Воспоминания. часть 22. Поступление в институт
«Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь»
(А.С. Пушкин)
«Чтобы сделать в мире что-нибудь достойное, нельзя стоять на берегу, дрожа и думая о холодной воде и опасностях, подстерегающих пловцов. Надо прыгать в воду и выплывать, как получится».
(Сидней Смит)
«Правильный путь такой: усвой то, что сделали твои предшественники и иди дальше».
(Л.Н. Толстой)
«Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить»
(Томас Алва Эдисон)
«Нужно жить влюблённым во что-нибудь тебе недоступное: человек становится выше оттого, что тянется вверх».
(М. Горький)
ПОСТУПЛЕНИЕ В ИНСТИТУТ
1970 год. Всё прогрессивное человечество отмечало 100 лет со дня рождения В.И. Ленина. Жить, учиться и работать по-ленински. Коммунистическая партия Советского Союза стремилась, чтобы этот лозунг стал нормой жизни для каждого человека. Но желаний мало. Необходимо было каждому коммунисту, особенно руководителям, на личном примере показывать и убеждать, как мы должны жить, учиться и работать. Были ли такие коммунисты? Да, были. Пусть не так много, но они были. За счёт таких коммунистов и поддерживался авторитет партии, вера в коммунистические идеалы, патриотизм.
Для меня 1970 год был определяющим на всю жизнь. Я должен был выбрать профессию. Это не так то просто сделать, чтобы выбранная профессия оказалась одной, и не пришлось её менять.
Профессия. Выбранная профессия должна раскрыть способности человека. Она должна приносить пользу и человеку и обществу. Она не должна угнетать человека, а должна раскрывать его способности и приносить человеку удовлетворение. Человек не должен быть рабом профессии, а её творцом. В тоже время общество также должно получать пользу от трудовой деятельности человека по выбранной профессии. Учитывая то, что если каждый человек правильно выберет профессию с учётом своих способностей, желаний и необходимостью обществу, то общество в целом получит выигрыш в своём развитии. А это значит, общество обязано быть заинтересовано в профориентации и профотборе молодёжи. И оно обязано помочь молодёжи в выборе профессии. К сожалению такой системы в стране не было. Поэтому молодёжь сама должна принимать решение в выборе профессии. В этот период они попадают в нахлынувший поток советов со стороны родителей, родственников, учителей, друзей, знакомых, рекламных приглашений и т.д. Но всё же главным советником должен стать внутренний голос, к которому необходимо прислушаться. Внутренний голос как бы просевает твои способности, увлечения, желания, возможности через призму необходимости обществу и дает тебе совет в выборе профессии.
Да, я выбрал институт, в который я буду поступать, но я не определился ещё со своей профессией. Для этого у меня впереди было около полутора месяца. За это время я обязан был определиться окончательно со своей будущей профессией.
А пока я адаптировался к гражданской жизни. Встречи с друзьями и знакомыми быстро ввергли в кругооборот гражданской жизни. Но встречи встречами, а нужно было решать вопросы и личные. Во-первых, необходимо было стать в райвоенкомате на воинский учёт. Во-вторых, получить паспорт. В-третьих, ехать в Рязанский радиотехнический институт.
Я собрал велосипед и на третий день поехал в райвоенкомат для постановки на учёт. Зашёл в фотоателье и последний раз сфотографировался на память в военной форме. После того, как стал на воинский учёт, заехал к Солововой Нине. Она работала в Сараях в школе учителем и жила на квартире. У неё была и Макарова Нина. Она с родителями переехала жить в район, куда по партийной линии был переведён её отец. Встрече обрадовались. Вспоминали школьные годы, учителей, одноклассников.
С получением паспорта столкнулся с трудностями. Под всяким предлогом мне старались паспорт не выдавать. Пошли уговоры остаться работать в милиции, в колхозе – одним словом оставить в районе. Мои объяснения, что я еду учиться встречали спокойно и говорили, что когда поступлю, вот тогда и выдадим. В конечном итоге паспорт я всё же получил.
В Рязань я решил ехать в июле, а за оставшие дни – помочь родителям по дому и повторить школьную программу.
Родители отдали в колхозную библиотеку все мои книги по радиолюбительству и художественные. Я очень сожалел, но что поделаешь, факт уже совершившиеся. Хорошо, что остались учебники и я мог по ним повторять школьную программу.
Несколько раз ездил вечерами в Ягодинский клуб, Мордовский клуб и Муравлянский клуб. Но знакомых почти ни кого не было, да и большого желания ездить не было.
В первых числах июля встретился с Пашей Лескиным. Я в это время косил траву на огороде. Встрече обрадовались. Ещё немного покосив, пошли ко мне домой, и отметили нашу встречу. Не виделись мы с ним почти три года. Отношения с ним поддерживал перепиской. Но в письмах многое не опишешь. По этому нам было, что рассказать друг другу.
В середине июля я вместе с сестрой поехал в Рязань. Заехали к брату. Ещё раз посоветовались о дальнейших моих планах. В целом они были одобрены. Я был намерен поступить на подготовительный факультет в радиоинститут. С этими намерениями мы и поехали в институт. Но планы пришлось корректировать уже в институте.
Я хотел подать заявление и направление из войсковой части на подготовительный факультет. Но женщины в приёмной мне посоветовали поступать в институт. А уж если я не поступлю, то тогда подавать заявление на подготовительный факультет. Это резко меняло мои планы. Я решил послушаться их совета и подать заявление в институт. Но встал вопрос: на какую специальность?
В жизни часто бывает так, что судьбу определяет случай. В детстве я увлекался рисованием, но в седьмом классе на одной из встреч с Пашей Лескиным в нашем клубе, когда он мне рассказал, что можно сделать приёмник, который будет ловить несколько радиостанций, было дело случая, который стал поворотным в дальнейших моих увлечениях на многие годы.
Вот такой случай в институте стал для меня решающим в выборе моей будущей специальности. Я решил подать заявление на поступление в институт на специальность экономика, организация и управление на предприятиях радиоэлектронной промышленности, т.е. учиться на инженера-экономиста.
Это была новая специальность, введённая в институте с 1969 года. Специальность была актуальной. Её необходимость диктовалась проводимой в стране экономической реформой. На эту специальность был самый большой конкурс в институте.
Почему я решил поступать на эту специальность, а не на техническую? Что побудило меня после долгих месяцев раздумий о выборе профессии сделать неординарный для себя шаг? Наверно меня подтолкнул на этот шаг внутренний голос. Была ли у внутреннего голоса почва, чтобы в нужный момент выплеснуться наружу? Пожалуй, да. Я не имел представления о такой специальности. Но вопросы организации, управления, экономических стимулов меня волновали давно. Живя среди рядовых колхозников, работая вместе с ними, я видел недостатки в организации работы в колхозе, искал пути улучшения организации. Порой в дискуссиях со школьными товарищами приходилось искать пути решения проблем сельского хозяйства в масштабе всей страны. Проблемы развития народного хозяйства обсуждали и в армии. Поэтому сказать, что сделанный мною шаг был случайным нельзя. Он был осознанным и решил случай. Жалел ли я в последствие о выбранной профессии? Нет. Я благодарен случаю. Я считаю, что выбор мною профессии инженера-экономиста был сделан правильно.
И так, середина июля 1970 года для меня стала точкой отсчёта в достижении цели – получения профессии инженера-экономиста. Цель ясна. Теперь необходимо было мобилизовать силы для достижения этой цели. Первый этап, который предстояло пройти, - это сдача вступительных экзаменов. Задача была не из легких. Более двух лет я не брал в руки учебники. И вот за оставшие две недели предстояло повторить школьную программу по математике, физике и литературе с русским языком. Но был и плюс. Я уже был не тем, кем был три года назад, когда поступал первый раз и не поступил. Всё же два года службы в армии для меня не прошли зря. Я стал более серьёзным. Армия привила во мне способность преодолевать трудности, умение сосредотачивать силы на главном направлении. К тому же я шёл вне конкурса, так как поступал после службы в армии.
Поселили меня в общежитии факультета конструирования на пятом этаже в четырёхместной комнате. Со мной жили двое ребят из Грузии и один из Узбекистана. Все русские, приехали поступать после окончания школы. С первого дня мы познакомились. Особенно я подружил с парнем из Узбекистана. Он хорошо играл на гитаре и исполнял несколько десантных песен.
Первый день нам принёс неожиданность. Мы легли спать, но вскоре пришлось вставать, так как из всех щелей стали выползать клопы, которые не давали нам спать. Мы включили свет и стали думать: что будем делать в сложившейся ситуации. Решили ночами готовиться, днём спать. Так что клопы нам помогли выбрать удачный распорядок дня к подготовке к экзаменам, так как ночь помогает лучше сосредоточиться и более эффективно готовиться к экзаменам.
Я решил не распылять силы и усиленно готовиться к первому экзамену – письменной математике. На этом экзамене происходил основной процент отсева, а потому он был решающим. Основным учебником, по которому я готовился к письменной по математике, вернее – задачником, был задачник автора Антонова. Я знал, что задачи по письменной математике, в основном, брались из него. Я поставил для себя программу минимум – сдать экзамен по математике (письменно).
Вскоре мы познакомились с тремя девчонками из общежития автоматизированных систем управления, которое находилось напротив нашего общежития. Время было далеко за полночь. Выглянув в окно, мы обратили внимание, что в общежитии напротив светится одно окно – кто-то не спит. Я предложил ребятам привлечь их внимание к нам. Зная азбуку Морзе, я стал при помощи выключателя света передавать SOS. Вскоре они заметили наши позывные. У них кто-то также знал азбуку Морзе. Вскоре мы договорились о встрече на улице. Мы оделись и вышли на улицу. Уже стало рассветать. Мы встретились между двух общежитий. Познакомились. Они поступали после окончания школы. В последствии у них поступила одна, а две не поступили.
Приближался день сдачи первого экзамена. Нам повезло в том, что мы сдавали в третьем потоке. Мы могли знать: какие задачи были при сдаче на первом потоке, а потом на втором. Было время их прорешать.
И вот наступил день сдачи экзамена по математике (письменно). Я выбрал для себя систему решения задач и примеров от простых к более сложным. Быстро рассмотрев все задачи и примеры, я определил: какие могу решить сразу, над которыми надо ещё подумать и которые будут при решении представлять особые трудности. Выбранная система оправдала. Я решил все задачи и примеры, но, к сожалению, не хватило времени всё переписать на чистовик.
Не дожидаясь результатов экзамена, я приступил к повторению школьной программы по физике. Да, нам несколько не повезло – вторым экзаменом была физика, а не математика (устно). Математика (устно) была третьим экзаменом. Я был уверен, что экзамен мною сдан не ниже чем на удовлетворительно, а поэтому решил не терять времени и готовиться к следующему экзамену.
На другой день мы узнали результаты. Я получил за письменную по математике хорошо, парень из Узбекистана – отлично, из Грузии: один сдал на удовлетворительно, другой – на неудовлетворительно.
Программа минимум мною была выполнена. Окрылённый успехом я поставил перед собой задачу сдать все экзамены и поступить в институт.
Сдавать устный экзамен всё же легче. Всё же здесь личный контакт с преподавателем и от этого контакта многое зависит. Но мною была допущена ошибка. Я сдавал экзамены не в военной форме. Мне на это обратил внимание ещё раньше мой брат, и я заметил и на экзаменах, что те, кто демобилизовались из армии, сдавали экзамены в военной форме. При сдаче устных экзаменов преподаватели, видя, что сдает демобилизовавшийся из армии, мог сделать и небольшую уступку. Я сдавал в гражданском и, естественно, не имел того преимущества, который имели демобилизовавшие и сдававшие экзамены в военной форме. Но, поделать ни чего уже было нельзя.
Ко второму экзамену у меня появилось небольшое суеверие. Я решил сдавать второй экзамен в той же одежде, в которой сдавал и первый экзамен. Также решил взять для себя за правило: билет брать левой рукой третий слева и если это поможет сдать экзамен, то этому правилу придерживаться всегда.
Оставшие экзамены мною были успешно сданы. Из нас четверых, проживающих в нашей комнате, поступил в институт я один. Парень из Узбекистана, к сожалению, не сдал экзамен по физике, хотя по математике (письменно) он сдал на отлично. Это было большой неожиданностью для него и всех нас. Парень из Грузии не прошёл по конкурсу. Они приняли решение поступать на вечерний факультет.
С ребятами по комнате мы подружились. Поэтому решили искать жильё на всех четверых. Нам повезло. Такое жильё мы нашли недалеко от института на Школьной улице в частном доме. В доме жила семья бывшего железнодорожника. У них было две комнаты в пристройке к основному дому. Нам четверым выделили одну из этих комнат, а во второй жил ещё один парень, который работал в пожарной части и учился на вечернем факультете в радиоинституте. Удобств не было. Но это нас не огорчало. Главное было - где переспать. Я жил в деревне и меня это жильё устраивало. С ребятами мы решили, что по мере возможного будем готовить еду сами и тем самым экономить деньги. Я получил из институтского общежития кровать, матрац, подушку и одеяло. Толя помог мне всё принести на квартиру. Я был рад, что был решён и жилищный вопрос, хотя я поставил перед собой цель всё же попытаться вселиться в общежитие. Вот так нам предстояло продолжать жить всем вместе и дальше.
Ребята стали устраиваться на работу и готовиться к сдаче экзаменом на вечерний факультет. Я же, после того, как меня приняли в институт, и был решён жилищный вопрос, поехал к брату. О том, как я сдавал экзамены, я не сообщал ни родителям, ни брату, Такой порядок я принял для себя и при сдаче всех экзаменом во время учёбы.
Брат сделал замечание за то, что я молчал и не сообщал, как сдаю экзамены. А то, что я поступил в институт – встретил новость с радостью.
На другой день я уезжал домой к родителям.
Родители были рады за меня, что я поступил в институт. Они очень хотели, чтобы я поступил и окончил институт. Мама постоянно мне говорила, что надо учиться. «Мы выучили сестру, брата и будем по возможности помогать и тебе», - говорила она. Папа её поддерживал и говорил: «Пока есть здоровье, буду работать в колхозе, чтобы ежемесячно тебе помогать деньгами».
Мне было жаль родителей и обидно за себя, что я буду продолжать ещё пять лет сидеть на их «шее». Для себя принял решение, что надо как можно меньше отягощать их финансовыми проблемами. Для этого по мере возможности буду подрабатывать, а также стараться во всём экономить, во время каникул помогать родителям по дому.
Перед отъездом в институт мы, бывшие одноклассники, встретились у Солововой Нины и отметили встречу. За два года ребята и девчата повзрослели, больше появилось проблем, у каждого была своя дорога жизни. Когда-то мы были все почти одинаковые и шли по одной дороги жизни, а теперь наши дороги заметно стали расходиться, а от этого и мы становились разными.
Свидетельство о публикации №207112100428
И с родителями очень-очень повезло - настоящие русские люди!
С огромным уважением,
Людмила Матвеева 21.11.2007 21:32 Заявить о нарушении
Спасибо за Ваши тёплые отзывы. Они вдохновляют к продопжению воспоминаний. Я очень рад, что Вы продолжаете заглядывать на мою страничку и наша связующая ниточка не обрывается.
С уважением, Александр.
Осипов Александр 28.11.2007 18:04 Заявить о нарушении