Не директор главный в школе, а ученики

КАК-ТО на день рождения маленькой Риточке папа с мамой подарили ящик апельсинов. Её родители - Георгий Александрович и Валентина Антоновна Саратовкины - работники культуры, всю жизнь проработали в санаториях пятигорского курорта, и тогда в Советском Союзе это был воистину царский подарок. Аппетитно пахнущая коробка осталась для неё в буквальном смысле самым ярким воспоминанием детства. Может, именно тогда, перебирая и пересчитывая оранжевые шары, она впервые решила, что станет преподавателем математики? Хотя желание быть учителем у директора пятигорской средней школы №6 Маргариты Георгиевны Ваховой было, сколько себя помнит:
- С детства любила возиться с детьми, - рассказывает она. - Помню, уже в 6 лет перенянчила всех малышей во дворе. Немного позже, когда появился младший братик, наравне с мамой его воспитывала. Окончательно же на выбор профессии повлияла наша классная руководительница Людмила Валентиновна Катникова. Она преподавала математику с пятого класса и сумела целиком увлечь меня этой точной наукой.
Однако после школы пойти в учители Рита решилась не сразу. “Родители хотели, чтобы я врачом была, а я два года колебалась между педагогикой и медициной. Даже математику для поступления специально не готовила”. С выбором определилась буквально за месяц до вступительных экзаменов, и в 1975 году поступила на физмат Ставропольского государственного педагогического института.
- Я попала в такой период, когда на факультете большинство профессоров уехали из Ставрополя, - вспоминает директор годы учёбы в вузе. - Но мне удалось застать профессора Привалова (к сожалению, уже не помню его имени-отчества) - замечательного преподавателя математического анализа. Нашим куратором был Юрий Сергеевич Врановский, преподавал алгебру и теорию чисел. На лекциях этих и других преподавателей я убедилась в том, что не зря сюда пошла.
- Первая практика запомнилась?
- Шок был жуткий! От страха пелена перед глазами, не видишь ни доски, ни мела, ни учеников. Хотя это был урок геометрии в 7 классе, признаки треугольников - лёгкий материал. Это можно сравнить только с шоком на первом самостоятельном уроке, когда я после института пришла в 10 класс и вела астрономию. Но никогда не было проблем в контактах с учениками.
После института Маргарита Георгиевна получила свободный диплом. Хотя в альма-матер предлагали остаться на кафедре физики, научной карьере предпочла педагогическую. Вернулась в родной город, в 18-ю школу преподавателем математики и астрономии.
- Когда начали работать, ощутили разницу между теорией и практикой?
- Вначале не хватало знаний по методике. Но такого, как у Райкина - "Забудь всё, чему учили" - не было. Самыми добрыми словами вспоминаю Эмилию Александровну Сысун, она меня очень многому научила, в первую очередь, отношению к детям.
Полтора года проработала учителем, потом взяли на повышение - в горком комсомола, инструктором отдела пропаганды. “Это был 1981-82 год, там работали Болдырев, Никишин - дисциплина была жёсткая, и работа в горкоме воспитала многие волевые качества” - вспоминает об этом периоде Маргарита Георгиевна. Хотя надолго там не задержалась - чиновничья работа не слишком влекла молодого учителя - и ушла в санаторий "Зори Ставрополья" заместителем главврача по культмассовой работе. Была секретарём комсомольской организации, там вышла замуж, родилась дочка Валя. А с 1986 года пришла в школу №4. В стране как раз начиналась горбачёвская перестройка…
- Школа №4 для меня действительно целая эпоха, - в голосе моей собеседницы появляется лёгкое волнение. - Проработала там 15 лет, прошла все ступени школьной “иерархии” - от завуча начальных классов до заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Судьба подарила мне счастливый билет: довелось работать с замечательным педагогом, руководителем и человеком - директором Аллой Евгеньевной Петренко. Вместе с ней создавали на базе школы первую в Пятигорске гимназию, готовили пакет документов, писали программы, придумывали, как вообще всё это будет выглядеть. Под руководством Аллы Евгеньевны у меня был настоящий профессиональный взлёт. Можно было придумывать что угодно - всё одобрялось, всё получалось, поддерживалось. Тогда были идеальные условия для творческой работы. Даже в 90-е годы, когда учителя буквально бежали из школ, я не ушла на рынок, как пришлось поступить многим моим коллегам, а осталась верна своей профессии.
А с 2001 года ей доверили возглавлять пятигорскую школу №6.
ДИРЕКТОР МОУ СОШ №6 с углублённым изучением отдельных предметов, кандидат педагогических наук М.Г.Вахова совсем не похожа ни на строгую директрису из книжек, ни на сердитую “училку” с указкой. Но именно под руководством этой невысокой женщины с тихим голосом сегодня находится сотня педагогов и 1100 учащихся одной из крупнейших и лучших школ Пятигорска. И с каждым она находит общий язык, ищет свой подход. Как ей удаётся управляться с таким большим и беспокойным хозяйством, где подчас и крепкому мужику впору спасовать?
- Кадры решают всё - это моё глубокое убеждение. “Если не любишь детей, то не иди в школу”, - для меня это главная заповедь педагога, и все, кто работает в нашем коллективе, её разделяют. Лучше пусть ученику чуть-чуть недодадут знаний, чем исковеркают душу. Знания всегда можно пополнить, наверстать упущенное, а если какая-то рана в душе останется, её потом ничем не залечишь. Я всегда говорю, что у нас коллектив учителей и учащихся. Если есть это содружество, работа "в одной упряжке" - всё получится. За время моего руководства только два учителя ушли в другие школы - на повышение, и два человека уехали, сменив место жительства. Так же работаем и с каждым учеником в отдельности, "мучаемся" вместе с самыми трудными. Есть при школе научное общество, половина старшеклассников там заняты. Пишут рефераты, ищут в архивах, библиотеках, интернете. Многие наши выпускники, особенно из математических классов едут в Москву и практически стопроцентно поступают в самые престижные вузы - МГУ, “Бауманку”, МФТИ, МАИ. Это возможно благодаря очень сильному преподавательскому составу, чем всегда славилась шестая школа. Даже при наших скудных финансах изыскиваем возможности доплачивать учителям, чтобы стимулировать их инициативу, творческую работу.
- Однако бытует мнение, что сегодня в школы идут те выпускники вузов, кто не смог найти лучшей работы после института...
- Да нет, всё-таки больше приходят по призванию. В этом году к нам поступили на работу две молодые девочки, одна после Минераловодского колледжа, одна окончила ПГЛУ. У них глубокие знания, прекрасный контакт с детьми. Ведь преподаватели в базовых вузах остались те же самые, точно так же стараются дать максимум знаний студентам. А тут уже от человека зависит: кто хочет взять, тот впитывает… Эти две молодые преподавательницы не представляют себе другой жизни. Не бегут домой сразу после звонка, готовят мероприятия в школе, занимаются внеклассной работой. Согласны работать на нашу маленькую учительскую зарплату, потому что для них не в деньгах счастье - им нравится этот образ жизни..
- Сегодня школьная педагогика - занятие почти исключительно женское. Почему мужчина в классе стал экзотической фигурой? Где новые Песталоцци, Макаренко, Сухомлинские и нужны ли они вообще?
- Мужчины-преподаватели нужны безусловно. У них даже иное видение учебного процесса. В нашей школе на 97 человек педколлектива только шесть мужчин. Конечно, это мало. После института ребята не идут в школы, главным образом по материальным причинам. Была бы хорошая зарплата, думаю, их было бы больше. Недавно нужно было столяра в школу взять - не могла найти! Да и у детей другое отношение складывается, когда в школе есть мужчина. Очень хорошо, что в нашей школе замдиректора по воспитательной работе - мужчина. Воспитанием детей должны ведь не только женщины заниматься, как и в любой семье.
Семья… Маргарита Георгиевна убеждена: никакие профессиональные успехи невозможны, если дома нет тепла, любви и понимания. Муж Александр Степанович - инженер-автомобилист. Во многом благодаря его поддержке Маргарита Георгиевна осталась в школе в 90-е годы, когда материально учителю очень было трудно выжить. Он был первым, кто одобрил её желание защитить кандидатскую диссертацию. Хотя отлично понимал, что наука много времени будет отнимать и от работы, и от семьи. Дочке Валентине 20 лет, окончила школу с медалью, учится на 4 курсе в Академии госслужбы. Но по стопам матери идти не хочет. “Она совсем другая, не похожая на меня. Я никогда и не настаивала, пусть выбирает свой путь”, - говорит мама. Точно так же когда-то и её родители не стали навязывать ей свой выбор профессии, а согласились с точкой зрения дочери.
Тема, выбранная М.Г.Ваховой для своей работы на соискание степени кандидата педагогических наук - “Развитие сравнительной педагогики в 50-е - 80-е годы ХХ века”. Когда её готовила, пришлось “перелопатить” множество первоисточников, ознакомиться с различными веяниями педагогической мысли разных стран и эпох. В своих научных поисках Маргарита Георгиевна дошла даже до Чингисхана. Её поразило: и в то время у полудиких кочевников была своя педагогика! Чингисхан, оказывается, очень интересовался тем, как ему воспитывать своих молодых воинов. Даже посылал в Рим своих приближённых, чтобы они познакомились с воспитанием легионеров. Именно с воспитанием духа, а не только боевых навыков.
“MAXIMA debetur puero reverentia” (“К ребёнку должно относиться с величайшим уважением”) - сказал две тысячи лет назад римский поэт Децим Юний Ювенал в своих “Сатирах”. Менялись эпохи, цивилизации и общественные формации, но для настоящего педагога принцип этот по-прежнему неизменен. На вопрос, что она ставит во главу учебно-воспитательного процесса, Вахова отвечает, не задумываясь:
- Доверие и любовь к детям. Не директор главный в школе, а ученики. Я считаю, что если с ребёнком разговаривать как со взрослым человеком, доверять ему, то и он точно так же будет к тебе относиться. Горжусь тем, что у меня в жизни никогда не было никакой клички. Самая большая вольность, которую ребята могут позволить по отношению ко мне - сказать “Маргарита”. Какой-то трепет, когда к директору вызывают, конечно, должен быть. Но они могут сами ко мне прийти и пожаловаться на учителя. Начинаем выяснять, кто прав. Так же решаем конфликты, если возникают, и с родителями - разбираемся все вместе, всегда находим разумное решение. Найти занятие для каждого можно, что мы и стараемся делать: работают секции, кружки, внеклассной работе уделяем очень много внимания. Есть у нас и группы продлённого дня, и курсы дополнительного образования. Надо делать всё, чтобы ученику в родной школе было комфортно.
Понятию “комфортности” директор придаёт основополагающее значение. Не случайно в этом году школа №6 под руководством Маргариты Ваховой участвует в конкурсе "Школа года - 2005" в номинации "Школа психологического комфорта".
- Все наши планы и идеи подчинены этому, - рассказывает директор. - В рамках программы информатизации образования на базе школы будем создавать ресурсный центр. Их в городе будет всего два - в 14 школе и в нашей. В школе №6 в течение 12 лет идёт углублённое изучение различных направлений - естественнонаучных, гуманитарных. С восьмого класса начинаем деление на профили. Дети с помощью родителей сами выбирают профиль, и в течение года могут переходить с одного на другой, если не понравился. К десятому классу определяется профилизация - математический профиль, химико-биологический, социально-экономический. Под эту программу должно быть хорошее финансирование из края, компьютерный класс, обучение преподавателей. Ведь учитель должен постоянно учиться. Педагог должен изменяться, идти в ногу со временем, понимать детей, выросших в век высоких технологий и подчас обучившихся интеренет-дайвингу раньше, чем чтению. Но непременно, кроме чисто предметных, у преподавателя должны быть глубокие знания по психологии и педагогике. Без этого он не имеет права учить других. Программа рассчитана на 3,5 года, мы к ней давно готовились и уверены, что потянем.
Хотя, когда речь заходит о нынешних реформах школьного образования, Маргарита Георгиевна скептична.
- Отношение к единому государственному экзамену двоякое. Честно говоря, не очень большая сторонница ЕГЭ. С одной стороны, неплохо, что можно будет с этими результатами поступить в вузы. С другой - а если вдруг ребёнок заболел и не смог сдать? Это приличная психологическая травма. Дети ведь разные: кто-то может хорошо рассказать, кто-то - хорошо написать... Двенадцатилетка? Тоже против. Лишний год - это даже вредно. Дети взрослеют рано. Они уже и в 11 классе “перерастают” школу. Вообще я за традиционную, сложившуюся систему образования.
КОНЕЦ января - традиционное время вечеров встреч выпускников. Состоялся он, как и везде, и в школе №6. В этом году бывших школьников съехалось, как никогда много, почти три сотни. Некоторые из них, встречаясь с директором, вспоминали: вот, мол, мы такие хорошие были, не то, что теперешние ученики… Маргарита Николаевна отвечала им так: “Да, дети сейчас другие, но ничем не хуже вас. Этот вечер встречи делали старшеклассники. Поблагодарила их, а они в ответ - для школы стараемся. Так же не заставишь сказать - это от души идёт”. Она всем своим педагогическим опытом доказывает, что не всё ещё потеряно в России, есть в нашей молодёжи и духовные ценности, и патриотизм. Когда её воспитанники несут службу на Посту №1, надо видеть их взгляды - они полны благоговения к павшим героям, осознания величия своей страны, её славного прошлого и великого будущего. И пока в России есть такие учителя от Бога, как Маргарита Вахова, быть русской педагогике великой наукой, а нашей Родине - великой державой.

2005


Рецензии