Там, где когда-то шли бои


Если посмотреть на карту Новгородской и Псковской областей, то названия населённых пунктов – Валдай, Демянск, Лычково, Старая Русса, Поддорье, Перегино, Белебёлка, Пено, Андеаполь, Торопец, Порхов, Дно, Холм, Остров, Пушкинские горы – указывают путь, по которому прошёл с тяжёлыми боями 14-ый гвардейский стрелковый корпус, входивший в состав 1-й Ударной армии.
На счету 1-й Ударной армии не было громких общеизвестных, победоносных операций, но она выполняла важную задачу – в составе Северо-Западного фронта стояла мощным заслоном на пути немецких армий к Москве. Кроме того, она оттягивала на себя силы немецких соединений, рвавшихся к Ленинграду. Северо-Западный фронт сыграл большую роль в ослаблении ударов немцев. Он не дал возможности немцам взять Ленинград.
Даже по штриховке на карте видно, что все эти населённые пункты находятся в зоне лесов и болот. В военных характеристиках такая местность называется лесисто-болотистой и считается трудной для ведения боевых действий. Большую часть года небо там затянуто тучами и моросит мелкий противный дождичек, порой переходящий в дождь сильный. Не зря этот край в народе называют «гнилым углом». Провоевав там четыре года, я на всю жизнь возненавидел дожди, болота и вообще всяческую сырость, потому что большую часть времени ходили в неуспевающем просохнуть обмундировании. Даже портянки были сырые, так как сапоги промокали при ходьбе по вечно чавкающей под ногами мокрой земле.
За время военных действий на этой территории масса военной техники, оружия и, главное, сотни тысяч солдат и офицеров, погибших в боях, так и остались лежать в этих лесах и болотах. Освобождался этот район ценой огромных жертв. Только в боях за взятие станции Лычково погибло около ста тысяч наших бойцов. За освобождение Поддорского района отдали жизнь шестнадцать тысяч защитников Родины
21 февраля 1989 года исполнялось 45 лет со времени освобождения населённых пунктов Новгородской области: Поддорья, Перегина, Белебёлки и других. Евстафий Петрович Панарин установил регулярную переписку с руководителями некоторых районов, освобождённых силами 14-го гвардейского стрелкового корпуса. В результате этого он получил приглашение приехать на празднование 45-и летия освобождения районного центра Поддорье и Поддорского района. Как всегда, приехав в Москву, он первым делом пришёл к нам и рассказал о предстоящей поездке. Услышав, куда он едет, я решил ехать с ним, так как давно собирался посетить места, где довелось воевать.
Сборы были недолгими и вечером мы с Панариным выехали из Москвы. В Старую Руссу мы приехали к концу ночи. Отсюда до Поддорья нужно ещё несколько часов добираться на автобусе. Мы сели в зале ожидания вокзала, чтобы на первом автобусе тронуться в путь. Вскоре мы увидели, как в здание вокзала вошла очень красивая, стройная молодая женщина с яркими голубыми глазами и очень светлыми волосами, выбивавшимися из-под шапки. Осмотревшись, она подошла к нам и представилась: Пиганова Валентина Дмитриевна, заместитель председателя главы администрации Поддорья.
Оказалось, что за нами пришла машина, но которой нас и доставили к месту назначения.
Тут следует сказать, что местное население проводило и проводит большую работу по обнаружению в лесах и болотах останков воинов и достойному их захоронению. В районе Поддорья было сделано несколько больших воинских захоронений. В случаях, когда можно было установить имена погибших, их семьям сообщалось, где похоронены их отцы, мужья, братья. Посылались приглашения приехать. Ветеранов боёв и родственников погибших воинов местные жители принимали, как самых дорогих гостей, как близких родственников. Жители встречали автобусы, привозившие приехавших на праздник, и наперебой приглашали в себе, уводили по домам, где всех ждал радушный приём.
Администрацией района проводилась большая работа по розыску живых ветеранов – участников боёв за освобождение этих мест. Таким образом была устроена первая встреча ветеранов, на которую приехали и мы с Панариным. Невозможно забыть, какой теплотой, каким вниманием мы были окружены в Поддорье. Были организованы встречи в школе Поддорья и расположенной в нескольких километрах на берегу речки Полисть деревни Белебёлка. Ребятишки подготовили для нас концерт, наградили памятными подарками, которые я увёз с собой в Израиль и когда беру их в руки (это книги, открытки, пионерский галстук), тепло становится на душе. В клубе села Поддорье была устроена тёплая встреча ветеранов с жителями, с молодёжью. Глава администрации А.А. Жбанков вызывал каждого ветерана, поздравлял и вручал памятный подарок. Несколько дней тогда мы пробыли в Поддорье, а впечатлений осталось на всю оставшуюся жизнь.
После этой встречи нам довелось ещё раз приехать в Поддорье, на празднование Дня Победы. Как описать пронизанные необыкновенной теплотой встречи с жителями?!
Утро 9-го мая было пасмурным, моросил мелкий дождичек, а к середине дня тучки рассеялись и выглянуло солнышко. С утра мы были на митинге памяти у мемориала на воинском кладбище в Самбатово. После этого мы отправились в деревню Белебёлка, поклонились небольшому мемориалу, сооружённому жителями села в память павших односельчан. Там же во дворе одного из домов нас ждали приготовленные для застолья длинные столы. Жители села хотели встретить великий праздник в обществе ветеранов войны. На столах были немудрёные, но очень вкусные закуски – тушёная картошка с мясом, солёные огурцы, маринованные помидоры и прочее, и прочее. Ну, и конечно выпивка. А запивали свежим берёзовым соком.
Особенно запомнился этот двор. Белебёлка расположена на возвышенной местности, и нам открывался такой вид, что этого никогда не забыть. Вдаль уходили изумрудные поля, виднелись серебристые речушки, перелески. А вдали синел лес. Спокойная, пленяющая красота русской природы.
Нам рассказали такой случай. При перезахоронениях в Поддорье обнаружили документы воина – сибиряка, написали письмо на его родину. Когда он уходил на войну у него дома оставалась жена и несколько ребятишек, мал мала меньше. Теперь все дети выросли, жили в разных городах Сибири. Получив приглашения приехать на 9-е мая в Поддорье, они, сговорившись, приезжали на железнодорожные станции, где проходил поезд на Москву. Таким образом, все они, встретившись в дороге, вместе приехали в Поддорье. Не могу без волнения описать, как их встречали жители Поддорья. Каждый хотел взять их к себе в дом. Пришлось устанавливать очерёдность, когда и к кому пойти. А они все обладали прекрасными голосами, могли составить небольшой ансамбль. На всех встречах они душевно пели вместе с местными певцами и певуньями.
Благодаря этим поездкам мы познакомились с замечательными людьми: Анисимовым Василием Ивановичем, бывшим в то время председателем Поддорского райисполкома, Жбанковым Александром Алексеевичем, секретарём райкома партии, Лысовыми Людмилой Андреевной и Василием Лаврентьевичем, Молотковой Раисой Васильевной - директором школы в Белебёлке, учителями и учениками школ, жителями Перегина, Белебёлки и, конечно, Поддорья. Крепко подружились мы с Валентиной Дмитриевной Пигановой и с её семьёй, с её очаровательной дочкой Леночкой. Судьба подарила нам ещё несколько встреч с ними. Когда мы познакомились с Леночкой, ей было лет пять. А теперь она закончила юридическую академию в Санкт-Петербурге и в звании лейтенанта работает следователем в Санкт-Петербурге.
Кстати, Валентина Дмитриевна рассказала нам два случая из местной жизни.
Случай первый. Жители одной небольшой деревушки, два соседа – мужчины средних лет, нашли в лесном болотце неразорвавшуюся авиационную бомбу. «Хорошая вещь, - решили мужики, - в хозяйстве пригодится». С большим трудом извлекли её из болотной жижи, погрузили на подводу и привезли в свою деревеньку. А тут встал вопрос: как делить находку, ведь нашедших-то двое, а бомба, хоть и большая, да одна. Думали, гадали, судили – рядили. И пришли к справедливому решенью: распилить бомбу, да и дело с концом. Сказано – сделано. С тех пор об этих жителях напоминает односельчанам небольшой пруд круглой формы.
Случай второй. Как уже упоминалось, леса и болота в тех местах начинены оружием, как булка - изюмом. Известно также, что оружие в воде хорошо сохраняется. Нашедшему нужно только немного очистить его от болотной тины, смазать и можно пользоваться. С приходом в страну так называемой демократии на псковщину, новгородчину, вообще в места боёв направилось много «чёрных копателей», которых интересовало только оружие, его добыча и продажа в наиболее опасные регионы страны. А в те времена, к которым относится наш рассказ, этой повальной добычи ещё не было. Но из местной ребятни каждый уважающий себя пацан имел небольшой арсенал, а уж один-то пистолет мог не иметь только уж очень большой лодырь. Как-то неприлично даже считалось появиться на людях невооружённому. Иногда происходили и несчастные случае, но наш рассказ не об этом. А вот о чём. Однажды в затерянную среди лесов и болот деревеньку прибыл представитель районного военкомата на предмет встречи и инструктажа с местными призывниками, которых и набралось-то немногим больше дюжины. Он разъяснил им, в чём состоит задача защитников отечества, так сказать в мирное время, объяснил, когда и куда должны явиться будущие воины. Предупредил, что они должны иметь с собой ложку, кружку и запас еды на сутки. Закончив своё выступление, бравый военком спросил, всё ли понятно и не надо ли чего уточнить. И тут из жидких рядов раздался голос будущего защитника отечества: «Мы всё поняли, только непонятно, автомат нам дадут казённый или свой брать?». Вот такой уклон жизни был у местных жителей, в общем-то очень добрых и миролюбивых
Вот уже пятнадцать лет мы с женой живём в Израиле. В этой одной из самых огнеопасных точек мира мы живём спокойно, так как мы постоянно ощущаем на себе заботу, так и хочется сказать «партии и правительства». Слава богу, не партия, но государство о нас явно заботится. Мы точно знаем, что танки на нас не пошлют, и вообще в обиду нас не дадут. Да и сыты мы будем не с помоек. Я хочу сказать, что мы вовсе не скучаем о «заботе» российского правительства. Единственное, мы скучаем об оставшихся в городах и весях России и ближнего зарубежья бесценных друзьях наших. Я горжусь тем, что на окраине Поддорья, по дороге на Перегино, сооружён по моему проекту и установлен Знак памяти и боевого братства воинов, отстоявших от врага эту землю.


Рецензии
Нa сaйте «Пoдвиг нaрода» eсть нaградные дoкументы Иосифа Ефимовича Милькина нa два ордeна Отечественной войны второй степени и мeдаль «Зa бoевые зaслуги».
http://podvignaroda.mil.ru/podvig-flash/

Александр Карасёв   31.08.2014 20:35     Заявить о нарушении