Геннадий и Тамара Грибковы

Глава 65



Встреча в Лужниках.
Офицер с плаката

Застолья у Грибковых.
Астры в горшке.
Кресла навсегда.
Грибковы- наша опора и удача.

Скромная , незначительная на первый взгляд встреча. Нити протянулись , окрепли и родилась дружба. Родилась связь на всю жизнь. Так мы подружились с Грибковыми.
 Тамару с Анютой впервые я увидела на новогодней елке в Лужниках. Тамара с Анютой оказались рядом- билеты –то брали в академии. Я пришла туда с Сашей. Была на восьмом месяце. Чуть –чуть мы с ней поговорили из вежливости. Мне было не до знакомства. Я даже и забыла про эту встречу.
 Грибковы в Москву приехали из Польши. Позднее других Геннадий приступил к учебе. Поэтому я приняла его за чужого, когда у нас за семейным столом среди знакомых слушателей- Старчеуса, Авдеева, Кузнецова и других – однажды появилось новое лицо-доброжелательный , пышущий здоровьем с ясным лицом офицер. « Как с плаката»,- подумала я тогда. И в то же время я не знала, что его жена – та самая Тамара с девочкой.
 Притяжение началось незаметно для нас всех. Когда они пришли к нам все вместе впервые? Вспомнить бы…
Тамара была небольшого роста, спышными волосами , открытым простым лицом. Быстрые движения , порыв и инициатива- основа ее характера. Живая и добрая, внимательная и самоотверженная - такая Тамара Грибкова. Она сразу к нам прониклась. И ко мне , и к Валентину. Что она во мне нашла? Я была вялая , усталая, грустная. Она меня расшевеливала, и я как-то отвечала на ее веселье , заботу. Она все время к нам была очень добра и не изменяла себе никогда, в течение всей жизни.
 Но зато к Гене , своему мужу , она была неизменно сурова. Часто его отчитывала , упрекала, не уставала шлифовать, как она считала, его несовершенный характер. Он отвечал ей в мягкой шутливой форме. Это было все у нас на глазах . Он , бывало, обнимет ее , поцелует, а она в ответ барабанит в его грудь кулаками. Я и Валентин – совсем другая история. Однажды Грибков сказал мне :» Счастливый Валька…» И больше ничего.
 Организовать стол для слушателей с женами- цветы, хрустальные бокалы, цветы, всеобщий подъем- и во главе и центре всего этого – Тамара , веселая и вдохновенная.
 И здесь Геннадию доставалось- не успел, не то сказал, расхвастался : « это в его духе» . Грибков в ответ смеялся и был так же гостеприимен. Его добродушные ироничные ответы Тамаре были как нельзя кстати за праздничным столом. Есть отличное фото. Мы молодые, с ясными лицами сидим за праздничным столом, руки с бокалами тянутся друг к другу. Старшие лейтенанты и их жены.
 В такие вечера наши дети всегда были с нами. Тамара их устраивала у соседей. Если мы не ночевали у них , на постели , устроенной Тамарой на полу в укромном уголке, то Гена провожал нас по ночной пустынной Москве. Мы шли по улице Чкалова до Ленинградского проспекта. Там Геннадий сажал нас в такси и мы отъезжали. Я всегда оглядывалась назад и смотрела на его темнеющий на освещенном асфальте силует. Он стоял и не уходил до конца, пока машина не скрывалась из виду. Почему он не уходит, думала я . Курит? Но он не курящий.
 Анюта Грибкова, семилетняя девочка с белым личиком , светлыми волосами.
 В характере Грибкова было много добродушия, иронии. Даже самые серьезные слова он скрашивал улыбкой, особым прищуром глаз. Но , как говорил Валентин, не было на курсе прямее , честнее и принципиальнее Грибкова. Тамара и Геннадий были родом из городка Тары Омской области. Там они познакомились и поженились . Тамара была на четыре года старше своего мужа. Геннадий , помню, пошутил:» Соблазнила, соблазнила неопытного салагу. Не отпирайся…»
 Грибков много внимания уделял Тамаре. В нашей семье все внимание Валентин уделял детям, возился с ними , беспокоился за них на словах и на деле. Он был примером для других. Я сейчас рассматриваю фотографии тех лет . Как он смотрит на маленькую Иру- с любовью, улыбкой . Этот взгляд для меня сейчас - отрада. Как все было… Я была вроде обделена его вниманием. Бывало, обнимешь его сзади за плечи, он ласково прижмется и скажет: « Для этого есть ночь…»
 Мы сидели у Грибковых за праздничным столом 8 марта. Мы еле дождались мужей с занятий. Кто-то из нас посетовал, что мужчины не успели купить цветов.
- Как не успели,- ответила Тамара.- Геннадий Мефодьевич о цветах не забывает.
- Где же цветы? Ни на окне , ни на столе их не было..
- Геннадий смущенно усмехался.
- - А вот… Тамара подняла голову , и мы дружно посмотрели на шифоньер- там стоял горшок с цветущими астрами. Все захлопали в ладоши.
Тонус был поднят и зазвучали тосты за жен, за боевых подруг, здоровье детей и всех нас, за все хорошее.
Пили хорошие , фирменные вина. Хлопали пробки и искрилось шампанское. На тесном пятачке мы начинали танцевать. Валентин приглашал Тамару, Гена – меня. У него была привычка тесно прижать партнершу к груди. Однажды он спросил, где я познакомилась с Валентином.
 Я ответила, что в Иркутске, ведь я там училась, как и Валентин. Он сказал:
- Выходит, и мы с тобой там могли встретиться…
 Сейчас я многое вспоминаю и думаю- мало я ценила их преданность и заботу.
- Однажды Тамара высмотрела на станции Салтыковка удобные раскладные кресла. Купила себе и потом повезла нас покупать такие же. Наши дети подросли и им требовались удобные спальные места. Помню хлопоты и радость Тамары.
 Грибковы были для нас опорой на все пять лет Потом мы переписывались и встретились вновь через пятнадцать лет.
       ***
В центре Галина -Комсомольчанка И ее муж Валентин
Фото Геннадия Грибкова


Рецензии