Маркиза. Предисловие

 
 
 

 Мне хочется рссказать об одной удивительной женщине, встретившейся на моем жизненном пути много лет назад. Мы, дворовая шпана, часто встречали ее на нашей улице, но ни разу не пытались с ней заговорить.Сама она, при встречах с нами, первая раскланивалась, но мы редко отвечали на ее приветствия. Своим внешним видом она поражала не только нас-малолеток , но даже многих своих соседей.Летом она обычно появлялась под вечер , когда спадала дневная жара. Одетая всегда в белое или светлых тонов длинное платье , она держала в одной руке легкий кружевной зонтик , а в другой – тонкий кожаный поводок с маленькой беленькой болонкой.Эта женщина всегда вызывала у нас какую-то робость, а может быть и неосознанную зависть. Роста она была чуть выше среднего , уже довольно пожилая , лет может семидесяти или около того. Что поражало нас больше всего – это ее белоснежные волосы , уложенные в тугой узел старинной прически , и зеленого цвета глаза. Впечатление от ее вида было такое , как-будто она только что сошла со старинного полотна.Одетая по моде начала века , она медленно проплывала со своей собачкой по улице , отвечая царственным наклоном головы на приветствия знакомых. Для нас этого было слишком и мы прозвали ее «Маркизой» и , однажды, она сама рассказала свою историю. А до этого мы смотрели на нее , как на осколок прошлого и потихоньку старались делать ей мелкие пакости. То, на бегу , кто-нибудь из нас , невзначай ,толкал ее так , что у нее из рук валился знаменитый зонтик , то кто-то стрелял из рогатки в ее болонку , или просто запускал в спину «Маркизе» огрызком яблока , а то и кочаном кукурузы. Мы весьма активно не любили ее , хотя я и не знал за что.
 Жила «Маркиза» в крохотной , чистенькой комнатушке на втором этаже старого дома , который не ремонтировался , вероятно , с начала века. В комнате было всего одно окно с видом на улицу. Напротив окна рос огромный тополь, и его зеленые руки всовывались прямо в окно «Маркизы». В комнате было стерильно чисто , как в больничной палате. И даже в период цветения , когда тополиный пух забивался во все щели наших домов – в комнате «Маркизы» царила идеальная чистота. За чистотой в доме следила компаньонка «Маркизы», которую она звала Машенькой.Машенька была буквально тенью «Маркизы»: мы часто встречали их , прогуливающихся вдвоем по нашей улице. В отличие от «Маркизы» Машенька , которую после закрытия монастыря приютила «Маркиза» , одевалась во всё черное. Так и гуляли они вдвоем: в белом-«Маркиза» и в черном – Машенька. Во время совместных прогулок Машенька никогда не выпускала из рук небольшую книжечку в черном переплете с серебряным крестом на обложке. Позже, когда я поближе познакомился с «Маркизой» , я разлядел книжечку – это была старинная , карманного формата Библия в кожаном переплете. В комнате «Маркизы» я видел много книг и почти все они были религиозного содержания. Впрочем несколько советских книг все же я заметил. Это были два или три томика модной когда-то писательницы- Чарской. Конечно, сейчас мне трудно вспомнить названия этих книг. Кажется , одна из них называлась «Княжна Джаваха». Впрочем , это совсем неважно. Там же я впервые увидел огромную старинную Библию с иллюстрациями Доре. Об этом художнике-гравере я узнал много позже , но такого издания Библии я больше не встречал. Впервые я попал в комнату «Маркизы» в 1951 году. Запомнил я это событие потому , что именно у «Маркизы» в этот год появился первый на нашей улице телевизор. Называлось чудо – КВН-49. Это был здоровенный деревянный ящик величиной с небольшой комод и экраном с почтовую открытку. Телевзор подарил «Маркизе» ее старший сын и она очень гордилась подарком. А мы ходили под ее окошком и тихо завидовали. И вдруг произошло невероятное событие: «Маркиза» сама остановила меня и пригласила к себе.
-Прошу прощения, молодой человек, можно вас на минутку? – обратилась ко мне «Маркиза» .
-Вы меня? – удивленно спросил я.
-Именно вас!- кивнула «Маркиза».
Я остановился и выжидательно смотрел на нее. Она стояла передо мной и небрежно помахивла зонтиком , словно забавляясь моим смущением. Ее болонка внимательно обнюхала мои нечищеные боотинки и недовольно заворчала.
0Вас ведь зовут Анатолий? Я не ошибаюсь?
В ответ я молча кивнул.
-Не окажете ли вы любезность – зайти ко мне сегодня вечером?- продолжала «Маркиза».
0Куда? – ошеломленно переспросил я, решив, что ослышался. «Маркиза» никогда с нами не заговаривала. В лучшем случае просто наклоняла голову.
-Я прошу зайти ко мне сегодня в шесть часов , если это не затруднительно для вас,- торжественно объявила она. Ее высокопарный «штиль» мне ужасно мешал: «да уж не снится ли всё это?» подумалось мне.
-Так я вас жду сегодня в шесть, - повторила «Маркиза», словно забавляясь моей растерянностью.
И она медленно проплыла мимо меня , потянув за собой упирающуюся псину. Я твердо решил никуда не идти и даже ничего не рассказывать ребятам , чтобы не стать предметом насмешек. Но когда время приблизилось к назначеннму сроку , я почувствовал какое-то смутное беспокойство.
«А чего я , собственно , боюсь?»- думал я , лихорадочно выискивая доводы «против». Но сколько я ни старался – ничего не мог найти: ведь , на самом деле , мне очень хотелось помотреть как живет «Маркиза», потому что никто из нас никогда не бывал у нее. Даже если я всё расскажу – никто не поверит. К шести часам я , наскоро провел по волосам расческой , а щеткой – по запыленным ботинкам и пошел к «Маркизе» , даже не зная номера ее квартиры. Впрочем , даже не зная расположение квартиры , я безошибочно определил ее.Поднявшись по скрипучей деревянной лестнице на второй этаж , я огляделся: в полутемной прихожей среди трех немытых черных дверных проемов резко выделялся один.Тщательно выбеленный дверной прямоугольник просто вопил : «Здесь живет «Маркиза»!
Звонок отсутствовал и я легонько постучал. Дверь моментально открылась: «Неужели меня ждали?» - успел подумать я.
В дврях стояла сама «Маркиза» и приветливо улыбалась:
-Входите , молодой человек , не стесняйтесь,- посторонилась она , пропуская меня вперед.
-Добрый вечер, - неожиданно для себя сказал я ,- машинально приглаживая волосы.
«Маркиза» легонько взяла меня за локоть и потянула вглубь комнаты. В крохотной комнатушке негде было повернуться. Вся мебель состояла из небольшого стола , двух кроватей , застеленных белоснежными покрывалами , резной этажерки с книгами и старого громоздкого комода , на котором стоял красавец-телевизор , сверкая полированными боками. И повсюду , куда хватал взгляд – кружевные салфеточки , подушечки , занавесочки . В углу , возле единственного окна , висела икона с мерцающим огоньком лампады.Сейчас я уже не помню , кто был изображен на ней – запомнился только взгляд больших темных глаз: внимательный и строгий. "Маркиза" была одна в доме. Она, очевидно, поняла мой немой вопрос и обвела рукой:
- Это всё Машенька хозяйичает здесь.А сейчас она ушла в церковь и будет нескоро: пока дойдет, послушает службу , а мы с вами почаёвничаем, Анатолий. Вы когда-нибудь пробовали чай с кизиловым вареньем? Ведь вы, наверное, как и все молодые люди , любите сладкое?
Я хотел, было , отказаться , но почему-то, утвердительно кивнув , сказал
- Ага! - чем несказанно развеселил "Маркизу".
- Так говорить не следует, -сказала она, звеня чашкми,
- Это неправильно. Я полагаю , вы хотели сказать:"Очень"? Не правда ли?
Я почувствовал, что краска заливает мои щеки.Но "Маркиза" смотрела на меня с таким доброжелательным выражением, что я даже не успел обидеться. А чай, и вправду, ароматный, пахучий , а варенье такое отменное с тонкой кислинкой - никогда не пробовал ничего подобного.
- Вы, Анатолий, конечно, не догадываетесь, зачем я пригласила вас к себе? -"Маркиза" внимательно посмотрела на меня и придвинула ко мне тарелочку с тонко нарезанной булочкой, намазанной сливочным маслом. От такой роскоши просто невозможно было отказаться. Я приналег на бутерброды, а "Маркиза" продолжала:
- Мне очень хотелось бы подружиться с вами. Не только, конечно, лично с вами, но и со всеми юношами вашей компании ,-поправилась она.
- Я, разумеется, догадываюсь, что вы меня недолюбливаете , и даже понимаю почему.Но, вначале, мне хочется кое-что уточнить. Надеюсь, вы не станете возражать?
Я молча пожал плечами, налегая на вкуснющие бутерброды.
Не получив от меня ответа, "Маркиза" продолжала:
- Вы все еще почти дети и , как таковые, являетесь максималистами.Она взглянула на моё недоуменное лицо и поняла, что я вряд ли понимаю значение этого слова.
- Ну, в общих чертах, для вас, молодежи,не бывает полутонов: белое - это хорошо, а черное - плохо. Нет золотой середины, потому что вы еще не понимаете , как невероятно сложна жизнь, в которую вы только вступаете. Ведь у вас уже имеется свое представление обо мне.И я готова согласиться, что оно не в мою пользу.Но почему вы относитесь ко мне с такой неприязнью, совсем ничего не зная обо мне: Разве я кому-нибудь из ас сделала что-нибудь плохое?
" Но и хорошего ничего",-подумал я, про себя. Но "Маркиза" оказалась более проницательной, чем я думал. Она словно угадывала мои мысли:
- Конечно я понимаю, что кто-то из нас должен сделать первый шаг.И этот шаг должна сделать я , потому что много старше вас и имею достаточный жизненный опыт. Поэтому я предлагаю вам мир. Вы больше не будете дразнить Кешу,- при этих словах, лежавшая на коврике у двери болонка вскочила на ноги и громко тявкнула.
- Кеша,- на место!- приказала "Маркиза" и собачонка послушно улеглась.
- Вы не станете больше дразнить бедного Кешу и перестанете строить мне всякие пакости. Это недостойно мужчин и неблагородно. Вы и сами поймёте , когда станете взрослыми.Я очень хочу,чтобы вы меня правильно поняли: нельзя безнаказанно делать гадости людям , потому что это аморально и ожесточает ваши сердца - еще такие молодые. Вам придется воспитывать своих детей, - какими же они вырастут? Ну, да ладно, - махнула рукой "Маркиза",
- До этого еще очень далеко.А поскольку вы, как все дети, весьма практические люди, предлагаю вам мир. Вы оставляете меня в покое, а за это можете приходить сюда и смотреть кино по телевизору. Конечно все сразу вы здесь просто не поместитесь, поэтому можете приходить по два человека - мы с Машенькой тоже смотрим , а больше четырех просто не разместить - вы же сами видите.
- А вы, Анатолий, можете приходить, когда захотите,- улыбнулась "Маркиза",
- Я всегда буду рада вас видеть, - добавила она.
Я пообещал передать ее "мирные предложения" всей нашей компании.
- А тперь, давайте посмотрим, что нам предлагают сегодня, - предложила "Маркиза".

Выбор, собственно, был небогатый.Телецентра тогда еще не было и редкие передачи, в основном кинофильмы, велись из телестудии, созданной энтузиастами-любителями из ХПИ. Велись передачи один день в неделю - четверг. Да и время вещания ограничивалось несколькими часами. Вела телепередачи очаровательная девушка, на которую мы смотрели с любовью и восторгом. В то время она еще не была знаменитой кинозвездой- она еще не была Натальей Фатеевой, а была - просто Наташа. Немного позже , когда появился. накнец, небольшой телецентр, пришли и новые ведущие - еще одна Наташа, Зоя и Иветта. К большому нашему сожалению, Иветта рано ушла из жизи, но ее милое лицо я помню до сих пор. Она была воплощением женственности и обаяния. До чего же судьба бывает несправедлива! Телепередачи занимали гораздо меньше времени, чем сегодня - зато были намного интересней. После ввода государственной телестудии мы каждую субботу смотрели "Голубой огонек", который продолжался более двух часов и не шел ни в какое сравнение с сегодняшним.Но больше всего нам нравились передачи КВН. Нынешняя молодежь, возможно, не знает о том, что эта передача почти тридцвть лет находилась под запретом и возобновилась только с началом перестройки.Когда начинался КВН - улицы пустели, как это случилось много позже , при показе знаменитого сериала "Семнадцать мгновений весны".
Заключив союз с "Маркизой", мы часто собиралсь у нее возле голубого экрана.Иногда мы злоупотребляли ее гостеприимством, но она ни разу даже не намекнула нам.По мере взросления наша компания редела и, в концк-концов, осталось всего несколько человек.В число оставшихся входила и соседская девочка, впоследствии ставшая моей женой.Как-то, в очередную годовщину нашей свадьбы, мы с Анютой пили чай у "Маркизы" и она сама вдруг стала рассказывать о себе. История ее жизни оказалась настолько удивительной, что я не удержался и сделал , для себя, как-бы краткий пересказ услышанного."Маркиза" рассказывала нам свою историю несколько вечеров.В комнате "Маркизы", среди скудной мебели висел на стене в круглой раме портрет молодой девушки необычайной красоты. Собственно, это была всего лишь одна голова.На вид ей можно было дать не более двадцати лет, а может быть и меньше.Особенный контраст создавали огромные зеленые глаза и белые волосы.Волосы были не седые, а совершенно белые.Не помню кто из нас спросил, чей это портрет.
- Это я в далекой молодоти, - ответила "Маркиза".Мы с Анютой посмотрели на "Маркизу" и поняли, что это на самом деле она.Пусть исчез румянец, пожелтела кожа на лице. потускнели глаза, но все равно ее можно было узнать.Конечно, с тех пор прошло много лет: уже давно нет "Маркизы", ушла из жизни моя Анюта, стали забваться некоторые подробности.Как-то, перебирая сохранившиеся заметки, я захотел написать о "Маркизе" рассказ до того, как события, связанные с ней, окончательно не сотрутся из моей памяти.


 


Рецензии
Понравилось, спасибо!
Написано интересно и читается легко.

Нелли Сливинская   20.07.2008 01:18     Заявить о нарушении