Повседневное чудо прикладного значения

...Шарахматов же, по случаю оказавшийся тогда у нас - кстати на этот раз, по-моему, в полевой форме - в камуфляже он казался еще более тощим и маленьким - впрочем, это и положено танкистам, вроде... Гигантов не берут в танкисты, летчики и космонавты... И в подводники, наверное, тоже...

Он рассказал следующую религиозную байку.

Как-то раз, на жарком юге, где солдаты вместо обычных кепочек или пилоток носят смешные панамки, в Таджикистане, возможно - шел он старшим группы, состоящей из нескольких танков и какой-то еще техники. И вот один солдат, водитель-негодник - вообще Сергей Васильевич выражался всегда очень деликатно - и я даже не припомню, слышал ли, чтобы он ругался - как-то он этого водителя все же обозвал... Может "чебурек", а может всего лишь "абрек"... Короче, это был молодой и тупой солдат "кавказской национальности"...

Этот неудачник - водитель - на горной дороге у которой, как полагается, с одной стороны была отвесная стена, с другой пропасть - умудрился съехать одной гусеницей с дороги, так что танк слегка повис над бездной.

Причем случилось это на довольно широком участке, как я понял, что и вызывало серьезное негодование Шарахматова. По крайней мере рядом с пострадавшей техникой остальные маневрировали свободно в несколько рядов.

Машину прицепили тросами к двум другим и, эвакуировав экипаж, слегка дернули. Она, вопреки упованиям, сдвинулась в сторону небытия - развернулась и повисла над пропастью кормой. Натянулись тросы - и железная громадина еще немного сдав позиции накренилась градусов под тридцать туда, куда и смотреть-то было неприятно.

Смекая, что сейчас случится неприятность, Сергей Васильевич - не знаю, в каком чине он был тогда, бросился в этот танк и попытался завести его.

Тут у него появились дополнительные мотивы для ругательств на голову водителя - аккумуляторы были полностью разряжены, высохли, засульфатировались и так далее. Как "лицо кавказской национальности" завело двигатель в тот день - до сих пор загадка. Не "с кика" же...

Пока Шарахматов кручинился над этим вопросом, послышалось скрипение гусениц по песку - один из танков-тягачей подался назад и, соответственно, висящая над пропастью бронетехника, накренилась уж совсем вызывающе.

Не знаю, какие чувства переживал тогда наш герой, но, как он утверждает, он подумал во-первых, что сейчас в пропасти, далеко на дне, окажутся целых три танка (он назвал сколько тонн в каждом, но я не помню - типа 43 и 27 и еще что-то) - и это хорошо ещё, что сам он в этой заварухе не выживет. А во-вторых что если все же дело как-нибудь обойдется, он пойдет в церковь, и попросит попа крестить его.

Скрипнул по песку второй, самый тяжелый из тянущих танков, зазвенели тросы, закачался Шарахматов в своей аварийной машине. Нажал он еще раз безнадежно на стартер или чего там у танка вместо оного, с удивлением услышал странные звуки от батарей, лампочки вдруг вспыхнули, мотор заревел - ребята в тягачах (оттуда уже выпрыгнули все кроме водителей) оживились - и через секунду-две все было в порядке.

Много смеялись, много ругались - а Сергей Васильевич таки пошел, крестился и поверил в Бога... Хотя человек он был вполне советский - да и объяснить чудо с аккумуляторами при желании, с натяжкой, можно тем, что от сотрясения они немножко пришли в чувство - но все же... ;-)

А еще он рассказывал, как сдавал огневую подготовку за весь дивизион. Он из танков стрелял лучше всех, якобы, и поэтому перескакивал из машины в машину незаметно для глаза наблюдателей на далекой вышке полигона... ;-)

Такая вот сказка ни о чем...


Рецензии
Родион, прочитал и удивился. Указываешь мою фамилию, но ссоришь меня с моими бывшими сослуживцами. Возможно, что я плохой рассказчик.
Никто из моих ребят с испугу не убегал из танков.
Повторю свой рассказ.
Это было в Афгане на Джелалабадской дороге. Наша 2 танковая рота была придана мотострелковому батальону. Танки были распределены по одному по постам. На посту обычно был мотострелковый взвод. На центральном посту был один танковый взвод для сопровождения пехоты для действий по обстановке. Да, совсем забыл, для большей точности 180 мсп 108 мсд.
В мае 1983 года утром неожиданно приезжает ко мне в Суруби на центральный пост мой друг Михаил, командир взвода. Я тоже был командиром взвода, но так как ротный был прикомандирован к штабу полка, меня назначили старшим. Михаил приехал в Афган сразу по окончании училища, а мне удалось перед Афганом послужить год в Термезе.
Так вот, приезжает Михаил весь озабоченный и просит меня помочь вытащить застрявший танк.
Говорю ему, Миша, у тебя ведь еще три танка. Он говорит, что мало.
Ставлю задачу подготовить мой танк. Миша говорит, что и этого мало. Тут уж я озаботился. Немного тревожно стало - это ж как надо было застрять.
Взял своих два танка. На моём танке был водителем Сергей Рогов, на втором был Игорь Александров. Это были опытнейшие механики-водители, мастера вождения. Игорь был не из моего взвода, но нужен был его опыт. Тревожно как было.
Выдвинулись вслед за танком Михаила. А танки у нас были красавцы только что из капремонта Т-62Д. Новая модификация с дополнительным бронированием, усиленным днищем, форсированным движком.
Приезжаем к Михаилу на пост и вижу картину: слева скала, прямо дорога, справа обрыв и за край дороги как живой зацепился и держится танк. Как человек из последних сил цепляющийся за жизнь. Подхожу. На асфальте следы от разворота. Видна попытка развернуться на месте, но лента тормоза была не отрегулирована и танк с огромным радиусом ушел за пределы дороги левым бортом и если бы за рычагами был не Турсунов, то уехал бы 766-й вниз по крутому косогору в реку Кабул. Но это ж был Турсунов, сержант показал ему зажать рычаг и газовать и он так и держал правый рычаг и газовал, пока танк левым бортом ушел в обрыв, обскрябал косогор и стал параллельно дороге. Потом танк под тяжестью своего веса 37,5 тонн пополз вниз в обрыв, соскрёб грунт и упёрся в эту подушку левой гусянкой, а правой гусянкой поскрёб асфальт, вцепился в грунт обочины и надломил его, образовав трещину. Хорошо, что танк был старый и не было у него дополнительных 4-х тонн.
Короче картина аж дух захватывает. Смотрю и офигеваю. Уклон градусов 70-80. Как он держится не понимаю. Точно как человек.
Подошёл осторожно потолкал. Держится. Вытаскивать значит надо. А как? Но теперь всем пофиг - ты старший, ты и решай.
Говорю, Миша, давай с той стороны с гранатомёта стрельнем и спишем ведь нереально вытащить его из обрыва, он утянет все танки с собой. Нас потом самих спишут.
Миша нет, жалко, хоть и идёт в капиталку, но родной. Понятно, сам такой же. Это ж родное железо.
Начал разбираться. Сержанта спрашиваю, ты ж видел, что танк не вписывается, почему не остановил? Думал, что впишется. Понятно.
Турсунов, ты ж видел, что танк не вписывается? - На сержанта смотрел. - Понятно.
Стало жалко парня. И в то же время думаю, это ж бесстрашный таджик, другой бы от страха улетел в обрыв. (Через 2 месяца убедился, что не только таджики - Баширин спас экипаж, зависнув на обрывом)
Немного успокоился, что все живы и танк надёжно держится. Начал готовится к эвакуации. Спрашиваю, Турсунов, танк не на тормозе? Можно вытягивать? - Так точно, не на тормозе.
Полегчало. Думаю, отправлю его троса цеплять. Но что-то засомневался и полез танк осматривать. Убедился, что танк надёжную нагрёб подушку из грунта и полез в танк в открытый люк механика-водителя. Сел внутрь. Уклончик аж дух захватывает. Рычаги во втором положении - на полном тормозе. Горный тормоз на защелке. Ну, варвар. Представил, что было бы, если бы этот кусок металла с некрутящимися гусеницами начал тянуть из обрыва, стало не по себе. Рычаги вперёд, тормоз снял с защёлки. Танк дернулся и затих. Отлегло. Смотрю на приборы - воздуха практически нет. Нажал кнопку - АКБ всего 22 вольта. Для танка это ни о чём.
Вылез, взобрался на дорогу. Спрашиваю Турсунова, так тормоз включён? Так и хотелось прибить его. Но, облико морале. Офицер, понимаешь ли. Нельзя.
Подогнал свои два танка. Первый танк четырьмя тросами через серьги крестом. Иначе было не дотянуться до крюков 766-но. Второй за первый двумя тросами крестом.
Потом стало жалко свои танки и подогнал еще два танка Михаила - один зацепил тросом за верхний задний крюк 766-но.
Второй за гусянку - на 766-м были гусеницы с открытым шарниром - за ухо серьгой прицепили трос и второй танк Михаила стал сбоку.
Короче, четыре танка на дороге, паутина тросов, дорогу перегородили.
Присели с Михаилом и ждём, кто же решиться взять на себя. Потом понял, что формально крайний я и ждать нечего.
Однако, решиться не так легко. А тут колонна идёт со стороны Джелалабада. Подходят два офицера, оценили обстановку и сказали, что всё понимают, но у них колонна 200 машин, так что как хотите, туда или сюда, но дорогу освобождайте.
Делать нечего. В основные тянущие танки сели Рогов и Александров, в два других сели штатные механики. В 766-й никого. Натянули троса. Потянули. 766-й сошёл с подушки, обломил обочину и ушёл в обрыв, потом вынырнул и стал передними катками на асфальт. Но вовремя увидели, что сергьга на гусянке добежала до звёздочки ведущего колеса. И слава Богу успел остановить процесс. Если бы серьгу прихватило зубья ведущего колеса, то было бы очень плохо.
Серьгу убрали. Сзади трос отцепили. И остались два танка на дороге и один над обрывом. Троса натянуты как струны. Нервы на пределе. Рогов и Александров держат танки на рычагах. Вижу, что они полны решимости рискнуть и попытаться продолжить процесс вытаскивания висящего над обрывом танка.
Но это не так просто, так как при переходе с тормозов на фрикционы 37 тонн могут утянуть за собою два танка.
И вот в этих условиях внутреннее чутьё подсказало, что надо завести танк, чтобы он сам проехал вперед при поддержке извне. Пошёл и самое интересное, что стал при этом неистово креститься, сам не понял почему, ведь последний раз до этого крестился перед школой, когда бабушка учила верить в Бога, а после этого октябрёнок, пионер, комсомолец, коммунист и вот те на - неосознанно и неистово. Залез в танк, включил массу, открыл баллоны и комбинированным способом запустил (стартер при поддержке сжатого воздуха). Проехал три метра. Рогов и Александров, настоящие мастера, подстраховали как младенца. Затормозил, вылез никакой.
После этого пытался осмыслить, но пусть что угодно утверждают технари, сам такой же как и они неверя, всё-таки не мог этот танк завестись. Для меня это было Чудом. Прошло время, было ещё несколько событий и в Афгане и после Афгана, после чего понял, что Бог есть. И пусть глупцы сомневаются, а я знаю.
А крестили меня в 3-х месячном возрасте мои бабушки тайком от родителей

Сергей Шарахматов   05.04.2019 10:47     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.