Царь Тишины

Во многих молитвах Господь Иисус Христос называется Царем Тишины, а также Свете Тихий. Тишина и Свет – два фундаментальных признака Бога, но, конечно, далеко не все признаки.При этом совсем не значит, что во тьме Бога нет. Это не значит также, что Господь всегда говорит тихо…

Многие городские люди живут в сплошном звуке и в сплошной мельтешащей линии неонового света, электронных пушек телевизоров и компьютеров. Звуки города, отсутствие видимого горизонта – а, значит, и видимых рассветов и закатов – большей частью искусственный свет. Но невидимый Свет Божий всегда окружает нас, даже когда мы спим. Мы не слышим главную Тишину и не имеем духовных талантов увидеть фаворский Свет, потому что слишком возбуждена кора головного мозга, слишком ненормальна кипящая в ритмах цивилизации наша кровь и слишком огрубело избитое вибрациями тело.

Стоит, однако, приехать горожанину в глухомань или просто в отдаленную деревеньку, и зачастую для него начинаются чудеса.

* * *

Выросшая в деревне, но прожившая до пенсии в городе, Зинаида С. зачастила под старость лет в деревенский дом. Милое красивое место на берегу древней зырянской реки Вымь. Дом уж сто лет простоял, только чуть подгнили нижние венцы. Огород восстановила в первую же весну, сей год и дом подремонтировала. Мужиков наняла – ей даже летнюю баньку поставили. Жить теперь Зинаида без этого дома не может. Но начиналось все не так-то просто.

– В первый раз когда приехала, весь день хлопотала по дому, прибиралась, инвентарь посчитала из того, что сохранился, – рассказывает Зинаида. – А как спать стала ложиться, охватило меня какое-то беспокойство. Вроде бы и ночи-то уже были белые, и каждый уголок дома, каждый гвоздь знаком, но… смотрит на меня кто-то из этих углов. Не один – много! Минут двадцать всего-то и поворочалась я на кровати, а потом охватил меня окончательный ужас. Страх лютый! Я бегом к соседней бабке. Рассказать-то ей стыдно, что своего дома боюсь. Думаю, расскажет людям, и поднимет меня на смех вся деревня.

Я той бабке что-то соврала: печка, дескать, дымит и матрац отсырел – спать невозможно. Мне показалось тогда, что старушка и не прислушивалась к моим россказням. «Хочешь переночевать? Проходи – места хватит». Все по-деревенски просто.

К вечеру второго дня я уже с тревогой ждала сумерек. Что будет? Пришли сумерки и… пришли они!

…Надо пояснить, что Зинаида – коммунистка с тридцатилетним стажем, в Бога не верит. «Что-то есть невидимое, нами не знаемое – в это верю. Кто-то нас видит…» – оговаривается она и поясняет, что в ее жизни было несколько чудес, привидений и «странных совпадений». Признает это Зинаида, но с Богом это не связывает, как, впрочем, и с чертовщиной тоже.

– Ум мой отказывался подчиняться. Еще днем я смеялась над своими страхами и говорила себе: ну вот подумай, Зина, как с этого угла на тебя могли смотреть пять-семь человек (так казалось ночью), а на деле здесь в темноте даже один подросток не уместится. Это все фантазии, воображение… А почему воображение не рождает цветов или птиц, почему не мерещится корова, например, или герой кинофильма? В общем, во второй вечер я тоже не выдержала – убежала. Этот второй вечер отличался еще от первого тем, что среди смотревших на меня я узнала несколько своих предков – бабушку, дядьку... прадеда, которого не знала и никогда не видела, но поняла, что это он. Ужас был еще более леденящий… Переночевала у той же бабки, а утром уехала в город. Как обьяснять-то, что в своем доме ночевать не могу?

…Тогда Зинаида еще не знала, что в их маленькой деревеньке каждый из шести оставшихся жителей смог бы поведать о множестве подобных историй.

Например, в доме напротив Зинаиды живет единственный на всю деревню дед Гаврила. Однажды ночью он прибежал к своей соседке. « Галина, открой! Не могу больше. Все они пришли и смотрят на меня»,– стучал бедный Гаврила в окно и плакал. Галина же даже не переспрашивала у него, о ком он говорит, не охала, а только успокаивала. Она говорила с Гаврилой о тех невидимых, как если бы он рассказал, что в избу налетели комары и не дают спать.

«Два дня назад меня беспокоили, теперь к тебе пришли? – сокрушалась Галина. – Рыбьи головы есть? Брось у порога да помолись, – советовала она Гавриле. «Отче наш» читай и крестись. Они уйдут», – простодушно предложила соседка.

Надо отметить, что Гаврила, как и все в деревне, не удивился тому, что Галине сразу было понятно, кто такие «они». Потому что «они» приходили ко всем… Все видели одно и то же – мертвых деревенских людей, знакомых и незнакомых (но в видении было понятно, что незнакомые тоже из этой деревни. Только, может быть, из дальних времен).

Каждый по отдельности, столкнувшись с миром невидимым, по отдельности находил и способы, как справиться со страхом. Слава Богу, предки оставили нам «Отче наш» и знание о силе крестного знамения. Кажется, до сих пор этого хватало, чтобы не сойти с ума. (А у меня, право слово, напрашивается комментарий о конце времен, когда некоторое время живые будут видеть и общаться с мертвыми. Так говорит Апокалипсис).

Однако, кроме столкновений с духами по отдельности, случались в этой деревне истории, которые объяснить сложнее.

Было не менее трех случаев, когда, не сговариваясь, бабушки выходили ночью на площадь посреди деревни. Играла невидимая гармонь. А потом скрип множества телег и невидимый плач женщин…

«Так мужиков нашей деревни уводили на войну в 41-м, – рассказывает Зинаида. – А теперь будто где-то на небесах, на какой-то невидимой магнитофонной пленке записались звуки тех проводов на войну, и вот уже несколько раз ночью гармонь играла так явственно, что старухи просыпались и приходили на площадь. Они говорят, что зимой тоже такой случай был».



Когда сталкиваешься с историями, подобными описанным выше (особенно, когда рассказывают их люди, которым доверяешь всецело), тогда ловишь себя на противоречивых чувствах. С одной стороны, мы знаем, что невидимый мир есть, но, с другой стороны, как человек в незнакомом городе или стране, мы не знаем, кто здесь друг, а кто враг. Какое действие опасно, а какое действие тебя не касается (а, может, оно полезное тебе)?

Верующие люди знают, что почти всегда за личиной умерших родственников, особенно умерших давно, стоят бесы. Крестом, постом и молитвою православный человек избавлялся прежде от этой напасти. Но деревня сегодня, которая не живет церковной общиной и где даже православные не ходят в церковь, оказывается почти беззащитна перед нечистыми духами.

Физическая сторона вопроса худо-бедно понятна. Не все, что именуем тишиной, ею является. Человеческое ухо слышит звуки в частотах от 20 до 16000 герц. А что выше или ниже? Если выше, то это контузия, лопаются сосуды, а вот ниже… Частоты звука в 6-7 герц способны вызывать в человеке состояние необъяснимого ужаса, видения образов, которые на самом деле спрятаны где-то в «архивах» памяти.

Что вьется вокруг огонька свечи? Тьма и мошка. Какой самый темный час? Самый темный час перед рассветом – гласит народная мудрость. Тишина. Можно ли ее классифицировать? Можно. Есть звенящая тишина, страшная тишина, благодатная тишина, ложная.

А побеждаема эта ложная тишина только Тишиной подлинной. Той, за которой открывается другой мир и другой Свет, Царем которой является Отец наш Небесный.


Рецензии
А я ещё встречала название "Начальник тишины". Я очень люблю тишину, поэтому и уехала от городского шума и дома у меня тихо. Спасибо Вам за хороший рассказ. Храни Вас Бог!

Ольга Скворцова   22.02.2010 13:37     Заявить о нарушении
Спасибо, Оля... И вас да хранит Господь.

Григорий Спичак   22.02.2010 18:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.