Неразгаданный человек

Надвигался Маевский слет. Традицей становилось на нем присутствовать. Из года в год ничего не менялось: был большой костер и куча пьяных людей вокруг. Но в этом году ехать туда не хотелось, тем более, что все празднество приходилось на Покров. Я-то знала, что церковь не пойду, да и дома не останусь, и что туда поеду, и буду тоже как пьяная приставать ко всем, и не думать, как себя веду. От таких мыслей веселей не становилось. Наоборот, только тоскливее и тоскливее. На ближайшие выходные был намечен сбор дров для костра, я, от нечего делать, разослала письма с приглашением всем знакомым по инету на это событие, тем более, что мальчиков для таскания бревен всегда мало. Откликнулся один Денис, и то сказал, что не сможет, и что уезжает на неделю в Гришино, к Сергею, делать ветряк.

Гришино - небольшая деревня на севере Ленинградской области, почти в Карелии. Там, с недавних каких то пор поселились люди, именующие себя экопоселенцами. Они уходили из города в деревню и пытались там жить. Сергей - тот человек, к которому ехал Денис - был из этих людей, но с одной особенностью - он пытался выжить в деревне натуральным хозяйством. Я, из чтения его сайта, поняла, что он хотел минимально зависеть от других людей. Он познакомился с Денисом на почве самодельного генератора электричества из возобновимых ресурсов, и они вместе делали ветряк.

Ветряк, как и другие вещи, типа паровой машины, были мне не интересен. Но вот Сергей… Не было в голове полного представления о человеке. Это как головоломка: нет деталей - нет картинки. Деталей не хватало. Сергей. Человек, который живет один в деревне. Человек, который пишет в Интернете, у которого свой сайт, «Берлогово», на котором рассказы, песни, фотографии… Человек православный, который ждет конца света. Человек с бородой и с косой на фотографии… Все эти грани казались настолько разрозненными, что это все не укладывалось в голове и начинало казаться, что в реальности нет такого человека. Что это ну хотя бы три разных. А Денис говорил, что есть, что Серега – несчастный человек, что его жизнь поломала. А я говорила, что существование Сергея неустойчиво, и прочую галиматью из теории управления. А в сердце, между тем, запала одна из песен Сергея, и слушать ее хотелось снова и снова… И, глядя на адрес в конце страницы сайта, начинали возникать мысли «А может как-нибудь и сьездить, посмотреть… Как-нибудь потом…».

Прочитала ответ Дениса, обрадовалась возможности избежать слета и попросилась в Гришино. Денис ответил положительно, сказал станцию, поезд, прислал карту. Я купила билеты и начала собираться.

По всем признакам, пришлось бы мне добираться туда одной. Из всех людей, которых можно было бы туда вытащить, ни один не собрался. Таня завела котенка, у Коли дела... Случайно спутник объявился. Это был Денисов друг Ваня, который тоже собирался ехать в Гришино на выходные. Мы договорились ехать туда вместе на великах. Ваня оказался веселым человеком. На посадке в поезд он так легко очаровал проводницу, что она разрешила не то что не убирать велики в чехол, а даже не попросила снять переднее колесо. От станции до деревни добирались весело, но медленно, дорога оказалась в гору. К самому домику нас подводил Денис. Он встречал на лодке, перевозил через реку. Потом вел по дорожке через поле. Издалека показалось бревно с лопастями, потом два крохотных домика, полтора стога сена, косая изгородь. А хозяин, Сергей, нас встречать не вышел. Он возился с другим парнем около ветряка что-то пиля, прикрепляя. Ваня подошел, поздоровался, мне тоже пришлось подойти. Все как-то чувствовали себя неловко. Денис предложил нам с Ваней пойти поесть и потом приходить помогать. Вот так и состоялось знакомство.

Сергей, Серега... Кто же он такой?
Человек в кепке, с бородой с проседью. Она у него пышная, борода. Сапоги типа кирзовых, штаны от времени посеревшие, такая же куртка. Глаза - не знаю какие. Цвет не знаю. Да я в них там и не глядела. Видимо, они были добрые. А по фотографиям, конечно, много не скажешь. Но одно видно - глаза молодые, думающие. Очень хорошо запомнился голос - спокойный, размеренный, Окающий. И весь он - спокойный, бесстрастный. Денис говорил, что его жизнь поломала. Ваня - что он похож на Ослика Иа. Не знаю, мне не показалась близкой ни одна из этих точек
зрения. То, что сломалось – то пережилось и травой поросло. Сейчас он уже что-то другое. Может, он смирился с судьбой и стал просто жить?

Денис вызвал трактор, и ветряк без проблем опустили. Ребята стали его балансировать, мне это было непонятно и неинтересно, и я выпросила у Сергея разрешения приготовить еду. Я так и готовила до отъезда из Гришино. Сергей сперва как-то с иронией ко мне относился. Ну, и про готовку, тоже, спросил сначала, умею ли, и что умею. Потом дал овощи, кастрюлю и сказал приготовить что-то вроде рагу. Еда получилась. Я ничего не спалила газовой плиткой, ничего не подгорело и Сергей, видимо успокоился.

На следующее утро готовлю завтрак, стою в домике около разделочно-обеденного стола, заставленного бутылками с маслом, плошками с солью и сахаром. Тарелки для еды едва помещаются между пакетами с крупой и подсвечником. Входит Серега. Я у него спрашиваю, куда поставить крупу – нехорошо ведь, что стол завален. Он некоторое время стоял соображая. Он, видимо не ожидал таких вопросов от меня. Потом указал на нижнюю полку. Я поставила туда банку с сечкой. Хотела туда же убрать пакет с манкой, но он был начат, и если бы упал с полки, то наверняка бы рассыпался. Я попросила у него прищепку – закрыть пакет. Опять Серега долго не мог понять, зачем мне прищепка. Потом сказал, что прищепка на веревке, и принес одну. Я закрыла пакет, поставила на полочку. Серега как-то странно посмотрел на все это, что я больше не рискнула что либо разбирать со стола и стала резать хлеб.

После завтрака подняли ветряк, но ветра не было и было непонятно, заработает ли он. Мы с Денисом поехали на великах провожать Ваню на поезд, а после смотреть озеро. До него надо было идти по болоту, и я сильно промочила ноги. На обратном пути Денис собирался пойти в гости возвращать сверла, ненужные после установки ветряка, а я хотела переобуться во что-нибудь сухое и поэтому возвращалась в домик к Сергею. Когда мы подходили к берегу реки, Денис посмотрел на другую сторону и сказал: «Вертится. Интересно, сколько оборотов в секунду? Если хотя бы один – он дает энергию.» Когда я подходила к домику, на пороге стояли Сергей с Лешей и тоже смотрели на ветряк. Они не считали обороты, но тоже улыбались и радовались. Ветряк работал. И давал энергию.
 
В сапогах с теплыми носками сухо и тепло. Сидеть дома скучно. Выхожу опять на улицу и прошу Сергея дать мне какую-нибудь работу. Он указывает на грядку, говорит, что надо чеснок посадить. Я не знаю, как сажают чеснок, я не знаю осенние огородные дела – ведь в это время уже вовсю идет учеба в школе. Сергей терпеливо разъясняет: сперва надо вскопать. Мое лицо, к сожалению, выдало все отношение к процессу копки. Но, делать нечего, сама напросилась. Начинаю перекапывать землю, попутно выбираю сорняки и постоянно вспоминаю бабушку, думаю, как бы она ругала меня за эту копку, как бы пыталась отнять у меня вилы и все переделать по-своему. Подсознательно жду этого же от Сергея. Но он, к счастью, молчит. Он приносит коробку с головками чеснока, и мы сидим и делим их на зубчики. Потом он делает лунки, а я сажаю туда дольки. Серега добрый, он подробно объясняет, что надо делать, но я все время жду от него, как от бабушки, ругани «не так делаешь, руки не оттуда растут, отойди, я сама», от этого и посадка не в радость, от этого я мрачная, от этого даже Сереге не по себе. Может поэтому следующие задания - сплести косичку из лука и сделать ужин – я делаю одна.

Еще одно наблюдение. Не знаю из чего родилось. Скорее всего, из Серегиной песни, из фразы «не крестьянин, не монах». На крестьянина он по виду смахивает. Но у всех моих знакомых деревенских жителей при встрече со мной, городской, печаль в глазах и стыд за себя, неотесанных. У него нет такого. У него нет простоты в отношениях с людьми. Он не сразу знакомится, не сразу находит общий язык. Он смотрит на них, изучает. Это я наблюдала на собственном примере. Сначала осторожное приветствие, потом пора наблюдений, и лишь потом - общение.

Готовлю ужин в домике. Чищу тыкву, и смотрю по сторонам. В домике самодельная мебель. Неподъемные табуретки – поставленные бревна, укрытые тряпочками, кровати на четырех чурбачках, и – ноутбук на специальном самодельном столе. Все это делает домик похожим на одну из охотничьих избушек, на которые натыкаешься в лыжных походах. Спросила у Сереги про мебель. Он ответил, что покупать и везти сюда – дорого. Да и незачем, раз лес рядом.
 
Эх, все равно нет полной картинки. Нет и все. Серега оказался чуть другим. Чтобы узнать его надо намного больше времени, чем полтора суток. Вот, из того, что запомнилось, разговор в домике.
- … Я соседу их подарил, - сказал Сергей.
- А почему? Тебе не нужны? – спросил Денис.
- Ну, я с дальним расчетом. Ты-то можешь жить как хочешь, а мне на рай зарабатывать надо.
- А…
Сергей – православный, Денис и Ваня – утверждают что язычники. Видно было, что Сергей пытался давно уже их разубедить, но что это не выходило, и поэтому теперь он просто декларировал, что рай есть, и не пускался в пространные рассуждения, что ждет их после смерти. Вообще, мне кажется, если бы Сергей не был бы верующим, не смог бы он прожить в одиночку в деревне. Скорее всего, сошел бы с ума. Или, что более вероятно, и не решился бы на подобный эксперимент.

На пути к озеру Денис спросил, что я об этом всем думаю. Я ответила, что он и остальные ребята просто играют в игру под названием «сделай сам», а Сергей – живет так. Для него это все реальность и проза жизни. Что этот ветряк лишь для него реально нужен.

Когда подняли ветряк, и стало ясно, что он работает, мне показалось, что к радости Сергея примешалась капелька печали – все, ветряк доделали, он работает. Теперь не нужно будет переписываться и общаться на эту тему. Не надо будет встречаться и что-то мастерить. Видимо, это было так грустно, что он обмолвился: теперь и Стирлинга(двигатель наружного сгорания) можно доделать. И стало казаться, что всю эту эпопею с ветряком он затеял только для того, чтобы иметь возможность общаться с интересными думающими людьми… Хотя, может это все мне только показалось. Может, и не было грусти, может, была только радость от сделанной работы, а это все я напридумывала…

Когда ехала на велике обратно до станции, думала, а что если опоздаю на поезд,а денег на второй билет нет, и останусь я здесь навсегда… Не додумала. Успела на поезд.

Дома, когда я показывала фотографии маме, остановилась на портрете Сергея:
- Это Сергей, тот у которого мы жили, у которого ребята делали двигатель.
Мама ответила:
- Необычный. Это не простой дядечка. Совсем не простой.
Мне ничего не оставалось, как согласится: Да, не простой. Но какой – так и не знаю.


Рецензии