О наградах

После Октябрьского переворота советская власть отменила не только все чины и награды царской власти, но при этом в корне изменилось и отношение к награждённым, в том числе и к награждённым уже советской властью. Человека, награждённого орденом, в советское время стали называть просто «орденоносец», а это звучит явно пренебрежительно, вроде как письмоносец, как будто речь идёт о человеке, который просто что-то несёт, например, несёт мешок картошки. При этом было совершенно неважно, каким орденом награждён человек: орденом «Красное знамя» за подвиг на войне или орденом Ленина за крупное научное открытие - орденоносец и всё. Идёт по улице человек с орденом в петлице пиджака, и никто на него внимания не обращает, идёт, ну и пусть себе идёт.
По иному относились к наградам и награждённым ими людям в проклятое, доброе царское время. Офицера, награждённого Георгиевским крестом, называли «Георгиевский кавалер». Он имел право на внеочередное повышение в чине и внеочередное повышение по службе. Человека, награждённого орденом святого Владимира или орденом святой Анны, уважительно называли «Кавалер ордена святого Владимира» или «Кавалер ордена святой Анны».
Унтер-офицер, имеющий «полный бант», т.е. награждённый четырьмя Георгиевскими крестами и четырьмя Георгиевскими медалями, освобождался от подушной подати не только сам, но и его потомки.
Женщин награждали только Георгиевскими медалями. Женщину, награждённую такой медалью, называли «Кавалерственная дама». К награждённым женщинам относились с особым уважением.
У нас была знакомая, женщина преклонного возраста - Смирнова Валентина Николаевна, которая во время Первой мировой войны была на фронте сестрой милосердия. На войне она была награждена четырьмя Георгиевскими медалями. Женщин, награждённых четырьмя медалями в то время на всю Россию было всего пять человек.
Нам рассказали, что когда Валентина Николаевна проходила по улице с наградами, прикреплёнными к платью, то, увидев её, встречные штатские мужчины снимали перед ней шляпы и склоняли головы, а все военные - рядовые, офицеры и даже генералы - становились «во фронт» и отдавали ей честь всё время, пока она проходила мимо них. Разумеется, это было в дореволюционное время.
Последние два года жизни Валентина Николаевна тяжело болела. Мы с женой приходили к ней и, как могли, помогали: покупали продукты, жена готовила еду, убирали её комнату и т.д.
- Ребята, - сказала она нам однажды, - у меня к Вам просьба. Вот возьмите мои награды. Положите их в мой гроб, когда меня будут хоронить. Не хочу, чтобы они попали в чьи-то чужие руки. - И она передала нам четыре Георгиевских медали.
Просьбу Валентины Николаевны мы выполнили.




Рецензии
Очень простая зарисовка. И язык простой (то есть хороший). Ничего супер-пупер, но маленькое по форме и достойное произведение. Информацийно. И поучительно без назидательности. "По-иному" пишется через чёрточку. Вижу, что Вы заходите на мои рассказы. Не понимаю, почему Вы не оставите пару слов Вашего мнения, хоть бы и отрицательного. На Вас это не похоже.
С уважением,
С.Е.

Сергей Елисеев   07.12.2007 09:15     Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей!
Тронута Вашим отзывом о маленьком рассказике моего мужа. Пожалуйста посмотрите начало его страницы. Моего мужа, Иосифа Милькина, вот уже год и три недели как нет среди нас. Книгу его рассказов я успела закончить при его жизни. В домашних условиях я напечатала 25 экземпляров книги (с большим количеством иллюстраций) для передачи друзьям и родственникам. Он был счастлив видеть готовую книгу. Но интернет я осваивала уже без него. Очень жалко, что он уже никогда не узнает, какой популярностью пользуются его "рассказики" (так он называл свои произведения) среди читателей сайта "Проза.ру".
Сергей! Ваши произведения читаю я, Елена Милькина. Они трогают меня до глубины души. Это Вы можете увидеть из моих рецензий на Ваши произведения: "Сторож России", "Липка", "Валенки", "Лада. Очень обычная история".
Сергей! Вы один из трёх-четырёх авторов сайта "Проза.ру", по-настоящему заинтересовавших меня. Мне очень приятно, что Вы периодически возвращаетесь на страницу моего мужа.
С уважением и благодарностью.
Елена Милькина.

Иосиф Милькин   07.12.2007 12:11   Заявить о нарушении