Характеристика, которой горжусь

На войне кадровики каждые полгода составляли и подшивали в личное дело каждого офицера справку-характеристику о том, как он справляется со своими обязанностями.
Однажды, когда я был на докладе у командира 14-го гвардейского стрелкового корпуса генерал-майора Степаненко, ему позвонил начальник отдела кадров штаба корпуса и задал такой вопрос обо мне.
Надо сказать, что генерал Степаненко не любил в разговоре употреблять аллегории или цветистые выражения. Обычно он говорил кратко и просто. Поэтому я очень удивился, когда на вопрос обо мне генерал сказал:
- Майор Милькин не на правом плече ментик носит.
Что это за одежда такая - ментик - я тогда не знал, а как его носят - тем более. Но выражение «не на правом плече ментик носит» меня очень заинтересовало.
Как-то, несколько лет спустя, уже после войны мне в руки попался военно-исторический справочник, а в нём я нашёл объяснение непонятному выражению. Как видно, генерал хорошо знал историю русских вооружённых сил, их вооружение и форму одежды.
В дореволюционной России были такие виды войск: пехота, кавалерия, артиллерия и инженерные войска. Кавалерия была трех видов: драгуны, уланы и гусары.
Драгуны - это кавалеристы, которые сражались и в конном и в пешем строю. Они носили обычную армейскую форму и имели обычное армейское вооружение.
Уланы от драгунов отличались только тем, что кроме обычного вооружения были вооружены еще и пиками.
Гусары сражались только в конном строю и отличались красивой формой одежды. На левом плече у них была наброшена маленькая курточка, отделанная мехом и красиво расшитая золотым шнуром. Такая курточка и называлась ментик. В рукава ментик не надевался, а держался на золотом шнуре, наброшенном через голову на шею.
Но кроме красивой одежды гусары отличались тем, что были лихими рубаками. Когда про военного говорили, что он не на правом плече ментик носит, то это означало, что он храбрый воин.
Не знаю, что тогда записали в моё личное дело кадровики, но когда я узнал, что означает это выражение, то стал очень гордиться такой характеристикой.
Горжусь и сейчас.
 


Рецензии