Фотограф Толя Азанов...

В 1993 году с Анатолием Азановым меня познакомила моя знакомая. Мы тогда вместе слушали группу "Кино" и собирали фотографии, плакаты и записи.

Толя Азанов продавал свои фотографии в местах скопления неформалов и всегда пользовался у них особой популярностью. О нем ходили самые разные легенды, которые, впрочем, он сам любил разносить по всей Москве и всему Питеру. Чего только стоил один его рассказ о том, как он с Александром Градским... Далее Толя увлеченно рассказывал о своем очередном любовном похождении... Что и говорить, некоторые девушки любят фотографироваться у известных фотографов.

А Толик (так его все называли тогда) был самой настоящей звездой среди поклонников рок-музыки. Он был доступен в общении, рассказывал много интересного из жизни их кумиров, фотографии продавал по вполне доступным ценам и в огромном количестве.

Так получилось, что в далекие 90-е годы мы были единственными оптовыми покупателями его "киношных" и цоевских фотографий. Азановская фотоколлекция казалась нам фантастикой. Его фотографии брали не столько качеством, сколько количеством и разнообразием. Они узнаются сразу по мутности изображения и некоторой поцарапонности пленки.

Широко известна серия азановских фотографий Виктора Цоя, Александра Башлачева, Майка Науменко и Александра Липницкого. Уникальные кадры, где мы видим сразу трех ушедших один за другим рок-героев.

О многих концертах "Кино" мы знаем исключительно благодаря его фотографиям. Например, замечательный концерт 25-летия группы «Биттлз», запись которого, к сожалению не сохранилась.

Азанов отснял практически все выступления группы "Кино" на 2 ЛРК фестивале: прослушивание перед фестивалем, выступление Цоя с "Безъядерной зоной" на открытии, сам фестиваль и выступление в Петергофе. Благодаря этим фотографиям мы можем составить представление о имиджевом дебюте только что созданной Цоем группы. Начиная с середины 1988 года, именно этот имидж станет знаковым для группы "Кино" и Виктора Цоя.

Толя часто рассказывал, что хочет издать плакат со своими фотографиями Цоя. Долго не мог найти выгодное предложение, но в конце концов нашел. Примерно в 1993 году вышел его долгожданный плакат.
 
Но самой заветной мечтой фотографа Анатолия Азанова была идея издать фотографии Цоя отдельным альбомом, собственно какой фотограф не живет подобными мечтами, но денег на это постоянно не хватало. Он постоянно жаловался, что кто-то его кидает и не платит за публикации его фотографий. В тоже время он был таким человеком, что нисколько не удивлял тот факт, что его «опять кинули».

Насколько мне известно, альбом так и не был издан. И вряд ли это возможно в будущем. По некоторым данным после смерти Азанова в 2005 году, его мама отдала архив сына в ИТАР-ТАСС. Понятно, что у этой организации нет никакой заинтересованности в его издании, да и качество фотографий оставляет желать лучшего.

Но что осталось? Остались его фотографии, перепечатываемые из одной книги в другую, остались уникальные кадры его кинохроники, запечатлевшие Виктора Цоя, Петра Мамонова, Сергея Курехина, Константина Кинчева, Александра Башлачева в 1984-86 гг.

Наконец, остались его стихи, посвященные Виктору Цою. Пусть наивные, с хромающей рифмой, не блещущие умом, но стихи человека, всю свою жизнь посвятившего фотографии.

Опять я вспомнил Цоя, он писал стихи.
Тоже по ночам к нему заходили они.
Ночью он сидел, курил, не спалось ему.
Потому что схватки, с ними не шути.

Схватывали душу, сковывали сон,
Взламывали дверцу, вызывали стон,
Стон наружу рвался, с ним ты не шути,
И гитара рядом, грифом помоги.

***

Цою посвящается этот стих.
Цой - он был задумчивый и на слово лих.
Песни сочинял он и стихи,
Ну а исполнял он их от тоски.

От тоски по празднику в душе и навсегда.
Ну а по ночам к нему спускались ангела.
С белыми крылами два летали над огнем.
Ну а он прикуривал, думал о своем.

Выходил на сцену он как боец.
В черной рубашоночке наш отец.
Он живет на звездах и не на одной.
Перелет устраивает ангел озорной.

Он контакт тогда еще, с ними находил.
Вызвали туда его, видно нужен был.
Ну а мы все верим, Цой не умирал,
А поднялся к звездам, ну и там застрял.


Рецензии