вопрос о творчестве Цоя вообще не стоял бы. Никому были бы не нужны статьи «независимых музыкальных критиков и рок-журналистов ЛенРокКлуба», воспоминания близких друзей и родственников. Впрочем, большинство прижизненных статей (Рокси, РИО и др. самиздат) вообще никак не объясняют творчество Цоя. Как правило, это статьи именно музыкальных критиков, репортажи с концертов, краткие и поверхностные рецензии на альбомы. Атмосферу тех лет они прекрасно передают, но не более того. Вспомним, что сама рок-музыка для Цоя была всего лишь формой, а могло быть «что угодно другое» (Цой). Музыкальные критики тех лет наоборот, как правило, писали о форме, вдаваясь в рассуждения о прогрессе или регрессе музыкального стиля группы «Кино». Кстати, поверхностный взгляд на творчество Цоя – это именно рок-клубовская черта. Ленинградская тусовка холодно принимала Цоя на 4 и 5 ЛРФ. На этих двух фестивалях «Кино» играла песни, которые потом вошли в альбом «Группа крови» и звучали из каждого окна Советского Союза.

Рок-клубовская тусовка (в целом) просто проморгала ВИКТОРА ЦОЯ. Московские журналисты и публика в то время оказались гораздо дальновиднее (М.Тимашева, А.Липницкий, А.Троицкий, И.Смирнов). Об этом и писала Марьяна в своей повести. 5 ЛРФ 1987 года стал для Цоя последним. Я не хочу умалить мужество и проницательность тех, кто ходил на концерты рок-клуба в 1982-86 гг. Роль ЛРК трудно переоценить, это понятно. Но впереди была «Игла», звездные гастроли и гениальные песни, написанные с 1988 по 1990 год. Музыканты и слушатели Рок-Клуба и вся питерская тусовка к этому всему уже никакого отношения не имели и иметь не могли. Скорее всего, именно им Цой посвятил свою жесткую песню «Дети минут», но не пел ее на концертах, чтобы «друзья не обиделись». Друзья «променяли море на таз». Настоящая публика Цоя, действительно ценящая, любящая и сопереживавшая его творчеству, ждала его на стадионах Москвы, Ленинграда, Минска, Алма-Аты, Ташкента, Киева, Новосибирска, Иркутска… И именно эти люди, никогда не знавшие Цоя лично, утопили в цветах и слезах два самых главных в его жизни дня - 21 июня и 15 августа.


Рецензии
Доброе утро, Андрей!
Наконец-то, я нашел тебя там, где не ожидал найти. Буду откровенен с тобой и обращаюсь к тебе на "ты" без всякого официоза, обращаюсь к тебе
не только как к автору статей, но, прежде, как к человеку. Я написал о тебе статью и, если в чем-то лично обидел, то искренне прошу прощения.
Но каяться также не собираюсь, ибо в статье я выдал, что откровенно чув-
ствовал и что мной выстрадано. Теперь же поговорим по существу. Призы-
ваю тебя, Андрей, к творческому диалогу и без эмоций прийти к пониманию
и осмыслению тех вопросов, поставленных тобой и мной. В твоем и моем во-
прошаниях есть много общего, но также и много разного в подходе, мето-
де и мотивации в ответах. Именно, если тебе дорого творчество человека,
то и нужно серьезно и глубоко философски подходить к проблеме, а не
распылять себя в бессмысленных форумах. Ибо нельзя чисто рационалисти-
чески доказать кому-либо то, что недоказуемо. Мне глубоко чужда та бес-
смысленная полемика, которую ты ведешь со многими ребятами. Ибо на каж-
дый тезис есть свой антитезис, как и наоборот. Ибо чем глубже заходит
спор о чем-либо, тем дальше спорящие уходят от своего предмета, как две
противоположные антиномии, устремленные в разные направления от единой
точки. Ибо вопрос-то и проблема на самом деле не в том, что В. Цой - это пророк или не пророк, а в том, какова ценность человека, как чело-века-творца, и ценность его творчества, как лично для познающего и, в общем, для людей сквозь личное самосознание. Но вот я увидел в твоих статьях, как "Не совори себе Цоя", "Кто знает и понимает Цоя" и "Сизи-фов труд Ж.Бастенера", а ещё в твоей полемике с многими ребятами, уви-дел то, что меня больше всего возмущает и что я не приемлю, а, именно,
какой-то подлый цинизм и лживая изнанка по отношению к другому челове-ку. Тем более такой цинизм того, кто как бы любит человека. Знаешь, это
тоже самое, как если поцеловать любимого в щеку и одновременно же ска-
зать ему на ухо, что как он низок, бездарен и ничтожен, выражая всю ненависть. Вот этого я не приемлю никак. Знаешь, это даже похуже, чем
искренний цинизм Д.Писарева, основанный на идеологии, по отношению к
Пушкину, как к личности и его творчеству. Но я хочу и стараюсь понять
тебя, как человека, и понять мотивацию твоего духовного поступка, как
"почему и для чего" ты делаешь то, что делаешь? А, именно, так страст-
но умаляешь творчество Поэта до себя, т.е. до своего сознания. Твоя статья "Не сотвори себе Цоя" размещена на сайте православного цент-
ра, профилирующего по вопросам сектоведения. Мотивация ясна - против
того идолопоклонства, которое, безусловно, присутствует в умах и в сердцах многих молодых и среднего возраста людей. Но каковы ваши мето-
ды воздействия на молодежь, ребята? Одумайтесь, ибо не ведаете, что
творите. Ибо большей части молодежи, которая еще блуждает в потем-
ках, вы перекрываете дорогу к Храму. Разве догматическими доводами
убедишь современную молодежь в том, что они идут кривым путем? Тем более сами же вы возбуждаете в душе молодых ненависть к вам, умаляя и профанируя творчество Поэта. Разве православные не знакомы со сло-
вом нашего Патриарха Кирилла, который в книге "Патриарх и молодежь"
(2009) конкретно поставил вопрос "Чего не хватает в церкви?" и пос-тавил конкретные творческие задачи для верующих и для служителей.
Или вы не согласны со словом Патриарха? Патриарх говорит о кризисе
современности, как кризисе человеческой личности, нравственного
чувства и потери ценностей, так почему же вы, некоторые православ-
ные, умаляете ценность творчества того, кого можно назвать Лич-
ностью с большой буквы? Не наступайте на свои же грабли, которые
вы так небрежно брасаете себе же под ноги, ибо и лоб можно расшибить от неверного шага. Но вы почему-то не учитесь на своих же ошибках, постоянно расшибая себе лбы. Досадно мне и грустно, глядя на
вас. Я знаю и вижу проблему современного Православия не по слу-
ху, а из глубины, ибо вижу серьезную проблему, как отсутствия
творческой мысли, творческого осмысления всего того Пути, что
христианство истытало за две тысячи лет. Сегодня людям не хвата-
ет живого и ясного слова, того слова, которого нет в умах совре-
менных православных, ибо догмы не дают развернуться творческой
мысли, нет живого и плодотворного Диалога с творческой интелли-
генцией и с народом. Помимо законов Декалога, народ жаждет живого любящего слова, как откровения сердца, а не дважды два четыре.
Свящ. Ан.Варнавский в книге "Ис-во и православие" сказал, что
"проповедь - это тот вид искусства, который может постоянно ме-
нятся... Душе, как и духу, тоже нужно развитие". Но вот я не ви-
жу духовного развития и изменения, а вижу "застой", ибо само
слово "творчество" чуждо православным, как это ни печально.
Андрей Дамер в статье "Солнцеворот Кинчева" скзал, что "где
есть осмысление, там неизбежно будет и возрождение". Но, ребята, я вижу лишь болото, в котором высохли родники, а те, которые еще
действуют, то вы стараетесь их умалить и высушить? Если вы принимаете К.Кинчева, как своего, то почему не прислушиваетесь к тому, чьи
песни Константин Кинчев еще до сих пор исполняет? Если ваше
сердце еще живое, а не каменное вовсе, то почему вы не вслушаетесь и не чувствуете Вечного в Поэте, Сердца страдающего и к вам взывающего? Как: "Из глубины взываю к Тебе, Господи" (Пс.129) и
"Я жду ответа. Больше надежд нету"
"Солнце мое, взгляни на меня".
Ибо имеющий сердце потаенное и живое, да увидит и уразумеет!
Удачи вам, ребята!

Виктор Бармин   28.01.2012 00:57     Заявить о нарушении