Угадай отметки

 Давно канули в лета студенческие наши годы молодые. А нет-нет, да и припомнятся, иногда. Дружили мы тогда семеро девчонок из группы. Три последних года четверо жили в общежитии в одной комнате. Трое – в другой, рядом. Жили дружно. Почти не ссорились. Готовили по очереди. Праздники, вечеринки, танцы, курсовые, - мы вместе. До сих пор отношения поддерживаем. Правда, уже реже встречаемся. Да и разъехались: одна в Москве живет, вторая в Казахстане, третья в Томск перебралась. Четверо здесь, во Владивостоке.
 В то время в каждую сессию по пять экзаменов сдавалось. На подготовку давали три дня. В 1-й день после предыдущего экзамена мы, обычно, отсыпались. Потом шли в кино и на набережную прогуляться вечерком или на танцы в парк. Готовились к экзаменам, вместе, но, кто как. Кто по лекциям вопросы готовил. Я по книгам. У меня не получалось одновременно слушать преподавателя и конспектировать все, что он говорил. Так, только заголовки да тезисы. Но почерк такой у меня, что сама потом разобрать не могла, что в спешке нацарапала в тетради. Я и до сих пор пишу коряво: у меня несколько букв пишутся одинаково. Естественно, писали шпаргалки. Я на первом экзамене тоже попробовала шпаргалки взять с собой. Но потом зареклась. Вместо того, чтобы сосредоточиться на ответах, я сижу и суечусь: как бы это преподаватель не заметил, да не понял по моему лицу покрасневшему, что списываю. Наверное, выражение у меня было, если со стороны посмотреть: как корову украла у соседа и прячу в своем сарае, а тут хозяин с милиционером ходит по дворам и свое добро ищет. Конечно, по книгам я не успевала все вопросы проштудировать. Один из трех обязательно попадался из не охваченных. Там уже, как повезет: если смогу из под «корки» достать, что слышала на лекциях, то выкручивалась. Да и то, если лекцию не прогуляла ту, нужную в данный момент.
 Учились все шестеро более-менее: на пятерки и четверки сдавали экзамены. Проскакивали и тройки. А одна девушка была усидчивая, старательная, а вот не давалось ей. За все годы получила только одну четверку, все остальные – тройки. Правда, ни разу не получала двоек. Сейчас так и работает: скромным инженером. Но вот, к слову сказать, две ее дочки институты закончили с красными дипломами, а школы с медалями: старшая – с золотой, а младшая – с серебряной. Училась неважно, но мудрая, в житейском плане. И семью могла сохранить и простить мужа, когда он вначале ушел, а потом – вернулся. Дочки умнички, не наркоманки, не гулены, к матери уважительно относятся.
 В политехническом институте мы учились. Но странно получилось: профессия инженерно-строительная, мужская, а в группе было 20 девушек и только 5 парней. Да и не нормальные мы были какие-то: почти все стремились попасть в первую пятерку. Считали почему-то, что с утра еще преподаватели не злые, будут ставить 4 или 5. Вставали в 5 утра, а то и в 4 и мчались к институту очередь занимать. И там уже до 9 дрожали от страха под дверями института, вместо того, чтобы отоспаться как следует. Впрочем, одна была нормальная, та, что сейчас в Томске живет: она до обеда спала, а потом шла на экзамен. Я спать не могла долго. Но шла, либо в баню утром, либо в кино, на первый сеанс, чтобы от страхов отвлечься. До такой степени боялась тех экзаменов, что, как мой отец говорил: «Ты, как плохой солдат перед боем». Это он про медвежью болезнь намекал. ))))
 Готовимся дружно к очередному экзамену. Не помню уже кому, но кому-то в голову пришла бредовая идея: поиграть в гадалок. На предмет: кто какую отметку за экзамен получит? Каждый завел список, ставил ожидаемую отметку, а потом, после экзаменов, сверяли. Оказалось, что две сессии подряд у меня получался результат 100 %. Потом уже перестали писать и только на мои «предсказания» реагировали. А после очередной, предсказанной мною тройки, Татьяна, на меня обрушила гнев: это ты виновата, ты мне накаркала тройку (Это которая только и получала тройки). Как-то удалось ее успокоить. Но на следующий раз говорю девчонкам: «Баста, я вам больше не буду ничего говорить. Пошли вы лучше в….баню, или меньше спите, а больше учите. Нашли себе крайнего? Козла отпущения?»
 Хотя, ничего я не видела не обычного тогда в тех попаданиях по отметкам в точку. Видимо, как-то в голове прокручивалась информация разная: кто на что способен, как учил, как может сосредоточиться на экзамене и не растеряться, знание о преподавателях, об их привычках тоже не последнее дело? Все это систематизировалось и выдавалось в виде той или иной отметки.
 Но тоже отнесла тот случай к жизненному уроку: Если что-то и «видишь», то лучше сто раз подумай, стоит ли тому или иному человеку это говорить? Одного, - напугаешь, другого, Фому-неверующего, рассмешишь, третьего – разозлишь, что и врагом № 1 на всю жизнь будешь. В основном, виноват оказывается тот, кто «видел», а не тот, кто сам себя довел до той «случайности», хотя, по большому счету, - все случайности закономерны. Только вот заметить и адекватно прореагировать, не к каждому и не сразу это приходит.


Рецензии
Простая житейская философия здесь налицо.
Без лишних слов о главном. Здорово!
Вводных слов многовато, на мой взгляд. Кажется, "естественно" несколько раз мелькнуло. Рассеивают текст.

Елена Тюгаева   30.11.2007 13:16     Заявить о нарушении
Спасибо, Лена, за наблюдательность. И главное увидели и второстепенное. Но точно, для двух абзацев слишком много одинаковых слов. )))) Сейчас уберу.
С уважением,

Ольга Борисова   30.11.2007 14:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.