Поклон болотному духу

         Никто точно не помнил когда это было но, пересказанная много раз, эта история дошла и до наших дней. Произошло это в одной далёкой деревеньке.  Дворов в ней было совсем мало, на пальцах пересчитать можно, да и те одной улицей приютились на краю леса.  В те времена леса ещё стояли нетронутые, можно сказать дикие. Высокие деревья, смыкаясь верхушками, не пропускали солнечный свет, создавая даже днём полумрак. И стоило войти в этот лес и немного в него углубиться, как можно было оказаться в дремучей, почти не проходимой чаще. Люди побаивались этого леса но, лес кормил и хочешь, не хочешь, а местным жителям приходилось идти в лес, заготавливать на зиму грибы, ягоды и кедровые орешки.
         Еда у жителей деревеньки была скудной, только картошка, выращенная на отвоеванной у леса земле, да капуста. И, если бы не охотники, совсем худо  пришлось бы в зимнее время деревенским жителям. Но, было деревне три охотника, дед Еремей, дядька Потап и молодой парубок, Прохор. Пошел только второй сезон, как он стал охотиться в одиночку.  И вот, с весны и до глубокой осени, а потом и по снегу, охотники пропадали в лесу, нужно было запасаться мясом. В этой деревеньке почти все приходились родственниками друг другу, так что делать запасы приходилось на всю деревеньку. Да и то сказать, кому как не им и запасать мясо, ведь молодых в деревне почитай не осталось, в основном старики. Вот о них и нужно было заботиться. 
         Но, глубоко в лес никто не решался ходить. Даже охотники и то, редко забредали в самую чащу. Там, посреди леса, раскинулось большое чёрное болото. И о том болоте ходили разные слухи. Дескать, живёт в болоте разная нечисть, и в давние времена много народу сгинуло в тех местах. Но, приписывались болоту и чудеса, когда та же нечисть одаривала кого-то. Сколько правды было в тех байках, а сколько выдумок никто не знал, слишком давно это было. Но всё же, идя по грибы или ягоды, люди старались близко к болоту не приближаться, на всякий случай, от греха подальше.
         Так и жила деревенька, тихо и мирно, пока к бабке Прасковье не приехала жить её дальняя родственница, Василиса, совсем ещё девчушка, пятнадцати лет. Померли её родители, и оставшись сиротой, Василиса упросила деда Еремея, ехавшего с ярмарки, взять её с собой, на житьё к бабке Прасковье. И бабке на старости лет помощница, да и самой у чужих людей не умываться сиротскими слезами. А бабка Прасковья, взглянув на неё, не стала звать Василисой, «Какая же ты Василиса» - говорит, - «Ты,  Василинка-Былинка». Да и то сказать, имя Василинка, больше подходило этой хрупкой, голубоглазой девушке.   
         Приезд Василинки наделал переполох среди небольшого населения деревеньки. Всё женское население уже побывало у бабки Прасковьи и вдоволь насмотрелось на Василинку, а мужское, старалось по нескольку раз на дню пройти мимо избы, в которой она поселилась. А как же иначе, для этой, затерянной в лесах деревеньки это было событием. По всеобщему заключению Василинка была миленькой. Правда, по мнению женской половины, несколько худовата. Но, как сказал дед Еремей - «Полнота дело наживное. К тому же, какие её годы, вот войдёт в возраст, тогда и округлится». Прошло немного времени и страсти по Василинке улеглись, к ней быстро привыкли. Да и она, оказавшись девушкой доброй и ласковой, быстро пришлась в деревне ко двору. Бабка Прасковья не нарадуется на неё, а Василинка, подрастает да хорошеет.
          Так они и жили, когда стала бабка Прасковья замечать, что Прохор, молодой охотник, дальний её родственник, всё чаще и чаще стал к ним захаживать. То утку подстрелянную занесёт, то зайца, а то и целую ногу кабана. Задумалась бабка Прасковья, и чего это Прохор к нам зачастил. Он, конечно, и раньше её не забывал, не обходил стороной,  нет, нет, да что-нибудь и приносил но, так часто никогда не хаживал. И приглядевшись к Прохору, заметила, какими глазами он смотрит на Василинку. Да и Василинка, стоило Прохору зайти в избу, сразу вспыхивала как маков цвет и что бы унять жар пылающих щек, хватала вёдра и бежала по воду. Всё это не скрылось от внимательных глаз бабки Прасковьи, и она порадовалась за нарождающуюся любовь.
           А поздней осенью, в избу к бабке Прасковье постучались сваты. Просили отдать Василинку за Прохора. Недолго судили, рядили, и решили свадьбу сыграть через год. И Василинка в возраст войдёт, да и Прохор хотел запастись лесом. Уж очень ему хотелось угодить Василинке и привести молодую жену в новую избу. А для этого, нужны были и время и деньги. Василинка, с бабкой Прасковьей, занялись приготовлением приданного. А Прохор, стал ещё больше пропадать на охоте. Ведь теперь нужно было не только всех пожилых родичей снабдить мясом, но и заготовить впрок солонину, что бы весной, как только просохнут дороги, отвезти её на ярмарку. И хоть путь до ближайшей ярмарки был не близкий но, это была единственная возможность заработать деньги на лес для новой избы и купить Василинке свадебные подарки.
           А между тем, пока Василинка готовила приданное, а Прохор пропадал на охоте, время бежало. Вот уже и весна очистила лес от снега, а голубое небо стало таким высоким, что казалось бездонным. Подсохли и дороги. Пришло время отправляться на ярмарку. Проводив Прохора до околицы, Василинка вернулась в избу и села за шитьё. Дни бежали, и каждое утро она выходила на дорогу и смотрела вдаль, в надежде увидеть Прохора. Но, прошло не мало времени, и Прохор уже должен был вернуться, а его всё не было.
           В один из дней, Василинка сидела у окна и ничего не видящими глазами смотрела в даль.  Предчувствие беды железным обручем сковывало её сердце. Вдруг, что-то поскреблось в дверь. Василинка вскочила и стремглав отворила её. Но, никого не увидела, только большой тёмный пень, взявшийся неизвестно откуда, стоял с боку от дверей. Василинка выскочила на дорогу но, и там никого не было, только плетень со стороны леса был повален. Следом за ней, из избы вышла и бабка Прасковья и, увидев поваленный плетень, сокрушенно сказала.
- Вот беда-то, опять кабаны повадились в огород, только картошку посадили, так они всё изроют. Нужно пойти, деду Еремею сказать, пусть придёт плетень поправит. Некому, больше-то.
Она ещё что-то хотела сказать но, взглянув, как у Василинки опустились плечи, ничего не сказала, а только вздохнула и вернулась в избу. Василинка повернулась и хотела тоже идти в избу. Но вдруг, ей показалось что пень пошевелился. Она подошла к нему и внимательно на него посмотрела. И тут, пень открыл глаза. От страха Василинка приросла к месту, и не в силах вымолвить ни слова, только молча смотрела на пень. А у пня, из глаза выкатилась слезинка. И от этого, у Василинки страх куда-то испарился, и она смелее подошла к нему. И внимательно поглядев в эти глаза, узнала родные глаза Прохора. Она кинулась и обняла пень, горячие слезы ручьями полились из её глаз.
- Прошенька, любимый, что же за беда приключилась с тобой, кто такое с тобой сделал.
Она всхлипывала и тихо с пнём разговаривала. А слезы всё лились и лились на пень. Василинка укутала его своим платком и, прижавшись к нему щекой, всхлипывая, что-то бормотала, когда бабка Прасковья, обеспокоенная долгим отсутствием Василинки, снова вышла из избы. Увидев такую картину, она заволновалась. Уж в своём ли уме девка, чего только  не случится от переживаний.
- Василинка, внученька, оставь ты этот пень, пойдём милая в избу. А завтра, я попрошу кого-нибудь распилить его. Будет чем печь топить.
- Нет, нет, бабушка, что ты, это же Прошенька! Мой любимый!
- Бог с тобой, внученька, тебе от переживаний уже и в пне Прохор мерещится.
- Не мерещится! Это он и есть! Я не оставлю его, я его никогда не покину!
И Василинка ещё крепче обняла пень. И тут, пень начал растрескиваться. Бабка Прасковья только ахнула, когда из пня появился Прохор. Без сомненья, это был Прохор, но одет он был как-то не обычно. Зелёная шелковая рубаха, зелёные штаны, и такие же зелёные сапоги. Он улыбнулся онемевшей от счастья Василинке и обомлевшей от испуга бабке Прасковье.
- Пойдёмте в избу мои дорогие, я расскажу вам всё, что со мной приключилось.
Почти до утра горел огонёк в окне избы бабки Прасковьи. А на утро, по деревеньке понёсся слух, что Прохор вернулся, и не просто вернулся, а с большим богатством. Весь в шелках, и в карманах полно драгоценных камней. Никто не мог точно сказать откуда у него всё это но, краем уха слышали, что болотная нечисть одарила его.
        Слухами земля полнится, они расходятся быстро. И в соседней деревеньке, в одном из домов, собрались угрюмого вида люди.
- Говорил я вам, убить его нужно было, а вы, в болото, в болото! А ну, как заявится и потребует своё.
- Так, кто же мог подумать, что он из болота вырвется, да ещё и с нечистью болотной подружится.
- Да, не верю я, что богатство у него от нечисти! Сказки всё это!
- А что же тогда по твоему?
- Клад на болоте он нашел! А про нечисть, для отвода глаз, специально людей от болота отваживает, что бы самому всем богатством завладеть! Повезло этому олуху. Видать, мы его как раз возле клада в болото и кинули-то.
- Так, ты же сам видел какая там трясина, какой же клад там мог быть?
- Трясина, трясина только для отвода глаз, а на самом деле, там клады спрятаны.
- Ну, ты скажешь, как же в трясине можно что-то спрятать? Как же потом доставать?
- А как он достал? Значит, там только сверху вода, а ниже, твёрдая земля. Нам нужно пойти и самим поискать клады.
- Что-то жутковато на болото идти.
- Ну, если тебе не нужны богатства, можешь оставаться, а мы пойдём и возьмём своё. Но, тогда не обижайся, с тобой делиться не будем.
- Да, я что, я, как всё.
- Ну, тогда и говорить не об чём. Завтра поутру и выйдем. Да, не забудьте багры прихватить.
         Прошло время, и по окрестным деревенькам пронёсся слух. Ушли на болото люди и пропали. Только тёмные пни стояли по болоту то в одном месте, то в другом и, странное дело, возле каждого торчал из болота багор.

А болотный дух гуляя по болоту, обходил свои владения и, услышав стенания пней, сказал.
-  И чем вы недовольны, кто вам не даёт стать богатыми. Если вас не отвергнут ваши близкие и захотят остаться с вами, вы тоже вернёте себе свой вид и приобретёте богатство. А почему я оставил Прохору возможность видеть, слышать и двигаться, а вам этого не дал? Так, едва я вытащил его из трясины, он поклонился мне в ноги и угостил леденцами с ярмарки, а вы, с криками и баграми набросились на меня. Так что, каждому своё. Как люди ко мне, так и я к людям.
           А в нашей деревеньке, наконец-то, сыграли свадьбу. И Прохор и Василинка были счастливы. На камни, полученные от болотного духа, Прохор срубил добротную, просторную избу, обзавёлся скотиной и построил лесопилку. Но сам в лес он больше не хаживал, хотя, сидя вечерами дома и слыша завывания ветра, вспоминал о болотном духе. Ведь в ту секунду, когда он уже прощался с жизнью, именно болотный дух дал ему надежду, вытащив из трясины. И хоть он и подверг его испытанию но, если ты сам имеешь доброе сердце, и тебя кто-то любит и ждёт, ты всё преодолеешь. И судьба Прохора тому подтверждение.
         
 


Рецензии
Замечательная сказка, дорогая Раиса!
единственное замечание: очень много!!! лишних запятых. Буквально через строчку. (или стоят не на своих местах)
Если хотите, могу привести примеры.
всего доброго

Светлана Савельева   02.07.2010 23:07     Заявить о нарушении
Спасибо Светлана за рецензию и за замечание. Всё дела, дела, и некогда заняться редакцией. Хотя понимаю, сделать это нужно. С уважением.

Раиса Рахми   04.07.2010 14:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.