часть 4

Кто из вас знает, что Петербург интересным образом связан с Мемфисом, Александрией, Киевом, Константинополем? Кто знает, что Петр, ох как не случайно выбрал именно май 1703 года для постройки своей новой резиденции? 250 лет с момента падения Священной Византийской империи… Чуть больше десяти столетий со времени объединения русских племен в Киеве… Полтора тысячелетия, как Александр Македонский создал свою уникальную Александрию… Три тысячи лет, как объединились Два Египта...
Падение христианской империи, которая принесла единобожие на Русь, оказалось временным. Империя снова встала. Российская Империя со своей новой столицей претендовала на роль неофициальной наследницы Византии. Город основан в день святых Петра и Павла, а монарх рожден под покровительством Исаакия Далматского – византийского святого IV века.
Объединение племен Древней Руси вокруг нового города, Киева, с целью централизации власти проходит «под эгидой» нового правителя, которому надо утвердить свои позиции и доказать, что он не случайно занимает такое положение. Ситуация почти скопировалась через кальку столетий – Петр Первый должен воплотить свои далеко идущие планы без постороннего нежелательного вмешательства. Вот и столицу подальше от Москвы соорудил, и европейские манеры перенимает (варягов тоже не из русского погреба откопали…), и после эпохи Смутного времени и усомнительства народа, что власть царская от Бога, надо показать, кто в доме хозяин – через церковь к Богу поближе себя поставить, чтобы народ не волновался под чьим началом находится.
Петербург стал достоянием общеевропейской культуры. В новую столицу съезжались архитекторы, художники, писатели, революционеры, философы, которые использовали благодатную почву (смешно представить себе болотистую, но «благодатную почву» Питера) его культуры, чтобы создавать или реконструировать. Не зря Петербург был самым «иностранным» городом, самым немецким… почти самым итальянским, почти самым голландским…


Рецензии