Записка самострельщика

А вот поучительная, хотя и слегка драматичная история. Фамилии в ней подлинные. Она может быть найдена в интернете до сих пор.

ВВЕДЕНИЕ

Как-то раз сереньким воскресным днем - шел уже, пожалуй, второй год моей службы, взял я у оперативного дежурного ключик, взял у себя самого веник и пошел делать красоту в соседнем кабинете - кабинете начальника штаба.

Начальник штаба от нас уехал тогда, а новый еще не вернулся из отпуска. На полочке перед настенной картой лежала кипа бумажек, видимо, предназначенных к выбрасыванию. Из присущего всем любопытства (а может мне просто картонка нужна была - вместо совка) сунулся я в эту кипочку и обнаружил в ней сделанную на стареньком факсимильном аппарате копию письма Сергея Строчихина.

История эта случилась давно - буквально через несколько дней после того, как одел я первые свои кирзовые сапоги. Кстати, все последующие я брал 43-го а не 42-го размера, а с этими мучился полгода.

Конкретно - меня привезли в часть 19-го мая 2001 года вечером, а история Строчихина произошла 23-25 числа.

Он был старше меня по призыву на полгода, а по возрасту немного моложе - я проторчал полтора курса в институте. Призвался, значит, осенью 2000 года, как наши младшие сержанты. После полугода учебки его определили на N-ю заставу, известную еще и тем что она была наиболее популярна среди нарушителей границы. В том 2001 году там случилось два прорыва (а в хорошие года на весь отряд не было ни одного) и сняли начальство, а саму заставу дооборудовали прожекторами, минами, мегатоннами колючей проволоки, буреломами и консервными банками на заборах - чтобы все ежики боялись.

Строчихин, впрочем, об этом не узнал никогда. На заставе он почувствовал некое негативное к себе отношение со стороны старших товарищей, призыва осени 1999 года. По традиционной классификации они считались его "старыми", а он считался их "лысым". В общем, дедовщина.

Что в таких случаях делают обычно молодые солдаты? Варианты бывают разные. Одни "гнутся", другие "конфликтуют". Первый путь наиболее общепринятый, и кажется более легким, однако он дурно пахнет и порой заканчивается зловеще. Второй путь, пожалуй, не сложнее, но сулит в первую очередь напряженные отношения в коллективе - зато шансов потерять здоровье или рассудок здесь намного меньше.

По второму пути шел, например, я. Чувствую себя до сих пор очень неплохо. По второму пути шел один из моих сержантов - будучи молодым ударил спящего "старого" табуреткой по лицу и сломал ему нос. Приехали из отряда офицеры во главе с командиром, покричали, пошумели - сержанта перевели на учебный центр, а "старого" вылечили и отправили в дисциплинарный батальон, то есть продлили ему срок службы на полтора года. Еще нескольких стариков с той заставы определили пожить месяц на гауптвахте. Офицеры-то у нас были в большинстве достаточно адекватные - как и везде, впрочем.

По первому пути пошли почти все мои знакомые того времени. Многие (действительно - не все) до сих пор также здравствуют и, возможно, вскоре будут рассказывать своим детям как стирали подворотнички своим "старым", как считали для стариков дни, как, наконец, их заставляли пукнуть для смеху - и им это удалось. По крайней мере я слышал, как все это они рассказывали своим мамам и невестам - так отчего же не рассказать и детям...

ИСТОРИЯ

Строчихин выбрал более странный путь. Через участок той заставы проходила железная дорога - по ней поезда вывозили в Финляндию отечественное добро, а также обменивались туристами. Наряд по охране границы при прохождении поезда через разрыв заградительных сооружений охранял поезд с обеих сторон. И вот, как-то будучи в этом самом наряде, Строчихин поправил автомат на спине поудобнее, вскочил на подножку и уехал к нашим соседям. Его напарник (по-моему, упоминаемый в письме сержант Задемидько) был страшно удивлен, когда длинный товарный состав прошел, а Сергея на той стороне насыпи не оказалось.

На заставе и в управлении отряда объявили тревогу. У нас с учебки забрали почти всех сержантов - выдали автоматы, нарядили их в плащи химзащиты и послали мокнуть в лесу в оцеплении. Та же участь постигла и многих солдат из других подразделений.

Не успели. Вскоре от финнов стали поступать известия - российский пограничник ворвался в один из магазинов, похитил, стреляя в потолок, бутылку спиртного. Где-то таким же манером угнал автомобиль. Автомобилем он явно управлять был не горазд и после аварии продолжал свое бесцельное бегство пешком. Он стрелял в полицейских, к счастью, никого не ранил - впрочем это именно везение - одна патрульная машина была прострелена аккурат между водительским и пассажирским сиденьем. Когда полицейские его окружили и пытались организовать переговоры - застрелился.

Все начальство от лейтенантов до генералов получило по шапкам. Четверых из указанных в письме старослужащих отправили в тюрьму на сроки от 2 до 4.5 лет - я сам видел как их прямо на плацу, не снимая наручников, показательно посадили в тюремный автомобиль и увезли. Кого-то отправили в дисциплинарные части на разные сроки.

Такая сказка. Мораль определите самостоятельно.

ПРИЛОЖЕНИЕ

[Последнее письмо Сергея Строчихина, найденное финскими полицейскими в кармане его бушлата. Пунктуацию, орфографию и немного бравурный стиль я сохранил, а при желании прокомментировать - оставил собственные замечания в квадратных скобках.]

Здравствуйте! и До свидания. Мама, Папа, бабуля и брат Дима [Денис а не Дима]. Пишу вам из с дальних рубежей нашей Родины т. е. с границы с Финляндией. Если бы вы знали что твориться у меня в душе [а может ксерокс не пропечатал такие мелочи, как запятые] вы бы наверное сделали бы то же самое что и я, по крайней мере так бы оно и случилось если бы не один фактор который удерживает меня от всего этого. Этот фактор [тире] вы [запятая] те которые сейчас дома ждут меня, те которые любят. И если вы сейчас читаете это письмо значит меня уже нет в живых и во всем этом полностью виноваты так называемые старые т. е. призыв осень 99 за исключением нескольких в/с [военнослужащих] которые помогали во всем и везде где могли это ефр. [ефрейтор] Болтыхов, сержант Задемидько, сержант Трунилов и ст. [старший] сержант Стенько. Остальные сделали все что-бы моя крыша уехала и что-бы я не контролировал свои действия.

Наступает тот миг когда мои нервы уже изрядно сдали и в голове творяться непонятные преображения. Попробую объяснить причину моих будущих действий скорее всего это будет называться дезертирством. Просто я тихо возьму и уйду к финам.

Дело еще состоит вот в чем [пропуск] такие в/с как ефрейтор Даргиашвили, ефрейтор Клюкин, ефрейтор Сидоров, рядовой Лубков, ефрейтор Сказываев, рядовой Звонарев, рядовой Курмачев, возомнили себя богами армии т. е. теми людьми которым позволено делать все что они захотят с духами (в/с на год меньше отслуживших [неверный падеж]) и думают что это все так [запятая] мы типа [вводное слово] его не достаем [запятая] так по мелочи [двоеточие или тире] принеси то, вымой это, постирай там, сбегай туда [тире] если не успел то тебе обязательно пробьют либо лося, либо Душу я не говорю что это больно (лось – руки полет птицы на лоб [крест-накрест, тыльной стороной ладоней] и удар кулаком или локтем или коленом точно посередине, Душа – руки по бокам удар кулаком в грудь или прикладом автомата) это просто подавляет морально ведь данной категории в/с около 10 человек а я на заставе из свой категории один человек и это происходит изо дня в день, а то и ночью.

[трудно заметить где, но где-то здесь почерк становится крупнее и более неровным]
В конце концов я смогу выдержать это максимум неделю, а потом съедит планка и я не смогу себя контролировать.

[пропуск строки]
Прошу считать это письмо предсмертным посланием и в то же время завещанием все что у меня есть моего если такое есть я отдаю своей семье полностью.

[еще строка пропущена, как я знаю, написано было на листе в клетку, поэтому расстояния довольно ровные]

Мама прошу тебя прости меня за все что я сделал тебе плохого я надеюсь на это.

Папа – и ты прости меня за все что было

Денис – надеюсь ты то хоть меня простишь а возможно и поймешь хоть в армии и не побывал.

Прошу прошения [конечно, прощения] у многочисленной родни.

[пропущена еще строка, но поменьше, дальше буквы особенно укрупненные]
Желаю вам всем долгой, безветренной и в то же время безбедной жизни.

[пропущено две строки перед подписью]
23.05.2001 г. рядовой [подпись] /Строчихин С. В./

[пропущена строка, дальше с отступа]
Ленинградская область
.......... [точный почтовый адрес я, пожалуй, утаю]


Рецензии
Здравствуйте, Родион!!!!
Я прочла то, что Вы мне предложили!
Тронуло, очень!
А это реально было?
Знаете, я считаю, что АРМИЯ-это УБИЙЦА!!!
Была бы моя воля, я бы ее отменила, она любого мужика, парня, в могилу сведет, либо повлеяет на его рассудок!
Но это не то, что мне было нужно, совсем не то!!!!
Но все равно спасибо!
freika.

Ирина Шурганова   14.12.2007 13:38     Заявить о нарушении