День рожденья. Часть 6

 

Наконец морозы схлынули. Но весна не приходила долго-долго. Она всё никак не приходила, эта весна; где-то задерживалась, опаздывала, от этого образовывалась какая-то тоска ожидания. Дни были серые, хмурые и холодные, и казалось, что вот завтра наконец грянет праздник весны. Но на завтра было опять то же. «Вот так бывает,- размышляла я,- иногда вынужденное общение совершенно разных людей заставляет их всматриваться друг в друга (вынужденно) и находить общий язык, опять же вынужденно, а потом вдруг обнаруживать, что не так страшен чёрт, как его малюют. И на некоторые в самом себе привычные вещи взглянешь иначе… Да и не чёрт это вовсе, это только поначалу так показалось…и как хорошо, что так случилось, что не разминулся с этим человеком.
Приближался день рожденья Тома. Он не раз с тоской говорил, что вот скоро ему стукнет 38 лет, что это уже старость, и не остаётся ничего другого, как застрелиться или спрыгнуть с 9-го этажа, причём, сделать это нужно одновременно. Конечно же, я понимала, что это шутка такая у американца. Именно, что американца, а для Тома слова «американец» и «оптимист» были синонимами. Но по старому правилу, если шутка повторяется дважды, она перестаёт быть шуткой…, а если ещё чаще? Наверное, это всерьёз беспокоит человека. Он так хорошо всё выстроил в своей жизни, так надёжно и правильно, но враг подкрался незаметно и прополз в узкую щель и застал врасплох, и вот уже поражение неизбежно…Мне хотелось спасти несчастного Тома от надвигающейся опасности. И на правах человека, с которым он поделился своими горестными мыслями (а с кем попало ими не делятся), я позволила порассуждать на эту тему.
«Ах, ну что вы, Том, так переживаете из-за своего возраста?! Было бы из-за чего! – говорила я ему, - Вы немало повидали в своей жизни, много чего пережили, знаете цену многим вещам, но в то же время у вас ещё полно сил и энергии и огромный кусок времени впереди, живите и радуйтесь!» «О, нет,- отвечал на это грустный американец, - 38 лет – это уже старость! А дальше будет ещё хуже…» «Ну а сколько бы вы хотели лет, чтобы быть счастливым?»- поинтересовалась я. «22!» - не задумываясь выпалил Том. «Что, всегда 22 года? – переспросила я, - всегда, всегда?» «Да!!!» - был ответ. «Но почему не 21 или 23?» «Нет, именно 22!» - настаивал Том. «Ну, ладно, 22, так 22, - подумала я, - может быть в том возрасте он был как-то особенно счастлив, и ему хотелось бы вернуться в то время, ну да, собственно, теперь это не важно, - представьте, Том, продолжила я вслух, - что вот прошёл год, и вам 22, вы счастливы (Том довольно кивнул), прошёл ещё год, и вы так же счастливы, и вам по прежнему 22, и ещё и ещё… (Том, довольный, кивал головой, мол да, как бы было хорошо). И вот проходит год за годом, вокруг вас течёт жизнь, ваши друзья и знакомые взрослеют, мужают, делают карьеру, у них появляются семьи, дети, дети растут, взрослеют, потом внуки…один президент сменил другого, войны, конфликты, передел сфер влияния… всё в мире изменилось уже 250 тысяч раз… только у вас ничего не меняется, вам каждый год, на каждый день рожденья исполняется 22 года и не годом больше! И каждый год одно и то же…Как вам такая «счастливая» перспектива?» Том как-то озадаченно посмотрел на меня. «Вы лучше представьте себя в возрасте 60-ти лет. Представили? … У вас уже взрослые самостоятельные дети, которые не очень хотят слушать ваши советы, определённый сложившийся распорядок жизни, более-менее успешная карьера (что-то удалось, а что-то нет) какие-то сожаления по поводу чего-то, сделанного не так…, отдышка, побаливает спина, лысина («Ха-ха-ха!»-прореагировал Том), внимание на вас обращают одни старушки, а не молодые девушки, как вам бы хотелось… (опять «Ха-ха-ха!») «О, нет! Это ужасно!!!- воскликнул Том, лучше застрелиться! И спрыгнуть с девятого этажа!» «Ну, так вот, взгляните с высоты 60-ти лет на себя теперешнего и представьте свои мысли: и чего мне не жилось? Я был молод, силён и здоров, опять же нравился всем, при случае мог набить морду кому надо без проблем! Эх, вернуться бы в то время!...» А вам не надо возвращаться, вы и так уже здесь! И вам сейчас 38 лет! Какое это счастье!»
Том вдруг перестал смеяться, как-то заёрзал на своём стуле и стал внимательно рассматривать вид из окна: мост через великую сибирскую реку… Но как-то после этого разговора он оставил тему надвигающейся старости.
День рожденья прошёл благополучно. Я подарила своему ученику забавную открытку с уверениями в том, что он, конечно же, самый лучший. Том сиял от радости как апрельское солнце, которое наконец-таки выглянуло. Весна пришла. Вместе с ней пришёл и заключительный экзамен.
  Вот он – последний день наших занятий. Раньше бы я сказала «наконец-то», но сейчас язык бы не повернулся. Я выставила своему американскому студенту честно заработанный балл «В», и мы стали прощаться. Том несколько раз крепко пожал мою руку (совсем не так, как в начале учебного года), пообещал обязательно прочесть по приезде домой «Войну и мир», затем были сказаны какие-то добрые пожелания друг другу. И всё. Я быстро развернулась и рванула на кафедру: у меня стоял ком в горле и наворачивались слёзы. Я скорее собрала свои учебники и поехала домой. Ну что тут скажешь? Вот ещё один мой ученик, с которым я никогда не увижусь. Он будет продолжать своё образование, дальше набираясь ума разума в своих американских университетах. «И какая, собственно,- думала я, - разница…Родись я в каком-нибудь Детройте или Кливленде, в обыкновенной американской семье, ходи по тем улицам, дыши тем воздухом, наверное, тоже не знала бы, с чем едят Александра Македонского, ну а Сократа считала чем-то наподобие домкрата…, а может и того хуже… Какая, в сущности, разница…»

  К О Н Е Ц


Рецензии
Так искренно, так умно написали, Елена!
Здорово Вы ему ответили про возраст, по-философски. Даже я задумалась, чуть моложе Тома.
Конец грустный вышел, не расстраивайтесь. Я думаю, что он не совсем забудет Вас. Ведь, судя по рассказам, Вы вложили душу в Ваши уроки. Такое не забывается!

Благодарных Вам учеников и успехов в жизни!
С теплом, Лена.

Корсакова Елена   17.12.2007 11:07     Заявить о нарушении
Ах, ну что Вы! Это не обо мне. "Учительница" - это очень условный персонаж, и в его контуры может поместиться большое количество людей, ровно так же, как и "Том". Ко мне лично это имеет очень косвенное отношение. Как говорил Флобер:"Госпожа Бовари - это я!"
Спасибо за добрые пожелания! Мне это очень нужно.

Елена Краскова   17.12.2007 20:27   Заявить о нарушении
Честно говоря, удивилась, так реалистично написали! Даже грусть передана вполне естественно...
Поздравляю, Вам удалось реализовать свой замысел успешно!
С теплом,

Корсакова Елена   19.12.2007 09:46   Заявить о нарушении