Человек, Народ, Бог-машина
Как одно из самых ярких событий 20-ого века как для нашей и, как выяснилось, не только для нашей страны, рассмотрим революционный 17-ый год. Момент гибели великой империи. Это далеко не первая революция, которую пережило человечество, однако 17-ый год стоит особняком в ряде подобных исторических событий. В истории древнего Китая революции случались часто, однако их мишенью становилась правящая верхушка, уклад оставался неизменным, более того, сами революционеры защищали государственный строй, устраняя тех политиков, кто был не способен им управлять. Революции 17-ого года не просто устранили правящую верхушку, но глубочайшем образом поменяли саму формацию общества. Россия не просто видоизменилась, но в том виде, в котором была, решительно исчезла. Удар был не по верхушке дерева, а по самим корням. На счет этого события существуют тысячи толков, объяснений, спустя 100 лет выясняются новые обстоятельства, кто, как, почему? Что это: трагическое стечение обстоятельств? Жидо-массонский заговор? Самоубийство системы? Сдается мне, что и первое и второе и третье, а за ним четвертое, пятое и так далее…Одной из самых известных, но в тоже время загадочных организаций считают масонов. Предположим, что был некто: гениальный верховный лидер, чье имя и лицо в тени. Человек, который стоял у истоков падения колоса. Но все дело в том, что это событие столь масштабно и глобально, что его невозможно было просчитать. Человеческое сознание просто не в состоянии охватить настолько гигантский массив информации, проследить огромное число причинно-следственных связей.
Как говорится, была бы кутерьма, а люди найдутся. Безусловно, масоны то были или нет, но революцией кто-то управлял, спонсировал и организовывал. Создавались агитбригады, печатались прокламации, велась пропаганда в армии, в народе. Кем, на чьи деньги? И все же…ведь существовало огромное количество факторов, весомых и не очень, но которые в совокупности и стали решающим усилием, которое опрокинуло империю. И на этом фоне революционеры кажутся отнюдь не причиной, а лишь, симптомом, осложнением болезни. Совершенно нелогичное вступление России в первую мировую войну, которая была совершенно не нужна, бездарное командование, нелепые поступки царя, его политическое безволие в вопросах требующих скорого решения, и самое главное имевших оное. Череда роковых ошибок, порой совершенно невероятных, совершенных многими людьми, в разное время, в разных местах, которые вылились в революцию. Итак, вопрос, что есть человеческий фактор? Это сознательная последовательность действий, некий гениальный план, блестяще реализованный революционерами? Революция в некотором роде оказалась неожиданностью не только для царской ставки, но и для самих революционеров. Но если революционеры поймали волну народного волнения, то чья рука бросила вызвавший эту волну камень? Безусловно, революцию сделали люди, но их усилия не было обобщено единой идеей. Назовем это коллективным – бессознательным. Есть крестьянин Афанасий, есть разночинец Петров, большевик Казаевский и так далее…они не знают друг о друге, но, окинув в последствии весь ход этого события, мы увидим, что эти люди связаны между собой. И возможно не откажись Афанасий распрягать лошадей, Петров бы не оказался в Москве, а это, возможно, через множество причинно-следственных связей отразилось на судьбе Казаевского. И таких цепочек могло быть множество, возможно их просчитать? Несомненно, у народов, как и у личностей, есть свои особенности, слабые и сильные стороны, есть и свои судьбы. Каждый из нас считает себя самодостаточной личностью, чьи поступки диктуются разумом. Но есть и бессознательная сфера нашей личности. И на этом уровне действуют иные механизмы. Вполне возможно, что национальное самосознание, как и множество иных высших проявлений разума в корне своем имеют бессознательные стимулы. Бессознательное превращает единицу- человека, в частичку общества, или шире, народа, человечества, Бог-машины, единого организма. Причин революции множество, но главная причина в том, что энергия, которая копилась в народе, в бессознательном крестьян, рабочих и солдат не имела выхода. Неудачи в двух войнах, тяжелые условия, голод, все это аккумулирует энергию, которая не может не выйти. Это процессы, которые могли быть подстегнуты влиянием конкретных людей, могли быть замедленны, но человек, как самостоятельная личность не может быть их причиной. И я попробую дать ответ, на вопрос Толстого: безусловно, человек, личность - есть ключевой фактор. Каждый из нас. Но всё коллективное усилие, которым и пишется история, есть усилие во многом бессознательное, которое только впоследствии приобретает свою логическую стройность и историческую последовательность.
Москва 26 ноября 2007
Свидетельство о публикации №207112700062