Талант

     "Не ноты имеют значения, но паузы между ними".
      Майлз Дьюи Дэвис.     
   

    Мальчик стоял в комнате, освещенный ясным солнечным светом, и держал в руках скрипку. Из открытого окна приятно веяло летом. Птичий щебет и шелест листвы деревьев сада усиливал и без того его радужное настроение.
Мальчику шел двенадцатый год, и как отмечали не только его родители, но и случайные прохожие ¬- он был необычайно красив. Золотистые кудри пышно вились по его голове, и каждый из родственников считал своим долгом провести по ним рукой, а в парикмахерской мастера, увидав его, удивлялись красоте его волос и старались стричь некоротко, сохраняя завитки и всегда с сожалением, что он не девочка. Его большие детские глаза обычно смотрели на взрослых внимательно, а прозрачные на свету уши и заостренный носик придавали лицу милое, игривое и вместе с тем трогательное выражение.
       Илья, (так звали этого белокурого мальчика), взмахнул смычком и начал выводить звуки. Играть на скрипке он начал совсем недавно и знал несколько нот. В тот первый день, когда он взял в руки скрипку, дома было тихо, и ему никто не мешал. Бабушка была в саду, а отец с матерью еще не пришли с работы, лишь только окно было раскрыто настежь, как сегодня. Когда родители пришли домой, то они приятно удивились его неожиданному порыву к музыке. Бабушка - первая, кто услышала звуки скрипки, порадовалась за внука; но когда стали выяснять, откуда дома взялась эта скрипка, никто толком так и не вспомнил.
Бабушка говорила, что на ней иногда играл дедушка, и достала из своего сундука старую нотную тетрадь, а мать спорила с ней и говорила, что на скрипке никто никогда не играл, а принес ее когда-то домой дедушка как подарок от сослуживцев. В общем давняя и запутанная была эта история; отец просто махнул рукой на эти разговоры и сел читать газету.
       Уже несколько дней после школы Илья разучивал ноты в тетради, которую достала бабушка, но довольно часто ему хотелось просто водить смычком по струнам и вслушиваться в те звуки, которые исходили при этом от скрипки. Вот и сейчас он закрыл глаза, склонил голову и стал прислушиваться к движению смычка...
       Открылась со скрипом входная дверь и вошла его мама. Услыхав странный непонятный звук, она снисходительно посмотрела на сына и произнесла:
- Илья, тебе надо учиться, если хочешь играть на скрипке правильно.
- Я и учусь, - опуская руки, отозвался мальчик.
- Самостоятельно играть на скрипке ты не научишься. Бесполезно. Сегодня я договорилась с хорошим учителем. "Так по крайней мере написано о нем в рекламной статье", - вспомнилось ей. - И завтра он послушает тебя. Кстати, он недалеко живет от нас. Ты помнишь дорогу, как идти к тёте Наталье?
- Да.
- На той же улице, только в первом доме с угла. Бабушка проводит тебя, адрес ей на всякий случай напомню, хотя впрочем - нет, лучше напишу. Мы бы с папой отвели тебя, но мы будем на работе, мы не сможем.
       
       В доме учителя игры на скрипке было накурено и сумеречно, несмотря на утро, поскольку окна были завешаны гардинами и плохо пропускали свет.
       Их встретил и провел к себе в кабинет упитанный мужчина лет сорока, невысокого роста. Он был одет в черный джемпер с глубоким вырезом на груди. Его черные волосы, маленькие круглые глазки и нос с горбинкой делали его похожим на хищную птицу. Щетина с проседью богато росла кругом на его мясистом лице и даже на шее, которая виднелась между воротничками белой рубашки в черный горошек. Маленькие глазки этого пухлого лица постоянно бегали, и выходило, будто взгляд его скользил по собеседнику, чего-то на нем искал, но никак не мог найти. Он радушно широко улыбался, потирал руки и затем, когда Илья достал скрипку, подвел его к письменному столу, где стоял пюпитр с нотами и произнес:
- Ну-с, молодой человек, начнем. Посмотрим, что вы умеете.
       Раскрытые ноты были знакомы Илье, и он сыграл их без затруднений.
- Хорошо, - сказал черноволосый учитель. - Прекрасно! - и перевернул страницу.
       Илья старался играть, но с каждой нотной строкой играть становилось все сложнее и труднее и не потому, что он не знал ноты, а потому что волновался и боялся сыграть неверно. К тому же накуренный воздух кабинета вызывал спонтанный кашель. Когда Илья сбивался и ошибался, а сбивался он все чаще и чаще, звуки выходили все какие-то резкие, ложные, неестественные, тогда известный учитель морщился, подергивал плечом, суетился и начинал прохаживаться по комнате, опустив голову, рассматривая свои холеные руки, продолжая при этом молча слушать.
Потом он вдруг захлопнул нотную тетрадь, с таким видом, будто куда-то спешил, и произнес Илье, расплываясь в улыбке:
 - Ты молодец - тебе надо играть! У тебя талант, будешь приходить ко мне два раза в неделю, брать уроки. "Навряд ли ты действительно талантлив", - подумал он в этот момент о парнишке, что выглядел растерянным и продолжал стоять возле пюпитра. Он также думал и о тех детях, что ходили к нему на занятия. "Научить нотной грамоте дело не хитрое, и я этим пользуюсь. Все-таки, реклама - великая вещь."
       Затем учитель обратился к бабушке и, по привычке потирая руки, стал объяснять, что за уроки он берет недорого, и что та небольшая сумма, которую он просит сущий пустячок. Бабушка передала ему аванс, это вызвало еще большую радость на его лице. Глаз стало совсем не видно. Он немедленно открыл верхний ящичек стола, бросил туда деньги, закрыл его на ключ и стал прощаться.
       
       После прослушивания они возвращались домой через парк. Проходя по липовой аллее парка, бабушка почувствовала усталость и присела отдохнуть на скамейку. Дул легкий ветерок. Илья подошел к соседней липе. Слышно было, как причудливо густая листва отзывалась ветру. Откуда-то сверху доносилась тихая музыка. Музыка эта витала, журчала, кружилась вокруг, и, странное дело - не исчезала. Мальчик достал из футляра скрипку, бабушка не стала ему возражать. Илья замер, прислушиваясь. Наконец он понял, что в этом говоре и пении ветра, шелесте листвы была своя музыка, свой музыкальный размер и ему не составило труда просто взмахнуть смычком, провести им по струнам и подхватить ту музыку, что продолжала играть у него в голове, в его сердце.
       Мальчик закрыл глаза, руки сами собой прижали струны, задвигали смычком, и он заиграл. Вокруг лавочки, где сидела бабушка, и липы, рядом с которой стоял Илья собрались люди. Мог ли кто-нибудь из них представить, что этот белокурый мальчуган в кругу света, ниспадающего на него сквозь листву, впервые играет эту мелодию? Даже бабушка, отвлеклась от своих мыслей и замерла в восхищении, глядя на внука. Ведь она знала, что музыка профессионального исполнителя далеко не всегда трогает душу. В талантливом же исполнении всегда есть что-то большее, что оживляет казалось бы обычные ноты, завораживает особым звуком, чувством самой природы звука, природой не подвластной простым расчетам механического повторения... в талантливом исполнении есть что-то божественное.
 Прохожие в парке подходили ближе, останавливались, завороженные мелодией, игрой исполнителя и этим удивительным радостным моментом в их жизни, мимо которого они не прошли.
       Музыка, исходящая от скрипки, рожденная под движением детских рук, то журчала как ручей, то взволнованно мерцала и дрожала в сердце каждого прохожего, как только могут дрожать и мерцать на ветру листья, то спокойно и ровно лилась в душе, как льется солнечный свет по дорожкам парка в его глубину, пропадая, исчезая в тени деревьев.
       Мальчик продолжал играть, пока ему слышалась своя музыка. Он не знал, да и не мог знать, что к учителю музыки на этой неделе он приходил не первым. До него побывали там уже один мальчик и две девочки. И от каждого из них этот известный "учитель" с маленькими бегающими глазками брал деньги, клал их машинально в ящичек стола и говорил каждому с лукавой улыбкой примерно одно и тоже: «Я научу тебя играть, мой друг, по нотам... два раза в неделю вполне достаточно...Ты будешь моим лучшим учеником. У тебя талант, несомненный талант!»
       
       Илья вырос и с юмором вспоминает того проходимца, который смел называть себя учителем. И как хорошо, что он недолго ходил к нему на занятия. Илья окончил музыкальное училище, в настоящее время живет во Франции, регулярно выезжает со своими концертами по Европе.
       Первое его выступление было через два года после описываемых событий. Сейчас он играет на электроскрипке. В его репертуаре как известные рок-композиции, так и собственные сочинения. Он недавно вернулся из Токио, чтобы записать новый техно альбом. Его виртуозная игра поражает воображение.
Ноябрь 2007.


       


Рецензии
Здравствуйте,Александр!
У Вас получился великолепный психологический портрет "учителя".И нос с горбинкой, и бегающие глаза, и джемпер с вырезом на груди, и накуренная комната...-все материализует словесный портрет.
Удачи!

Светлана Давыденкова   24.02.2017 17:58     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.