Маленькие кладбища

 Тогда я учился на четвертом курсе. Шло занятие по терапии, когда в учебную комнату влетела перепуганная медсестра.

 - Доктор! У нас больной умирает!

 - Что вы ему дали?

 - Все как вы назначили.

 - Конкретно что?

 - Я ввела эуфиллин, десять миллилитров, как вы написали. Только больших ампул не было, так я десять маленьких ввела.

 Преподаватель мигом побледнел, покрылся потом и вылетел из комнаты. Тут необходимы пояснения для неспециалистов. Эуфиллин довольно серьезный препарат, назначают его очень аккуратно. А выпускается он либо в ампулах по 10 миллилитров в концентрации 2,4%, либо по 1 миллилитру в концентрации 24%. То есть медсестра передозировала препарат в десять раз.

 На этот раз пациента откачали. После пережитого стресса преподавателя потянуло на лирические рассказы.


***
 Когда я только начинал работать, довелось мне в конце рабочего дня делать больному плевральную пункцию. А насмотрелся на хирургов, на свою голову, как они ее делают с помощью аппарата Боброва*. Ну и решил, чтобы со шприцом Жане** не возиться, также сделать. Собрал аппарат, подключил. Сижу, жду. А жидкость чего-то не отходит. И больной мне говорит: «Доктор, плохо мне». Я его успокаиваю, сейчас, мол, легче станет, а сам думаю, чего это жидкости нет? А больной мне: «Доктор, я, кажется, умираю». И тут я наконец понял в чем дело. Я аппарат другой стороной подключил. То есть я не жидкость откачиваю, а воздух ему в плевру загоняю. Настроение сразу пошло ко дну. Что делать не знаю. В больнице уже никого. Только дежурный врач, да и тот окулист. Отключил я аппарат, отправил больного в палату и пошел домой.
 
 Иду, а сам в уме уже срок подсчитываю, потому что доживет ли он до утра, неизвестно. Прихожу домой, меня трясет, делать ничего не могу, дай, думаю, позвоню завотделением. Он мне говорит: «Пунктируй во втором межреберье». Хватаю такси, мчу в больницу, пунктирую. Короче, все обошлось, но запомнил я это на всю жизнь.

 Так что, ребята, хоть мы вас и называем уже докторами, настоящими докторами вы станете, когда у каждого из вас появится свое маленькое кладбище.


***
 Эти слова я вспомнил, когда сам впервые чуть не угробил пациента. Тогда я тоже сумел выпутаться, но этих слов уже не забывал.


* аппарат для переливания крови.
** специальный шприц большого объема, в «Кавказской пленнице» им делали инъекцию Бывалому.


Рецензии