Быть или не быть?

Есть направления в философии, которые говорят о смысле жизни, есть, которые доказывают, что смысла жизни нет. Наверное, и те и другие по-своему правы.
Когда ребенок маленький, ему часто повторяют: "Что бы ты не делал, подумай зачем, для чего", тем самым прививая ему смысл любого действия. Так он не станет ничего делать, если нет смысла, он и в любви, и в радости тоже ищет смысл. Если его нет, он не любит.
Другая философия, отрицая смысл жизни, выводит человека на вопрос: "А зачем я живу?" Обжигаясь по жизни любовью, доверием, сталкиваясь с несправедливостью, человек опять приходит к мысли: "А зачем всё это нужно?" И если тем более нет смысла в жизни, то лучше покончить с этой жизнью самоубийством. Некоторые это делают сразу, а некоторые стараются отгородиться от всех неприятностей, запечатывая себя в стенах, сейчас даже за железными дверьми и решётками, тем самым, отгораживаясь от жизни, они надолго засыпают, часто совсем, то есть кончают медленным самоубийством.
По-моему, это похоже на теистов и атеистов. Одни говорят: Бог есть, другие - нет. Просто быть, как солнце, природа, наверное, это и есть смысл. Смысл - это наркотик для ума. Раньше нам давали идею царства Божьего, её свергли, дали идею коммунизма, её постигла та же участь. Сейчас нет никакой идеи, а толпа, привыкшая к смыслу, топчется на месте, не зная, куда и за кем идти, тем самым, топча друг друга.
Сейчас пытаются реставрировать и ту, и другую идею, но зачем? Почему нельзя просто быть и радоваться тому, что есть?
Возникает вопрос, но нам не дают это делать.
Так давайте повернёмся к детям и будем им создавать это пространство, где бы они учились, как быть, а не как стать, не воспитывать в них амбициозность политика, а показывать искренность бытия. Возьмите знаменитых учителей: Авиценну, Пифагора, Гурджиева, Ломаносова и многих других. Они не смотрели в одну точку, они смотрели на жизнь глазами музыки, математики, астрономии, мистики, медицины, то есть они не были узконаправленными, они не становились банкротами в конце жизни. Они, уходя отсюда, знают, что их жизнь на этом не кончается, а мы - нет, хотя и одевают нас в красивые одежды, кладя в гроб. Наверное, тоже придают этому какой-то смысл.

"ДХ", 1998г


Рецензии