Роль алексея рыбина в кино

Алексея Рыбина (экс-гитариста "Кино") представлять не нужно. Всем, кому небезразличен русский рок, знакома его повесть «КИНО с самого начала» - увлекательная и правдивая история жизни ленинградских неформалов начала 80-х гг. Сегодня Рыбин занимается журналистикой и музыкой, издательской, продюсерской и литературной деятельностью.
Он постоянный автор издательства «Вагриус», автор двух киносценариев и нескольких криминальных романов.

В тоже время творческая деятельность Алексея Рыбина, связанная с именем Цоя, до сих пор очень неоднозначно воспринимается среди поклонников известного рок-музыканта.

В этом очерке затронуты основные моменты, которые отчасти раскрывают причины такого отношения.

С самого начала.

Некоторые не признают за А. Рыбиным права отождествлять себя с группой Виктора Цоя. Но история "Кино" не была историей одного периода. Цой говорил о самом начале своей музыкальной карьеры: "Кино" создавалось как полуакустическая группа"(1983). Не признавать право Рыбина на страничку из его жизни, значит вычеркивать почти три года и из жизни Цоя.

На фотосессиях к "45" хорошо видно, как Рыбин и Цой косят под Марка Болана. Достаточно сравнить эти фотографии с обложками альбомов "Tyrannosaurus Rex": http://mp3spy.ru/ru/album.html?a=A7Lm74R47. В музыкальном плане раннее «Кино» во многом напоминает группу Марка Болана. Об этом же говорит Рашид Нугманов:

"Период Цой+Рыба у меня всегда невольно ассоциировался с "Tyrannosaurus Rex" периода Болан+Тук. Не музыкально, но концептуально:
1. В обоих случаях акустика
2. Ограниченная "подпольная" аудитория (пост-хиппи у Болана, пост-панк у Цоя)
3. В обоих случаях один поэт-композитор (неравноправный дуэт)
4. В обоих случаях разрыв и уход лидера в электричество, с созданием классической рок-группы.
... Можно еще для курьеза добавить, что названия групп упростились, в обоих случаях до четырех букв. Да и песни у обоих редко выходили за 3-4-минутный формат" (1).

Виктор Цой не любил, когда Рыбин пел его песни на своих сольных концертах. К этому периоду (до "45") он относился скептически: "играли с приятелем на гитарках". С 1983 по 1990 год Цой, отвечая на вопрос о том, как все начиналось, не упоминал Рыбина по фамилии и только дважды прокомментировал свое расставание с ним. Один раз, тщательно подбирая слова...

Известен также случай, когда в 1987 году в квартире Аркадия Высоцкого на вопрос о Рыбине Цой молча исколол его фотографию, а затем бросил ее на диван. Реакция прямо скажем не равнодушная. Это не просто отношения между двумя рассорившимися приятелями, а что-то иное.

Возможно, всему виной "обостренное чувство лидерства у Рыбина" (Цой). Полуакустическая группа деньги от выступлений на квартирниках делила пополам. Но в 1982 году в группе появляется Марьяна (палец в рот не клади) и Борис Борисович (прозорливый продюсер). Именно эти два человека и расставили точки над i.

Альбом "45", как известно, был записан группой "Аквариум". Функции администратора стала выполнять Марьяна. Рыбин оставался не удел. Цой стал думать об электрическом составе группы, в которую Рыбин тоже не вписывался. В конец отношения испортились после интервью Рыбина журналу "Рокси". Нетрезвый "Рыба" нелицеприятно отозвался о Марьяне (типа "эта барышня"). И главное - заявил, что все равно будет играть в "Кино", но уже вместе с А.Вишней.

К тому времени записи квартирников и "45" уже были хорошо известны почти по всему Союзу. Вряд ли Цой мог такое простить. Все-таки это "дерево" посадил он...

Рыбин просто не сознавал, что для относительно не пробивного Цоя он был нужен больше как администратор, чем как музыкант или приятель. Поэтому был велик облом Рыбина, когда он понял, что остался не при чем. Кто знает, может это и имел в виду Майк, когда говорил: "Цой вообще очень умело использовал людей. Он всегда знал, как заводить нужные знакомства, и был весьма холоден и расчетлив в отношениях". В этом случае становится понятным поведение Рыбина. Он не обладал прозорливостью БГ, не обладал чуткостью Майка, он не любил Цоя так, как его любила Марьяна (и хорошо). Отсутствие всего этого не позволило Рыбину увидеть то, что видели другие, и просто отойти в сторону и простить Цою его гениальность.

До самого конца.

В 1999 году вышла книга Рыбина "КИНО с самого начала и до самого конца" (2). Из-за второй части многие приняли ее в штыки, некоторые даже заговорили о том, что Рыбин в книге принижает Цоя и хочет самоутвердиться на его имени.

Книга написана в жанре интервью-воспоминаний. Рыбин с кем-то встречается, выпивает, говорит о Цое, о времени своей юности и т.п. Звучат голоса Вишни, Пиночета, Каспаряна, Липницкого. Даже к Айзеншпису Рыбин успел съездить и составить о нем хорошее впечатление. Сама по себе встреча этих двух людей (первый администратор группы и последний менеджер ее) знаменательна...

Но Липницкий, Рыба, Пиночет и Вишня - это люди, которые с Цоем общались постольку-поскольку. Кто-то из них говорит про звездную болезнь Цоя. Кому-то важно сознавать, что и он приложил руку к созданию "Кино". Вишня и Пиночет вспоминают мелкие обиды на Цоя. Это все любопытно, но по большому счету ни о чем не говорит: выполнил Цой какую-то просьбу Вишни или не выполнил...

Они были рядом со звездой и испытывают чувство приобщения к таланту. Им можно позавидовать: они были современниками самого Цоя. С другой стороны, Цой в последние годы многих людей стал сторониться. Круг друзей очень сузился. Естественно, кто-то это воспринял, как проявление звездной болезни. Однако те, с кем он оставался в дружбе, а также простые поклонники, наоборот не видели никакой звездности и надменности.

Не во всём в книге Рыбина можно согласиться, кое-что вызывает отторжение. В книге есть нелестные, слегка ироничные отзывы о поклонниках Цоя, но вряд ли на эти замечания обидится нормальный человек. Цель книги, по собственному признанию Рыбина, «вернуть Витиной звезде ее блеск, теплый, живой и яркий, незапятнанный листами старых газет, мусором лишних слов, слухами, сплетнями, цифрами, предположениями и домыслами, поисками смысла, теологическими изысканиями, посыпаниями голов пеплом, дешевыми брошюрками, календариками, значками, плакатиками, повязочками, нашивочками... Это все здорово, но пусть на первом плане будут песни и сияющая, чистая Витина звезда.
Мне кажется, что у меня это получилось. Я рад. И спасибо всем, кто помог мне выполнить эту задачу своими словами, участием или просто тем, что он есть".

Другое дело, что для выполнения этой задачи Алексею явно не хватило материала. Своей книгой он не достал «до самого конца». Как раз "песен и сияющей, чистой звезды" в книге читатель не найдет. Не помогли даже воспоминания знакомых и друзей. Кто знает, может быть, Рыбин и на этот раз не смог отойти в сторону, а просто взялся не за свое дело?

Одно дело исполнять ранний репертуар "Кино", на который Рыбин, безусловно, имеет моральное право. После смерти Цоя его песни принадлежат всем. Но совсем другое - понять до самого конца жизнь и смерть Последнего Героя.

Примечания

1. http://www.yahha.com/viewtopic.php?topic=70&forum=5&asc=1.
2. http://goldenunder.sakhaworld.org/books-r/ryba2/ryba2.htm.


Рецензии